Расскажу о сочинении, которое писали мои одиннадцатиклассники по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» – три класса 3 марта 2007 года и один класс 1 марта 2012 года.
Но сначала хотя бы кратко об уроках, которые сочинению предшествовали. Есть традиция писать сочинения по литературе после того, как вся тема, то есть все произведение, пройдена. Но можно ли давать сочинение по всему «Преступлению и наказанию», по всему роману «Война и мир», по всему роману «Мастер и Маргарита»? Нет, конечно. Только в учебнике на эту тему порой не один десяток страниц. И что писать ученику? На сочинении можно предлагать лишь какой-то срез, но такой, когда становится ясно, насколько понято самое трудное.В данном случае в центре моего внимания роман о Понтии Пилате, написанный Мастером. По мнению исследователей, роман в романе в структуре произведения – это содержательный центр булгаковского художественного мира. Характерно, что, когда Ильф и Петров прочли роман, они сказали Булгакову: «Уберите «древние главы», и мы беремся напечатать роман». Но Булгаков от такой возможности отказался.В рукописи Булгакова имя главного героя всюду с прописной буквы. Но ведь это имя главного героя. Я обратился к признанному специалисту по Булгакову Мариэтте Чудаковой. Она сказала, что именно потому, что Мастер – главный герой романа, писать в изданиях романа и работах о нем имя нужно с заглавной буквы.Что касается школы, то я убежден, что размышления об отступничестве и верности, предательстве и мужестве, стремлении все списать на обстоятельства и требовании, предъявленном к себе, самооправдании и раскаянии и покаянии, размышления о стыде, совести особо необходимы для современных юношей и девушек.Но вначале хотя бы кратко о том, как я вел к этому сочинению. Первые два урока мы посвящаем второй главе романа Булгакова и первой, в которой появляется Понтий Пилат. На дом были заданы такие вопросы: «О чем говорят Понтий Пилат и Иешуа и как в разговоре этом раскрывается их отношение к миру, человеку, жизни? Почему Понтий Пилат хочет спасти Иешуа от смерти и что он для этого делает? И почему же он тем не менее утверждает смертельный приговор человеку, в невиновности которого не сомневается?» Уже на уроке я спрашиваю, почему Пилат приказывает облегчить страдания Иешуа на кресте и почему он распоряжается убить Иуду.Так приближаемся мы к центральному, главному, основному – теме совести в романе о Понтии Пилате. Пройдет всего лишь несколько часов, и в первую ночь после приговора и казни во сне Пилат беспощадно скажет себе горькую правду: «…трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Га-Ноцри. Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок».За 15-20 минут до конца урока два раза, а если просят, и три, читаю Евангелие от Матфея (хотел задать на дом, но оказалось, что Евангелие есть только у трех-четырех человек в классе) – главы 27, 17-23:«17. Итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтоб я отпустил вам: Варавву или Иисуса, называемого Христом?18. Ибо знал, что предали Его из зависти.19. Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него.20. Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить.21. Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтоб я отпустил вам? Они сказали: Варавву.22. Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят они ему: да будет распят.23. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят!24. Пилат, видя, что ничего не помогает, но смятение увеличивается, налил воду и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего: смотрите вы».И попросил до конца урока написать, в чем различие этого сюжета в Евангелии и того, который Булгаков предложит в романе. Я был убежден, что все ответят правильно. Но я жестоко ошибся. Чего я только тогда не начитался! Один ответ вмещался в строку: «Никакой разницы здесь нет». В другом написано, что один умыл руки, а другой не мыл (а в одном ответе добавлено: «под умывальником»). В третьем – что один подсказывал, что нужно говорить, а другой не подсказывал.Пять лет назад в тот день в классах было 50 человек (в 2012 году я проводил эту же работу устно). 33 из них, а это 66%, сказали, что в романе Пилат виновен. И лишь 20 одиннадцатиклассников (а это 40%) сказали, что он заплатил за то, что утвердил смертельный приговор невиновному человеку, муками совести.Но вот что интересно: среди этих работ было несколько, в которых вина с Пилата из романа все же снималась. «У булгаковского Понтия Пилата не было выбора. Он старался защитить Иешуа всеми усилиями, но они не увенчались успехом. И потом у него не было другого выбора, выхода, как приговорить его к смерти. После чего он все время мучился и считал себя виноватым». В данном контексте считать себя виноватым не значит быть виноватым. «Он понимал, что Га-Ноцри не виноват, но вынужден был отдать приказ на его казнь. Его тоска – его бессилие». Через пять лет я специально спросил, что это за тоска, которая овладела Пилатом вслед за страшным видением кесаря. И мы пришли к выводу, что тоска эта – вовсе не страх, который сам по себе не является чем-то безнравственным. И эта связанная в ту же минуту с мыслью о бессмертии тоска – это первое предчувствие мучений совести. «Прокуратор в романе «Мастер и Маргарита» соглашается на казнь Иешуа, так как если бы он оправдал человека, который не желает подчиниться кесарю целиком и полностью, то это могло бы закончиться плохими последствиями для самого Пилата».На следующем уроке им предстоит убедиться, что сам Пилат приходит к пониманию того, что у него был другой выход. Именно это станет главной причиной его мучений. Приведу два ответа одиннадцатиклассников, которые, на мой взгляд, верно ответили за 15 минут на поставленный вопрос.«Разница между Пилатом из Евангелия и Пилатом из романа в том, что первый «умывает руки», снимает с себя ответственность и чувство вины, а ведь он пытался спасти Иисуса, а толпа пожелала его распять. В романе же Понтий Пилат остается с грузом на совести, он чувствует свою вину за казнь невиновного человека, он мучается оттого, что совершил, и оттого, что уже ничего нельзя исправить. В смерти Иешуа виновата в первую очередь не толпа, не Каифа, а он сам».«Понтий Пилат в Евангелии, понимая, что ничего уже не поможет, «умывает руки», тем самым дает понять, что не лежит кровь на его руках, так как дал народу выбор, и они его сделали. Получается, что совесть его чиста, он считает себя невиноватым. В романе Понтий Пилат мучается и страдает. Он пытается внушить себе, что, убив Иуду, он сделал что-то полезное, но понимает, что этого недостаточно. Здесь его совесть не будет чиста. Еще в Евангелии он подтверждает, что Иисуса просто предали и он не является виновным. А в романе он этого подтвердить не может, там он боится кесаря, точнее, боится оказаться на месте Иешуа».А вот к следующему уроку я предлагаю подумать над тем, как же наказан Понтий Пилат. Ведь роман Булгакова тоже роман о преступлении и наказании.В каждом из классов вызываю по одному к себе, предлагаю стул рядом с моим столом и прошу ответить на этот вопрос человек 7-8. Ведь при беседе в классе один верный ответ сразу делает невозможным проверить, как понимают не единицы, а все, а проводить на каждом уроке письменные работы тоже невозможно. И только после ответов этих вызванных к учительскому столу предлагаю вопросы всему классу.Все отвечают в принципе верно, но абсолютно не понимая самого главного. Если сказать кратко, то они говорят, что почти две тысячи лет Пилат не может забыть то, что произошло, когда он не смог защитить невинного человека и утвердил смертный приговор ему. Теперь его все время мучает совесть. «Но КАК все это происходит?» – спрашиваю я у каждого из них, и никто не может ответить, хотя, судя по всему, эти страницы были прочитаны. Когда я обращаюсь к классу, то в одном из них никто не смог ответить правильно, в другом одна ученица дала правильный ответ, в третьем – трое учеников. В 2012 году картина в принципе осталась такой же.Тогда я читаю полторы страницы текста и комментирую их.«И лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней прямо к луне. Он даже рассмеялся во сне от счастья, до того все сложилось прекрасно и неповторимо на прозрачной голубой дороге. Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. Они спорили о чем-то сложном и важном, причем один из них не может победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем. Само собой разумеется, что сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением – ведь вот же философ, выдумавший столь нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шел рядом, следовательно, он был жив. И, конечно, совершенно ужасно было бы помыслить о том, что такого человека можно казнить. Казни не было! Не было! Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны».Во сне Понтий Пилат переигрывает ситуацию. Он делает бывшее небывшим, что возможно только во сне. И в ситуации выбора делает выбор, который казался ему абсолютно невозможным. Он ведет себя так, как должен был бы вести себя мужественный человек. Недаром он вспоминает тут, как бросился на помощь Крысобою-Великану в Долине Дев, когда «яростные германцы чуть не загрызли его».«- Но помилуйте мня, философ! Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи!- Да, да, – стонал и всхлипывал во сне Пилат».Разумеется, погубит. Утром бы не погубил, а теперь, ночью, взвесив все, согласен погубить. Он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача!»И потом, потом пробуждение: «Он открыл глаза, и первое, что вспомнил, что казнь была».Здесь описана первая ночь Пилата после казни Иешуа. О том, что было потом, рассказывает в конце романа Воланд: «Около двух тысяч лет сидит на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница… Он говорит одно и то же, что и при полной луне ему нет покоя и что у него плохая должность. Так говорит он всегда, когда не спит, а когда спит, то видит одно и то же – лунную дорогу и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что, как он утверждает, он чего-то недоговорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана. Но, увы, увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удается, и никто к нему не приходит. Тогда, что же поделаешь, приходится разговаривать ему с самим собой».В рукописи Булгакова имя главного героя всюду с прописной буквы. Но ведь это имя главного героя. Я обратился к признанному специалисту по Булгакову Мариэтте Чудаковой. Она сказала, что именно потому, что Мастер – главный герой романа, писать в изданиях романа и работах о нем имя нужно с заглавной буквы.
Комментарии