В понедельник, заканчивая 7‑м уроком внеурочную деятельность в одном из 5‑х классов, я чуть не плакала. После того как мы завершили работу с детьми в 14.55, видела, что они не торопились собираться домой, как это обычно бывает, когда шумная ватага ребят потоком вырывается жить в свой большой мир.
На мою реплику, что они могут идти, ведь мы закончили наш школьный день, ребята ответили, что через некоторое время у них будет еще одно дополнительное занятие по второму иностранному языку, несколько ребят заметили, что потом у них еще музыкальная/спортивная/творческая школы…
Я поняла причину их неспешных ответов на уроках, быстрой отвлеченности и какой-то серой тоски ответов в размышлениях о жизни на уроках литературы. Они элементарно устали! Их день не смог бы прожить ни один взрослый человек! Мне очень хотелось надеяться, что пандемия показала родителям ценность отдыха детей, необходимость увлечения спортом, наличия совместного времени жизни не бок о бок, а рядом, друг с другом.
Я думала, что это непредсказуемое событие, изменившее темп жизни всей планеты, зримо показало им: никто не знает того будущего, которое будет у наших детей. Самое лучшее, что мы можем сделать, – это подарить им резерв сил, запас оптимизма, чтобы в этом стремительно, молниеносно меняющемся мире, когда утром ты узнаешь о кардинальном изменении направления в курсе дня, они думали: «У меня нет проблемы, у меня есть задача!»
Если вы откроете Атлас профессий-2030, который спроектирован Сколково, то увидите, что 85% профессий нашего времени там нет и в помине. Никто не может предсказать, куда направит свои стопы мир.
Дети своим здоровьем, эмоциональным прежде всего, платят за амбиции родителей, за их желание быть лучшими в этой непростой родительской доле. С удивлением несколько дней назад я узнала от подросткового психолога о том, что в Германии детей и подростков нельзя записать на прием к психотерапевту, психологу или психоаналитику, если ребенок спит меньше 8 часов в сутки. Вот и ответ на множество вопросов о расторможенности современных детей, об их неумении концентрироваться, об отсутствии навыков длительного произвольного внимания, им просто нужно быть детьми – много играть, гулять, отдыхать, тогда и познавательный интерес, и познавательная активность будут велики!
Ни для кого из нас не ново, что человек учится не для школы, а для жизни. И его детская жизнь проходит в школе, весь этот этап радости познания мира, первых любовных чувств, первой настоящей дружбы, истинных потерь и поражений приходится полностью на школьную пору. И так хочется, чтобы и современная школа перестроилась, чтобы программы учитывали запросы – истинные, самого ребенка, конкретного, особенного, и учителя, который видит ту индивидуальность, которая раскрывается в полной мере на его уроках. Так хочется, чтобы школьная жизнь лозунгом взяла бы девиз Константина Сергеевича Станиславского: «Проще, легче, выше, веселее!» А это самое главное, что можно подарить ребенку в этом «прекрасном и яростном» школьном мире.
Мир будущего – это мир сегодняшнего ребенка! Поэтому хочется, чтобы он был наполнен ощущением азарта, желанием познавать и жить ярко!
Анна ЛАПИНА, учитель русского языка и литературы школы №1270 «Вектор»
Комментарии