search
main
0

«Прощай, родная земля!»: на 90-м году жизни ушел Отар Иоселиани

Советский, грузинский, французский кинорежиссер, сценарист, актер, педагог умер на 90-м году жизни. Отар Иоселиани – лауреат различных наград и премий, в том числе Берлинского и Венецианского кинофестивалей. С 1984 года работал во Франции.

Фото: Пульс города / YouTube

Отар Иоселиани родился в Тифлисе, там же окончил музучилище по классу скрипки и дирижирования. В 1965 стал выпускником режиссерского факультета Всесоюзного государственного института кинематографии, получил диплом с отличием. В качестве дипломной работы представил документальный фильм «Чугун», посвященный работе металлургического завода. Во ВГИК он пришел уже с накопленным в профессии опытом: в 1956 –1961 годах работал ассистентом режиссера и монтажером на киностудии «Грузия-фильм» в Тбилиси, а также режиссером на Тбилисской студии хроникально-документальных фильмов. Здесь он снял короткометражный художественный фильм «Апрель», рассказывающий о жизни молодой семьи.

Имя режиссера стало известным, когда в 1966 году вышла его полнометражная драма «Листопад». Лента рассказывала о выступлении сотрудника винодельческого завода против нарушений на предприятии с согласия его руководства. Несмотря на запрет демонстрации фильма в Грузии, в 1968 году он получил приз Международной федерации кинопрессы на Каннском фестивале и премии им. Жоржа Садуля Фонда культуры Франции. Из-за нехарактерных для советского кинематографа тем режиссеру пообещали в Госкино, что снимать фильмы он больше не будет. Отар Иоселиани эмигрировал во Францию, где создал немало фильмов, удостоенных различных наград.

Поскольку воспитывали его женщины — мать, окончившая Институт благородных девиц, бабушка и тетя, Отару Иоселиани, по его словам, «посчастливилось застать поколение прошлого века, впитать старинные традиции». В «Охоте на бабочек» 1992 года в притчевой форме передано угасание традиций, некая ностальгия, переходящая в сарказм. Образ царского офицера, показанный в качестве миража или видения, напоминает фрагмент пожелтевших фотографий из прошлого. Та же атмосфера домашней жизни – трудно сказать определенно, грузинской или французской – в фильме «Прощай, родная земля!» («Истина в вине») 1999 года передана отрывочно, яркими мазками, без лишних подробностей – возможно, именно это придает работе тонкость и ненавязчивость. Зритель сам может дополнить показанные мимолетом картины и сцены деталями. Последняя лента Отара Иоселиани вышла в 2015 году — «Зимняя песня», в ней множеством аллегорий передана чудовищность и неестественность насилия и войны.

Российский философ и культуролог, ректор Гуманитарного университета (Екатеринбург) Лев Закс после ухода Отара Иоселиани из жизни посвятил ему свои стихи, которыми решил поделиться с читателями Сетевого издания «Учительская газета».

Памяти Отара Иоселиани

Куда они уходят, почему,
Герои нашей жизни и сознанья?
Уходят каждый день, по одному,
Осуществив сполна свое призванье.

Так наш Отар любимый много лет,
Упорствуя, картина за картиной,
Выстраивал единственный сюжет,
Что прятался под разною личиной.

Сюжет про мимолетность бытия,
Про жизни пестрый сор, в чьей милой смуте
Ежеминутно, тайну затая,
Тревожа, тонет тень желанной сути.

Так в хаосе метался и тонул,
Порхая по Тбилиси певчей птахой,
Его герой, кого сквозь прозы гул
Звала, маня и тая, тема Баха.

И сам Отар, грузинский Дон Кихот,
За тенью сути странствовал по свету,
Сачком своим ловя печальный плод,
Лишь мудрецам доступный да поэтам.

А плод, как приключенье, ускользал,
Скрываясь то в Париже, то в Тоскане,
То в Африке, но верил кинозал:
Его настигнет Иоселиани.

И он его действительно настиг.
В заваленном вещами ветхом доме
Суть растворялась средь картин и книг,
Мерцала в меланхолии истоме.

И тут Отар все понял про нее:
Она звалась «ход времени», и только,
Он вдруг прозрел всё разом бытиё
И в нем прозрел свою, родную, дольку.

В ней плыли листопад и пастораль,
И люди истину в вине искали,
Грузинский смех, грузинская печаль
Светились в ней, как солнце в цинандали.

И всё сошлось, и всё произошло,
И всё приобрело бесценность Дара…
Тогда легла улыбка на чело
Сроднившегося с вечностью Отара.
17.12.23.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте