Выпускной. Этот день одновременно радостный и печальный, ведь мы прощаемся не просто со школой – с детством. Оно уходит, а вместе с ним и наивность, простота, легкость сменяются необходимостью учиться ставить цели, профессиональные и личные, самостоятельно и грамотно распоряжаться своим временем. Я сама только недавно сдала первую в своей жизни летнюю сессию, так что воспоминания о выпускном вечере родной школы «Новокосино» у меня еще свежи.
Но школьные годы не могут бесследно исчезнуть из памяти человека и уже в форме воспоминаний продолжают радовать, дарить ощущение безудержного, ничем, казалось бы, не обусловленного счастья.
Школа оказывает большое влияние на формирование личности ребенка и его предпочтений. В моей жизни на выбор профессионального пути во многом повлиял педагог, профессионализм и подход к своему делу которого помогли мне взрастить в себе любовь к литературе и интерес к преподаванию в целом.
Моим классным руководителем и учителем русского языка и литературы была Наталия Андреевна Халезова, кандидат педагогических наук, почетный работник образования РФ. Она организовала дополнительные занятия по истории русской литературы для одаренных детей, ориентирующие на вузовские стандарты.
Никогда не забуду наш магический кабинет. В нем ты, казалось, погружался в атмосферу ХIХ столетия. Красивые шторы, шкафы, сверху донизу заполненные книгами, особое оформление учительского стола, на котором стояла лампа с тканевым абажуром, фигурки литературных персонажей, например чеховской дамы с собачкой, – все это для меня, юной школьницы, было ново, интересно и захватывающе. Особое впечатление на меня когда-то произвел висящий справа от школьной доски портрет Пушкина, к которому мы с соседкой по парте, будучи еще пятиклассницами, обращались за помощью в написании контрольных работ на «отлично» (и красный аттестат не даст соврать: мои мольбы были услышаны!). На этом фоне таким естественным представлялось чтение Баратынского, Вяземского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Толстого, Достоевского. Не полюбить этих авторов было невозможно.
На занятиях Наталия Андреевна помогала нам осознать литературный процесс как целостное явление, в котором все элементы взаимосвязаны и имеют неоспоримую ценность. Начиная с конца восьмого класса я слушала курс лекций, постепенно загораясь все большим интересом к русской словесности. Желание развиваться в этой области привело к тому, что я начала принимать активное участие в научных конференциях и олимпиадах. Мой доклад на международной конференции «Языкознание для всех» занял призовое место. Я была призером ВОШ, Ломоносовской олимпиады. Наши с Наталией Андреевной совместные усилия не прошли даром: я сдала ЕГЭ по литературе на 100 баллов и с легкостью поступила на филологический факультет МГУ на бюджетной основе. Примечательно, что зачастую сейчас на занятиях в вузе я отмечаю, что значительную часть информации о произведениях русской литературы я уже получила в школе, а мои конспекты уроков оказываются очень полезны при подготовке к практическим занятиям.
Покидает ли человека вместе со школой детство как символ беззаботности и легкости? К сожалению, зачастую так и происходит. Взрослая жизнь, полная проблем, которые приходится ежедневно решать, не оставляет пространства для проявления этих качеств. На мой взгляд, главное – не дать своему внутреннему ребенку пропасть под грузом ответственности и серьезности.
Желанием сохранить молодость души, свежесть и легкость взгляда на жизнь зачастую определяется стремление опытного, состоявшегося специалиста работать в школе с детьми. Это не только возможность передать учащимся свои знания об изучаемом предмете, но и шанс научиться у школьников их наивности, свободе и нешаблонности мышления. Во многом именно поэтому я хочу в дальнейшем попробовать себя в роли учителя и уже сейчас, на первом курсе, начала заниматься с детьми.
Как ни странно, способность не расставаться с детством оказывается для меня полезной в учебе в вузе и в первых шагах педагогического опыта. Она помогает творчески смотреть на процесс получения зачастую трудной для восприятия информации, учиться доносить ее простым, доступным языком, при помощи всевозможных абстракций и примеров, получать удовольствие от того, что я делаю.
Поэтому, как мне кажется, так важно формировать бережное и уважительное отношение к школе как источнику ценного опыта в общении с людьми, понимания себя и своей роли в мире. Одна из главных задач педагога – создавать теплую обстановку во время учебного процесса, чтобы к нему хотелось (а не приходилось) возвращаться. Важно прививать любовь к своему предмету, помогать ученикам посмотреть на «скучное» и «ненужное» по-новому, чтобы не дать потухнуть искреннему интересу к миру и исследовательскому энтузиазму. Тогда, я убеждена, необходимость в поисках детства отпадет, ведь и прощаться с ним не придется.
Екатерина БОГДАНОВА, выпускница школы «Новокосино», студентка 1‑го курса филологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова
Комментарии