search
main
0

Прорыв в образовании – прорыв России во всех сферах развития

У начальника Северо-Восточного окружного управления образования, заслуженного учителя РФ Валентины КОБОЗЕВОЙ свой взгляд на то, как система образования должна отвечать на вызовы времени.

В нынешнем учебном году стартует программа «Столичное образование-5», которая ставит новые задачи развития современной модели столичного образования на 2009-2011 годы. Главная цель программы «Столичное образование-5» в соответствии со стратегией Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей «Московские дети» на 2008-2017 гг.» – это комплексное обеспечение прав и интересов детства, включая повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики и современным потребностям общества, учитывающего способности каждого ребенка. Уже сегодня можно сказать, что принципы социального партнерства целостности развития и саморазвития системы вывели московское образование на новые рубежи. Реализация национального проекта ускорила процесс обновления содержания образования, внедрения новых методик и технологий во все сферы образовательного процесса, позволила поддержать талантливых учителей и одаренных ребят, повысить привлекательность и конкурентоспособность учреждений.

Основные направления, по которым всем нам предстоит работать, – переход на новые Федеральные государственные образовательные стандарты, создание окружной системы оценки качества образования, удовлетворение потребностей жителей округа в образовательных учреждениях высокого уровня, включая дошкольное, школьное и профессиональное образование.

Мы неплохо закончили прошлый учебный год: 99,7% обучающихся были переведены в следующий класс и получили аттестаты об образовании. Наибольшее количество учащихся, отлично закончивших учебный год, в районах Лианозово – 9,8%, Ростокино – 9,4%, Бабушкинский – 8,4%, Бибирево – 8,3%, Ярославский – 8,3%; количество обучающихся, окончивших учебный год на «4» и «5», увеличилось и составило 26519 человек (37,9%) – на 7,9% больше, чем в прошлом году. 182 выпускника 11-х классов окончили школу с золотой медалью, 278 – с серебряной медалью, 257 выпускников 9-х классов (3,8%) получили аттестат об основном образовании с отличием.

Динамика свидетельствует о повышении качества обучения. В приоритетном национальном проекте «Образование» особое место отводится внедрению новых форм итоговой аттестации учащихся 9-х, 11-х классов, обеспечивающих независимость оценки качества знаний обучающихся. В прошлом учебном году обязательна была сдача единого государственного экзамена по русскому языку и математике всеми одиннадцатиклассниками. В сдаче ЕГЭ принимали участие свыше семи с половиной тысяч учащихся. Результаты по русскому языку по сравнению с предыдущим годом улучшились, снизилось количество учащихся, получивших на экзамене неудовлетворительную оценку (на 4%), выросло качество знаний (на 3,5%), окружные показатели количества учащихся, получивших на ЕГЭ «4» и «5», выше городских на 3%. Среди массовых школ есть немало, в которых достаточно высока результативность обучения (школы №№276, 279, 296, 303, 763, 962). Качество знаний у нас в округе выше городских показателей на 1,5%. Лучшие результаты – в школах №№237, 240, 264, 276, 301, 709, КШИ-6. В

7 школах успеваемость по математике 100% (№№1573, 1537, 1568, 968, ФЭШ, «Знак», «Лотос»).

С 2009 года сдача ЕГЭ станет обязательной по всем предметам. Поэтому перед педагогическими коллективами и родительской общественностью стоят серьезные задачи по подготовке ученика к успешной сдаче ЕГЭ, а перед методистами – по подготовке всех учителей-предметников по методике и технологии проведения ЕГЭ. Четкая, глубоко продуманная система работы окружного методического центра, методических объединений учителей-предметников, школьных психологов, родителей по подготовке ребенка к ЕГЭ позволит учащимся безболезненно пройти итоговую аттестацию, показать лучшие результаты. Качественное образование могут обеспечить качественный внутришкольный контроль администраций школ, четкая система диагностики и мониторинга обучения; глубокое видение и отработка методическими службами базовых содержательных блоков в программном материале по различным предметам, более сложным темам.

Особая гордость округа – склонные к серьезному интеллектуальному труду, высоко мотивированные к обучению и одаренные дети. Метод проектов и исследований, творческие состязания и конкурсы заняли значительное место в учебно-воспитательном процессе. 18 учащихся округа стали лауреатами премий для поддержки талантливой молодежи в рамках национального проекта, это учащиеся гимназии №1518, лицея №1537, школы здоровья №266, школы №214 (1430), Центра образования №269, школ №№297, 299, 1098, 1138, 305, 1188, 1411, интерната №5 для слабовидящих детей. 102 учащихся из 41 образовательного учреждения СВАО стали победителями и призерами городского этапа предметных олимпиад в 2008 году, самые высокие результаты показали гимназия №1518, школы №№962, 1506, 293, 1370. На всероссийских олимпиадах округ имеет 10 побед в 2008 году плюс 6 побед в 2007-м (английский язык, русский язык, обществознание).

Образование должно быть в полной мере доступно и детям с проблемами здоровья. В округе около 20% детей школьного возраста имеют хронические заболевания, 1051 ребенок-инвалид. Сегодня практически все общеобразовательные учреждения в разных видах и формах реализуют направление здоровьесбережения как одну из основных задач своей деятельности. С начала нового учебного года у нас работают 7 «Школ здоровья», в 40 школах открыты классы КРО, 41 школа участвует в экспериментальной деятельности по направлениям, связанным со здоровьем детей. Детям особых категорий оказывают помощь и поддержку окружные ПМСЦ. Тесное взаимодействие с управлением здравоохранения позволило нам четко отработать графики диспансеризации учащихся, ввести паспорта здоровья (55,5%); вести большую просветительскую работу среди детей и их родителей, но пока еще остается не до конца решенной проблема доукомплектования медицинских блоков медицинским оборудованием по нормативу, старые проекты зданий школ не имеют прививочных кабинетов. Напрямую со здоровьем учащихся связана организация питания учащихся в учреждениях образования. Очень важно сейчас обеспечить качество и безопасность питания, не допускать употребления в питании детей и подростков продукции, содержащей генетически модифицированные организмы, продуктов с повышенной пищевой и биологической ценностью до 85%, питание должно быть на контроле лично директора, администрации школы и родительской общественности. Уверена, что с переходом на программу индустриализации питания в нашем округе главным будут качество и полезность для здоровья детей.

Мы давно пересмотрели наши позиции по отношению к таким федеральным программам, как «Борьба с бродяжничеством, безнадзорностью и беспризорностью», всем уже ясно, что создание условий для занятости детей и подростков в свободное время стало важнейшей необходимостью. Благодаря целенаправленной работе совместно с префектурой округа и лично префектом удалось существенно продвинуться в развитии системы дополнительного образования. Открытие центров дополнительного образования (20) позволило нам с учетом дополнительного образования на базе образовательных учреждений обеспечить занятия 85748 детей, (98,6%: 1-4-е классы – 37,5%, 5-9-е классы – 40,1%, старшего возраста – 22,4%). Наибольшее количество детей обучалось по физкультурно-оздоровительному направлению (63%), художественно-эстетическому (57%). Увеличение занятости учащихся дополнительным образованием в школах округа за счет:

– увеличения количества образовательных учреждений, в которых создано более 30 блоков дополнительного образования,

– увеличения количества образовательных учреждений, работающих в режиме полного дня.

Главная задача для всех учреждений дополнительного образования – занятость в них ребят в возрасте с 12-13 лет до 17 лет.

Все учреждения участвовали в реализации городских программ «Сыны Отечества», «Каникулы», «Творческая одаренность», «Юные таланты Московии», развивается деятельность детских общественных организаций и органов ученического самоуправления. Спасибо огромное нашей префектуре, лично Ирине Яковлевне Рабер: только в 2007-2008 учебном году были открыты 2 центра детского творчества, создан автогородок на базе центра «Пилот».

Сегодня есть задачи, стоящие перед педагогическими коллективами, управлением образования округа по дошкольному образованию, и в первую очередь это комплексное развитие государственной системы дошкольного образования для достижения высокого качества дошкольных образовательных услуг. Нам необходимо увеличить доступность дошкольного образования, а это значит сократить дефицит мест в детских садах за счет строительства новых детских садов и возврата в систему образования ранее закрытых ведомственных. На 01.09.2008 г. очередность в дошкольные учреждения округа – 1700 человек. Молодые семьи нуждаются в группах раннего возраста от 6 месяцев до 3 лет (259 групп). Действует у нас 5 семейных детских садов, готовятся к открытию еще 3 – это новая форма дошкольного образования для многодетных семей, имеющих троих и более детей от 2 месяцев до 3 лет.

В условиях реализации приоритетного национального проекта «Образование» кадровое обеспечение образовательных учреждений требует:

– обеспечения образовательных учреждений квалифицированными специалистами;

– работы по закреплению молодых специалистов;

– повышения качественных характеристик кадрового состава.

Сегодня московское образование ставит задачи, для решения которых необходимы педагоги с высоким уровнем образования и квалификации, и поэтому необходимо шире использовать возможности направления сотрудников для получения высшего образования, необходимо усилить работу по созданию условий для повышения образовательного уровня и квалификации педагогических работников; особенно подготовку руководящих кадров. В центре внимания – проблемы социально-профессиональной адаптации молодых специалистов. На этапе вхождения в новую деятельность молодым специалистам очень нужен наставник, поскольку наставничество – это одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетенции и закреплению педагогических кадров. Руководителю учреждения необходимо рассчитывать прогноз потребности в педагогических кадрах на перспективу, один из эффективных путей развития кадрового потенциала – целевая контрактная подготовка. Необходимо не только направить выпускников с устойчивой мотивацией на педагогическую деятельность, но и просчитать потребность в специалистах. Иначе через несколько лет возникнет проблема трудоустройства молодых специалистов.

Неуклонный рост заработной платы педагогических работников положительно сказался на стабилизации кадров. В школах практически нет вакансий. В ходе выполнения программных мероприятий предусмотрено повышение качественных характеристик кадровой политики. В городе завершается разработка методики оценки работы учителя в зависимости от достигнутого им уровня компетентности и результатов деятельности, для использования администрацией школы при поощрении труда учителя за счет стимулирующей части фонда оплаты труда.

Конкретные задачи определены в области дополнительного и послевузовского образования, будет существенно повышена его роль, создана целостная непрерывная образовательная среда. Использование богатого научного потенциала Москвы позволит организовать систему повышения квалификации на конкурентной основе. Для подготовки учителей-предметников и организации научно-методического сопровождения образовательного процесса наряду с вузами системы Департамента образования планируем привлекать институты Российской академии наук и федеральные вузы. Такой подход предоставит учителю право самостоятельно выбрать, где получить дополнительное образование.

Нам надо глубоко проанализировать практическую направленность всех наших экспериментальных и инновационных площадок, каждому учреждению необходимо иметь программу развития, базируясь на программе «Столичное образование-5». Если нет видения перспектив образования, организации учебного процесса с использованием инновационных процессов – нет качества образования, востребованности образовательного учреждения, нет конкурентоспособности, в результате мы имеем малокомплектные учреждения, куда родители не ведут своих детей.

Переход на профильное обучение к 2012 году требует сегодня кропотливой работы в округе: необходимо определить базовые профили, новые учебники, пути повышения квалификации учителей; вернуть материальные технологии в школу; вести профориентационную работу. На нас лежит ответственность за подготовку рабочих кадров для города.

Школьные звонки и детские голоса оживляют практически каждый микрорайон округа. Светлую дорогу к знаниям прокладывают ученикам педагоги. Учительство Северо-Востока – гордость нашего округа, который занимает лидирующие позиции в столичном образовании. Наши педагоги сохраняют и приумножают славные традиции российского просвещения, являются новаторами по внедрению инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс – это слагаемые успеха системы образования округа.

Сегодня все общество осознало приоритетность образования. Оно во многом определяет судьбу отдельного человека и страны в целом. Оно необходимо нам для качественного прорыва России во всех сферах жизни.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте