search
main
0

Прощальная повесть. ​Юбилей

В этом году мы отмечаем 185-летие со дня рождения Николая Семеновича Лескова. В связи с Лесковым вспоминают обычно только «Левшу» и «Очарованного странника», да и то лишь потому, что видели суррогаты этих произведений на экране: по «Сказу о тульском косом левше и о стальной блохе» снят мультфильм, а по мотивам «Очарованного странника» – кинофильм.

Даже на родине писателя в Орле немногие могут назвать героев лесковских книг в композиции памятника Лескову, установленного более 30 лет назад. Уникальный, единственный в мире орловский Дом-музей Н.С.Лескова не был отреставрирован даже к своему 40-летию (июль 2014 года). И до сих пор стоит музей сирый и убогий: разрушается фундамент, растрескались и развалились каменные ступеньки, облупилась краска на деревянной обшивке окон и стен, протекает кровля, подвергая опасности бесценные экспонаты. Только после выступлений прессы местные чиновники от культуры спохватились и наобещали прикрыть этот позор, но лишь к 2017 году. Небывалый уникальный талант, многокрасочный художественный мир писателя ни при его жизни, ни долгое время после смерти не могли оценить по достоинству. Первым печатным произведением писателя – проповедника добра и истины – явилась небольшая заметка (1860). Вступивший на литературное поприще молодой автор, ратуя за распространение в русском обществе христианского духа, высказал озабоченность по поводу того, что Новый Завет, в то время только появившийся на русском языке, доступен не каждому из-за высокой стоимости издания. Поднятая в крохотной заметке проблема оказалась столь животрепещущей, что получила большой общественный резонанс. Тему социальной и духовной закабаленности человека товарно-денежными отношениями писатель разрабатывал на протяжении всего творческого пути – от ранних статей: (1860), «Торговая кабала» (1861) – до самых последних работ: статья «Писательская кабала» (1894), «прощальная повесть» «Заячий ремиз» (1894). Автора «Соборян», «Запечатленного ангела», «Очарованного странника» и множества других шедевров русской классической прозы пытались представить то бытописателем, то рассказчиком анекдотов, то словесным «фокусником»; в лучшем случае – непревзойденным «волшебником слова». О самом себе писатель говорил: «Я отдал литературе всю жизнь, я не должен «соблазнить» ни одного из меньших меня и должен не прятать под стол, а нести на виду до могилы тот светоч разумения, который мне дан Тем, пред очами Которого я себя чувствую и непреложно верю, что я от Него пришел и к Нему опять уйду . Незадолго до смерти Лесков размышлял о «высокой правде» Божьего суда. Писатель скончался так, как ему и желалось: во сне, без страданий, без слез. Так завершилось «томленье духа» и свершилось его освобождение. Алла НОВИКОВА-СТРОГАНОВА, доктор филологических наук, профессор, Орел

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте