search
main
0

Прорывные космические проекты в школе: миф или реальность?

​В 2007 году исполнилось 50 лет со дня запуска первого в мире искусственного спутника Земли. 2008-й стал годом столетия падения Тунгусского метеорита. Организация Объединенных Наций объявила 2009 год Международным годом астрономии. В связи с пятидесятилетием полета Юрия Гагарина Президент РФ Дмитрий Медведев объявил 2011 год Годом российской космонавтики.Центр образования №1682 при поддержке Северо-Восточного окружного управления образования более пяти лет апробирует перспективные программы космического образования, разработчик которых член Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского Борис Пшеничнер. Начиналась эта работа еще в 2004 году, когда директором был заслуженный учитель Российской Федерации Вячеслав Смирнов, который в своей короткой, трагически оборванной нежданной болезнью жизни сделал все возможное, чтобы педагоги его центра смогли профессионально состояться, сумели включить учащихся в область научно-исследовательской работы и подготовить их к участию во внешкольных мероприятиях столицы и Российской Федерации.

Программа «Эксперимент в космосе» многопрофильная, она рассчитана на участие ребят, углубленно изучающих какую-либо область науки или занимающихся научно-техническим творчеством. Самое главное – создается система, обеспечивающая для наиболее увлеченных и эрудированных школьников доступ к участию в реальных космических программах.Подготовка к освоению программ космического образования началась тогда, когда  по инициативе В.Смирнова заместитель директора по научно-исследовательской работе М.Недумова разработала Целевую программу развития образовательной системы ЦО №1682, сопряженную со «Столичным образованием-4», составлен и реализован на практике управленческий модуль «Школьной научно-образовательной программы «Эксперимент в космосе» как средство развития личности учащихся». Под руководством педагогов Г.Евсеевой и Е.Шустовой в школе апробировали курс дополнительного образования «Робототехника» – лего-конструирование с использованием микропроцессоров и датчиков, управляемых персональными компьютерами. Первые занятия по робототехнике дали старт экспериментальной деятельности по изучению космоса, а в процессе интеграции в программу «Эксперимент в космосе» они получили дальнейшее развитие и вышли на качественно новый уровень. Учащиеся под руководством педагогов стали создавать модели роботов, предназначенных для обслуживания космических полетов в ситуациях, когда условия космоса не позволяют там работать человеку. Преподавание «Робототехники» позитивно отразилось на ходе довузовской подготовки школьников. Учащиеся более осознанно и ответственно стали выполнять практические и проектно-исследовательские задания по программе МГТУ «Станкин» и МАИ, исследовательская работа учащихся шла в секциях «Наука о жизни», «Космонавтика», «Демонстрационный и физико-технический эксперименты», «Астрономия и геофизика». В чем же состоит ценность работы по созданию «космических» проектов? Тема космоса позволяет развивать проектно-исследовательскую деятельность учащихся сразу в нескольких образовательных областях, на стыке учебных дисциплин. «Космические» исследования и проекты школьников могут охватывать различные объекты науки, техники и народного хозяйства, позволяя педагогам успешно следовать такому важному принципу дидактики, как связь обучения с жизнью.Какую же цель мы ставили, включаясь в разработку темы «Научно-образовательная программа «Эксперимент в космосе» как средство развития личности учащихся»? На первых порах она не предполагала выхода за рамки предметов естественно-математического цикла. Мы хотели апробировать модель организации проектно-исследовательской деятельности учащихся по изучению космоса в условиях преподавания естественных дисциплин, предметно-цикловое подразделение «естественников» оправдало возлагаемые на них надежды. Представители этого объединения – учителя физики Т.Гаркуша и Г.Евсеева, учитель технологии А.Трамана были инициаторами эксперимента, постоянными участниками московских городских конференций «Эксперимент в космосе», «Космический патруль». В Центре образования был организован самостоятельный инновационный модуль по организации ученических проектно-исследовательских работ в области «Космонавтика». Педагоги тесно сотрудничали с учреждениями-партнерами, с научно-техническими центрами (МВТУ им. Баумана, Ракетно-космическая корпорация «Энергия», Институт медико-биологических проблем РАН) по реализации комплексных социокультурных космических проектов, направленных на формирование исследовательской компетентности и национальной идентичности учащихся, в ходе которых создается социально значимый, технически и технологически востребованный продукт. Г.Евсеева и В.Шуканова организовали широкую сеть экскурсий по теме «Звездный путь России», проведение школьных конференций «Гражданин Вселенной» (к 150-летию К.Э. Циолковского), «Юбилей запуска первого искусственного спутника Земли», «Тайна Тунгусского метеорита». Информация о проектно-исследовательских работах детей, созданных под руководством Т.Гаркуши и Г.Евсеевой, публикуется в сборниках докладов МГДД(Ю)Т, это «Механическая рука-манипулятор для работы на орбитальной станции в открытом космосе» (А.Шустов), «Осмос в невесомости» (Ю.Лазарев) и «Профессия – астроном» (Н.Коновалова, Ю.Володина). Педагоги активно участвуют в распространении инновационного опыта, организации проектно-исследовательской деятельности школьников в области «Космонавтика» на педсоветах, окружных, городских, российских и международных конференциях. Инициативный педагог М.Ширяева включилась в работу экспериментальной площадки в 2006-2007 учебном году. Проект, которым она руководила в соавторстве с Н.Довгопол, О.Пучковой, был посвящен развитию тутового шелкопряда в невесомости и реализован во время запуска биоспутника «Фотон-М-3» 14 сентября 2007 года. Коллектив педагогов-экспериментаторов считает, что наиболее ярким показателем результативности работы Центра образования по теме «Эксперимент в космосе» было использование ученических разработок по исследованию тутового шелкопряда именно в реальном космическом полете биоспутника, который стартовал 14 сентября 2007 года (Д.Макарова, Е.Клименко, Ю.Володина, Н.Адилова). Тогда на космическую орбиту был выведен контейнер с опытными образцами тутового шелкопряда, подготовленными учащимися. Как сообщалось в средствах массовой информации в сентябре 2007 года, «биоспутник «Фотон М-3» с личинками тутового шелкопряда, мышами-песчанками, тритонами, ящерицами, улитками и тараканами на борту отделился от ракеты-носителя «Союз-У2». Биоматериал «тутовый шелкопряд», представленный школьниками Центра образования №1682, находился в спецконтейнерах на борту спутника 12 суток и 26 сентября был успешно доставлен на Землю. Проект отмечен дипломами 2-й и 3-й степени, опубликован в сборнике докладов учащихся. Ширяева организовала сотрудничество с Национальным институтом Агробиологических наук Японии по проблемам использования биоматериалов, создала комплект мультимедийных материалов о проекте «Тутовый шелкопряд». Вместе с Довгопол и Пучковой она способствует участию детей в конкурсах различного уровня. После успехов в конкурсах у детей появился необыкновенный эмоциональный подъем, удовлетворенность достигнутым проектно-исследовательским результатом, желание немедленно продолжить научные изыскания.Администрация школы считает, что помимо ценного опыта, приобретенного школьниками, не менее ценный опыт получили и педагоги. В ходе руководства проектами значительно повысилась их профессиональная компетентность как в области знания основ фундаментальных наук и информационных технологий (ведь по роду деятельности им, так же как и школьникам, приходилось работать с научной литературой и компьютером), так и в области использования методики проектно-исследовательской деятельности. Коллектив педагогов Центра образования №1682 под руководством М.Недумовой выбрал методическую тему «Интеграция деятельности педагогов различных образовательных областей с целью освоения методики использования проектно-исследовательской деятельности школьников на уроках и занятиях», поэтому рамки подразделения естественно-математических дисциплин были раздвинуты для дальнейшего продвижения эксперимента. Вопросы методики использования проектно-исследовательской деятельности школьников педагоги рассматривали на заседаниях методических и предметно-цикловых объединений, общешкольном методическом и педагогическом советах.Этот процесс возымел обратное действие. Наряду с повышением внимания к проблемам организации проектно-исследовательской деятельности школьников в других предметно-цикловых объединениях (гуманитарии, иностранный язык, начальные классы, дошкольное подразделение) в свою очередь повысилась активность учителей-естественников, участвующих в «круглых столах» по космическим проблемам, в окружных семинарах (по использованию проектных технологий в преподавании предметов естественно-математического цикла). Педагоги под руководством Недумовой, разработавшей концепцию второго этапа экспериментальной работы по изучению космоса, включались в работу конференций Москвы и России, выходили на международный уровень, готовили публикации. Участники экспериментальной площадки на общем собрании провели методическую учебу всех педагогов школы, не задействованных в эксперименте, по проблеме организации проектно-исследовательской деятельности учащихся, рассмотрели сущность, структуру, специфику проектно-исследовательской деятельности, формы и методы ее организации, представили ее результаты. Увлекательный процесс инновационной деятельности в совокупности с достигнутыми позитивными результатами заметным образом повлиял на становление профессиональной удовлетворенности всех педагогов прогрессивно обновленным учебно-воспитательным процессом. Центр образования на базе МГДД(Ю)Т подготовил и опубликовал сборник «Разработка школьной научно-образовательной программы «Эксперимент в космосе как средство развития личности учащихся» (автор-составитель М.Недумова).Повышение интереса коллег Центра образования к наработанному экспериментальному опыту учителей-естественников имел конкретное выражение. По их примеру многие учителя гуманитарных дисциплин (иностранный язык, обществознание, русский язык) организовали разработку ученических проектов, которые заняли призовые места на окружных конкурсах. В дальнейшем тематика представленных на конкурсы проектов в рамках экспериментальной площадки претерпела некоторые изменения. Область исследований расширилась, помимо биологии появились проекты по физике и химии. Учащиеся участвовали в конкурсе исследовательских проектов «Эксперимент в космосе», «Космический патруль». Проекты были представлены по темам: «Исследование скорости диффузии в условиях невесомости» (С.Крахотина); «Использование соляных комнат для космонавтов на МКС» (А.Коновалова).Анализируя исследовательскую деятельность, можно с уверенностью утверждать, что реализация ученических проектов в области изучения условий космоса оказала позитивное влияние на различные компоненты образования. Так, в целях обновления содержания образования в преподавании базового компонента предметов естественно-математического цикла планомерно привлекалась информация об условиях перегрузок и невесомости. Законы и явления точных наук рассматривались как в условиях планеты Земля, так и в условиях других планет и невесомости. При этом на уроках чрезвычайно повысилась роль интерактивных методов. Для разрешения проектных задач использовались мозговые штурмы, ярмарки идей, конференции, защита проектов и т. п.В Центре образования возрос рейтинг факультативных занятий, поскольку программа курсов вариативного компонента значительно обогатилась прикладным материалом по исследованиям условий космоса. Совершенно на новый, качественно высокий уровень продвинулась в своем развитии структура дополнительного образования школьников. В ходе проведения исследовательских экспедиций сформировалась развитая сеть экскурсий по космической тематике.Сегодня в практике работы Центра образования ежегодное посещение старшеклассниками космических лагерей: «Орленок», в Звездном городке. Ребята принимали участие в исследовательской экспедиции в Хакасии, где изучали космогонические знаки в древней астрономической обсерватории. Под руководством Т.Гаркуши школьники готовили доклады, описывающие специфику профессии астрономов, участвовали в астрономических праздниках «День осеннего равноденствия», «Вселенная для вас», посвященных закрытию Всемирного года астрономии.В Центре образования организован научный пресс-центр, реализующий выпуск иллюстративных презентаций на большой монитор в вестибюле. Темы слайд-шоу затрагивают вопросы космонавтики: «45-летие выхода человека в открытый космос», «20-летие вывода на орбиту телескопа Хаббла», «Космонавты – участники Великой Отечественной войны». Подготовлен к выпуску материал о конференции, посвященной 100-летию М.В.Келдыша, его роли в развитии науки, и в частности авиации и космонавтики. Для этой презентации старшеклассники, увлекающиеся техникой, подготовили практические эксперименты по демонстрации подъемной силы крыла, законов аэродинамики.Создание проектов в области космонавтики способствует изучению английского языка. Так, учащимися Ю.Шаговым и В.Лаппо под руководством учителя английского языка М.Ю.Костенко и педагога-психолога Г.А.Гринченко было подготовлено три билингвальных проекта: «Организация межкультурных коммуникаций космонавтов на английском языке в условиях длительного пребывания на Международной космической станции (МКС) «Посмотри, какая она, Россия!», «Использование ритмических средств для релаксации космонавтов в условиях длительного пребывания на МКС», «Использование ритмических средств с целью повышения работоспособности в условиях длительного пребывания на МКС».Учителя, руководившие проектными работами школьников, стали победителями и лауреатами профессиональных конкурсов, в конкурсе «Приоритетный национальный проект «Образование-2009» с работой «Тутовый шелкопряд в космосе» победителем стала М.Ширяева, в Московском городском конкурсе «Творческий мир воспитания: методика, методическая система, методическое объединение» с работой «Воспитательное значение программы «Эксперимент в космосе как средство развития личности учащихся» лауреатами стали Г.Евсеева, М.Недумова, М.Ширяева.3 октября 2010 года стартовал I Международный молодежный проект «Космические Колумбы», который собрал талантливых ребят из городов России, Белоруссии, Казахстана, из Москвы, в частности, в нем участвовали учащиеся Центра образования №1682 Юрий Лазарев, Никита Сурков и Владимир Бойко. Проект поддержали в Федеральном космическом агентстве, в Федерации космонавтики. Увлекательная экспедиция была организована на Байконур, причем эту идею одобрило командование Космических войск РФ. Все делегации отправились из Нижнего Новгорода до станции Тюра в Казахстане, побывали в Москве, где Олег Остапенко, командующий Космическими войсками РФ, торжественно вручил ребятам флаг. В поездке была организована особая информационно-образовательная среда. Игорь Маринин, редактор журнала «Новости космонавтики», рассказывал о космонавтах, Андрей Панютин из Гидрометцентра – об изменениях климата, летчик, водитель первого лунохода Вячеслав Довгань – об освоении Луны; «космический поезд» стал форумом на колесах. Но самое интересное, конечно, ожидало участников в Казахстане, на космодроме Байконур. Ребята не смогли бы близко подойти к ракете, запуск которой в этот день они должны были наблюдать, но в центре города Байконура есть необычный памятник – точная копия космического корабля «Союз», причем не муляж, а испытательная модель. Таких ракет ребята еще не видели! На сам космодром ребята ехали по той же дороге, по которой везли Юрия Гагарина перед первым полетом человека в космос. Экспедиция побывала на площадке №1, или Гагаринском старте, старейшем на Байконуре стартовом сооружении. Кульминацией поездки стал запуск ракеты. Как рассказали ребята, запуск выглядит просто ошеломляюще. Ребята вернулись с большим багажом новой информации и незабываемых впечатлений.В ходе изучения космоса в Центре образования №1682 значительное развитие получила и система внеклассных мероприятий, поскольку важное место в ней заняли научные конференции, лекции, праздники, посвященные знаменательным космическим датам, в частности: годовщине запуска первого искусственного спутника Земли, дню рождения К.Э.Циолковского, юбилею С.П.Королева, Всемирному дню авиации и космонавтики, 50-летию со дня первого полета человека в космос. Разработка темы космоса позволила выявить различные цепочки профессиональных взаимодействий в образовательном процессе, и эти взаимодействия продолжают укрепляться. В настоящее время заместитель директора по учебно-воспитательной работе В.Чернышов эффективно руководит экспериментальной работой Центра образования и успешно реализует сотруднические связи педагогов различных предметно-цикловых объединений с руководителем эксперимента А.Леонтовичем, сетевыми организациями – Домом научно-технического творчества молодежи, лицеями «Воробьевы горы» и «На Донской».Тема космоса прошла сквозным компонентом в Центре образования через базовую, вариативную, дополнительную составляющие учебного плана. Благодаря космическим проектам, созданным на стыке разных учебных дисциплин, учителя смогли более отчетливо выявить межпредметные связи. Пример – конкурсная работа «Изучение явления ОСМОС в условиях невесомости».Мы считаем, что в целом экспериментальный педагогический проект по привлечению школьников к научно-практическому исследованию космоса заметно развил творческий потенциал учителей и воспитанников.Емзари КАХИАНИ, директор ЦО №1682, почетный работник общего образования РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте