В 2013 году исполняется 240 лет со дня рождения Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, «самой знаменитой бабушки в русской литературе» – бабушки Михаила Юрьевича Лермонтова. К сожалению, точная дата ее рождения неизвестна.
Елизавета Алексеевна была старшим ребенком среди одиннадцати детей богатого пензенского помещика Алексея Емельяновича Столыпина. В 20 лет она вышла замуж за Михаила Васильевича Арсеньева, а в 37 уже овдовела. Через семь лет после смерти мужа она потеряла единственную дочь: мать М.Ю.Лермонтова, Мария Михайловна, умерла от скоротечной чахотки. Неудивительно, что весь смысл жизни Елизаветы Алексеевны сосредоточился в единственном внуке, который остался на ее попечении с двухлетнего возраста. Отношение Елизаветы Алексеевны к мальчику вызывало восхищение и уважение, а порой даже удивление у многих знавших ее столичных современников.«Старушка Арсеньева боготворила внука своего Лермонтова; бедная, она пережила всех своих, и один Мишель остался ей утешением и подпорою на старость; она жила им одним и для исполнения его прихотей, не нахвалится, бывало, им, не налюбуется на него», – вспоминала московская знакомая и предмет юношеского увлечения Лермонтова Екатерина Сушкова. Сама Елизавета Алексеевна в одном из писем к приятельнице Прасковье Крюковой как-то обмолвилась, имея в виду своего уже взрослого внука: «Нет ничего хуже, чем пристрастная любовь, но я себя извиняю: он один свет очей моих, все мое блаженство в нем».Один из современников поэта художник Моисей Меликов писал: «Е.А.Арсеньева была женщина деспотического, непреклонного характера, привыкшая повелевать, она отличалась замечательной красотой, происходила из старинного дворянского рода и представляла собой типичную личность помещицы старого закала, любившей при том высказывать в лицо правду, хотя бы самую горькую».По характеристике, данной литератором Михаилом Лонгиновым, «она была женщина чрезвычайно замечательная по уму и любезности». «Не знаю почти никого, кто бы пользовался таким общим уважением и любовью, как Елизавета Алексеевна. Что это была за веселость, что за снисходительность! Даже молодежь с ней не скучала, несмотря на ее преклонные лета. Как теперь, смотрю на ее высокую, прямую фигуру, опирающуюся слегка на трость, и слышу ее неторопливую, внятную речь, в которой заключалось всегда что-нибудь занимательное», – вспоминал он. Даже со своим выросшим внуком Елизавета Алексеевна старалась не разлучаться. Только когда Михаилу Юрьевичу исполнилось 20 лет, он стал офицером лейб-гвардии Гусарского полка, его бабушка рискнула с ним расстаться, сказав: «Мише нужны деньги», – и поехала в Тарханы, чтобы деньги собрать.К сожалению, о молодой Елизавете Арсеньевой воспоминаний не осталось. И широкой публике почти не известны два ее графических изображения из альбома М.Ю.Лермонтова, хранящегося в музее-заповеднике «Тарханы». Первый из них очень умело выполнен неизвестным художником в годы ее молодости акварелью на кости: тонко выписано лицо с легким румянцем и миндалевидными глазами, платье из прозрачного газа с кружевным воротником. Есть и еще один неподписанный рисунок: карандашный портрет пожилой женщины. Если внимательно присмотреться к нему, найдем знакомые черты: четкие дуги бровей – такие же, как на известных портретах Арсеньевой, тот же разрез глаз, форма носа, только старчески нависшие веки сообщают взгляду усталое выражение, верхняя губа потеряла свою припухлость, а щеки – упругость. Уголки губ слегка приподняты, очерчивая идущие от носа резкие морщины. Волосы спрятаны под чепчик без лент. Несомненно, это портрет пожилой бабушки Лермонтова. Карандашный портрет дает представление о том, как выглядела Елизавета Алексеевна, когда Мишель был уже взрослым.Бабушка внимательно следила и за творчеством своего внука. До нас дошел ее отзыв о самой первой публикации Лермонтова (под его полной фамилией), поэме «Хаджи-Абрек», напечатанной в журнале «Библиотека для чтения» в 1835 году. Из Тархан в Петербург она писала: «Стихи твои, мой друг, я читала: бесподобные, и всего лучше меня утешило, что тут нет нонешней модной неистовой любви . Да как ты не пишешь, какую ты пиесу сочинил, комедия или трагедия, все, что до тебя касается, я не равнодушна, уведомь, а коли можно, то и пришли через почту».Известно, что бабушке Лермонтов подарил автограф своего «Демона», и поэма читалась неоднократно в кружке ее близких друзей. Очень понравилось набожной Елизавете Алексеевне стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…»). Показывая его своим знакомым, Арсеньева утверждала, что Мишенька ее вовсе не безбожник, как о нем говорят.Последние четыре года жизни Лермонтова, принесшие ему славу литературного «наследника» Пушкина, заставили Арсеньеву много болеть и страдать за внука. Ибо его поэтическая слава шла в ногу с его опалой. Именно в это время бабушка проявила себя как заступница своего Мишеньки, находившегося то под арестом, то в кавказских ссылках. Имея большие знакомства, она вербовала для Михаила Юрьевича высокопоставленных защитников и защитниц, добиваясь для внука царского прощения. Композитор Юрий Карлович Арнольд характеризовал бабушку Лермонтова так: «Арсеньева – женщина энергичная , готовая на всякие пожертвования для достижения своей цели». Хлопоты бабушки вызволили Михаила Юрьевича из первой кавказской ссылки. «Для свидания с бабушкой» он получил свой последний отпуск и приехал с Кавказа в Петербург.И все-таки она его не уберегла…По словам очевидцев, к своей бабушке Лермонтов питал «чрезвычайную почтительность и нежность». Это видно и по его письмам, которые часто заканчивались такими словами: «Прощайте, милая бабушка, целую ваши ручки и молю Бога, чтоб вы были здоровы и спокойны, и прошу вашего благословения…», «…будьте здоровы и уверены, что Бог вас вознаградит за все печали. Целую ваши ручки, прошу вашего благословения и остаюсь покорный внук М.Лермонтов».Последнее письмо к бабушке Лермонтов написал в Пятигорске 28 июня 1841 года. 15 июля (по старому стилю) он погиб на дуэли.Получив известие о гибели внука, Елизавета Алексеевна перенесла апоплексический удар, от которого медленно оправилась. Вспоминали, что от слез у нее был паралич век – чтобы смотреть, ей приходилось их придерживать пальцами. Последние четыре года своей жизни она провела в Тарханах, где благодаря ее хлопотам на фамильном кладбище был перезахоронен прах М.Ю.Лермонтова. Она умерла 16 ноября 1845 года в возрасте 72 лет. Три портрета «милой бабушки» поэта позволяют ознакомиться с внешностью Елизаветы Арсеньевой в разные периоды ее жизни: в юности, в зрелых летах и в старости, и лучше представить образ женщины, сыгравшей столь большую роль в становлении гения русской литературы Михаила Юрьевича Лермонтова.
Татьяна КОЛЬЯН, старший научный сотрудник музея-заповедника «Тарханы», Пензенская область
Комментарии