search
main
0

Проще было бы сдаться. Что же помешало?

Директор 130-го лицея Екатеринбурга Николай Которов схватился за голову, когда получил приказ Управления образования Кировского района: «Внебюджетный счет лицея в коммерческом банке закрыть. Передать всю школьную бухгалтерскую отчетность (сметы, штатные расписания) в централизованную бухгалтерию управления образования». Торопиться с исполнением «указивки» не стал. Попытался пойти против системы. А вдруг времена изменились, и его доводы кто-нибудь да услышит.

На мой взгляд, документ о переводе школ на централизованный бухучет, который получили на руки руководители образовательных учреждений а, незаконен. Попытаемся шаг за шагом разобраться в этом вопросе.

Еще в 90-е, когда о финансовой самостоятельности школ заговорили «в верхах» как о неизбежности в условиях рыночной экономики и даже внесли соответствующие изменения в Закон «Об образовании», Которов взялся опробовать новшество. Придал школе статус юридического лица, открыл для лицея расчетный счет в банке – для бюджетных и внебюджетных средств, нашел специалиста со знанием бухучета, который составлял смету на расходование бюджетных средств: на зарплату, питание детей, обслуживание здания и следил за расходованием «своих кровных», которые школа зарабатывала сама на дополнительных образовательных услугах .

Которов понял, что можно регулировать расходы по экономическим статьям. К примеру, предусмотреть дифференцированный подход к определению размеров доплат и надбавок в зависимости от объема и качества выполняемых работ, не входящих в круг основных обязанностей работников. В общем, директор лицея со временем стал в теперешнем понимании менеджером, человеком, который, согласно определению, эффективно реализует то, к чему стремится. Интересно, каково же основное стремление руководителя школы? Какова его цель? Все просто, казалось бы: чтобы дети получили хорошее образование, чтобы педагоги не оставляли школу.

Конечно же, только узнав из приказа районного управления образования о лишении самостоятельности образовательных учреждений, директор забил в набат. Как же теперь идти к цели? Стал строчить одну за другой жалобы и в городское управление образования, и в городскую Думу.

Николай Которов убеждал чиновников, что в Законе «Об образовании» нет вето на финансовую самостоятельность. На это ему отвечали, что решение в рамках закона и вполне своевременно. Начальник Управления образования Екатеринбурга Евгения Умникова написала директору в официальном письме: «Администрация города является собственником муниципальных образовательных учреждений и вправе устанавливать порядок бухгалтерского учета доходов учреждения, получаемых за счет использования муниципального имущества. Централизованный бухгалтерский учет внебюджетных средств образовательного учреждения ни в коей мере не ограничивает прав по самостоятельному распоряжению внебюджетными средствами… А лишь регулирует порядок учета операций с этими средствами».

Однако протестовать Которов не перестал. Сейчас он единственный в городе руководитель учебного заведения, который до сих пор не исполнил приказа и не ликвидировал банковский счет школы. Остальные директора школ до конца бороться не стали. «Мы еще хотим поработать», – так они объясняют свое решение.

Казалось бы, вот он, тупик. Однако ставить в этой истории точку и говорить: «Которов проиграл», – пока рано.

У директора лицея появилась надежда отстоять право школы на финансовую самостоятельность – к нему присоединились родители муниципального детского сада №389. Они составили обращение в Уставный суд Свердловской области.

Садик №389, один из немногих в столице Урала, на хозрасчете с 1993 года. В городе на хорошем счету. Несмотря на то, что учреждение в реестрах записано как муниципальное, бюджетных денег не берет ни копейки. Существует на средства родителей. Только услышав о предполагаемом нововведении, заведующая сразу известила родителей: «Переходим на обслуживание в централизованную бухгалтерию». Конечно же, они возмутились.

– Наша реакция вполне объяснима, – говорит родительница Светлана Стукова. – Я работаю бухгалтером и прекрасно понимаю, что такое «общий котел», в данном случае централизованная бухгалтерия. Сегодня я знаю, куда идут мои 5 тысяч, которые плачу ежемесячно, – на моего ребенка, на улучшение его условий в этом детском саду. Если сад перейдет на обслуживание в ЦБ, не исключено, что из моих средств в случае необходимости будут финансироваться другие сады. Я этого не хочу, так же, как и остальные родители. Поэтому мы и написали обращение в Уставный суд Свердловской области проверить, соответствует ли областному уставу правовой акт, принятый органом местного самоуправления муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области. Считаем, что нет.

Родители в своих силах уверены. И Николай Которов вновь стал надеяться: вдруг времена изменились, и его доводы кто-нибудь да услышит. Будем ждать решения суда.

Комментарий юриста

На мой взгляд, документ о переводе школ на централизованный бухучет, который получили на руки руководители образовательных учреждений Екатеринбурга, незаконен. Попытаемся шаг за шагом разобраться в этом вопросе.

1. Что настораживает в первую очередь? Нормативный акт содержит ряд императивных норм, обязывающих все муниципальные образовательные учреждения в обязательном порядке перейти на централизованное бухгалтерское обслуживание. Между тем это нарушение установленного гражданским законодательством принципа свободы договора. В статье 421 Гражданского кодекса РФ четко записано, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Принуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. В данном случае обязанность заключать договор с централизованными бухгалтериями не установлена ни Гражданским кодексом, ни каким-либо другим нормативным актом. Из содержания ст. 421 Гражданского кодекса следует, что органы местного самоуправления не наделены правом устанавливать такую обязанность местными нормативными актами.

2. Закон «Об образовании» тоже на стороне директоров школ. В статье 43 этого закона говорится, что образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет. В статье 13 того же закона четко обозначено, что структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части открытия счетов в органах казначейства, в обязательном порядке закрепляется в уставе образовательного учреждения.

3. Бюджетным кодексом Российской Федерации не установлена обязанность бюджетных учреждений осуществлять бухгалтерский учет только при посредстве централизованных бухгалтерий.

4. Необходимо отметить, что в статье 71 (пункт «р») Конституции РФ определено, что бухгалтерский учет находится в ведении Российской Федерации. Законодательство о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 года, других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений правительства. Таким образом, федеральный закон содержит исчерпывающий перечень нормативных актов, которыми устанавливаются нормы законодательства о бухгалтерском учете. Подчеркну, акты органов местного самоуправления в перечне отсутствуют.

Кроме того, Закон «О бухгалтерском учете» (часть 2, статья 6) предоставляет руководителю организации право самостоятельного выбора, в зависимости от объема учетной работы: вести бухучет лично; учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение; ввести в штат должность бухгалтера или передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту. Данная норма также закреплена в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности РФ, утвержденном приказом Минфина РФ №34н от 29. 07. 1998 года.

На мой взгляд, закон целиком и полностью на стороне директоров образовательных учреждений.

Сергей ЛЕНЧЕВСКИЙ, правовой инспектор Свердловского областного комитета Профсоюза работников народного образования и науки

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте