Аудитория, где проходил «круглый стол» «Современные тенденции в разработке электронного образовательного контента», была переполнена. Конференция «Информационные технологии в образовании-2005» подходила к концу, но казалось, что люди только и ждали этой встречи с экспертами НФПК Анатолием Каспржаком и Кириллом Митрофановым, которые оценивали заявки, пришедшие на конкурс «Разработка инновационных УМК для системы общего образования». На конференции EVA, которая уже восьмой год предоставляет возможность учреждениям культуры, в первую очередь музеям, библиотекам, архивам, переосмыслить свою миссию в информационном обществе, интерес к новому типу книги – электронной – тоже был велик. Один из докладов, представленный Ольгой Шлыковой, могут прочитать сегодня читатели «УГ». Судите сами, в каком состоянии находится ныне электронная учебная литература.
Анатолий КАСПРЖАК, декан факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ:
– Для нас проблемы информатизации – это не вопрос компьютеризации. Это первый и основной тезис. Сами по себе компьютеры не в классе ничего не меняют. Мы говорим о педагогической инновации в том случае, возникает ориентация на новые образовательные результаты. Что значит новые? Отличные от традиционных. Второе – это принципиальные изменения содержания, форм работы учителя.
Кирилл МИТРОФАНОВ, эксперт НФПК, зав. кафедрой методики преподавания истории Московского городского педагогического университета:
– Возникает вопрос: а что можно считать новым результатом? В 96% заявок повторяется то, что написано в стандарте. А в стандарте написано: знания, умения, навыки. Схема середины ХХ века.
Я работаю в педвузе, мои студенты каждый год ходят на педагогическую практику. Что бы я им ни рассказывал, какие бы мы тренинги ни проводили, они приходят в школу и в стрессовой ситуации воспроизводят то, как их учили, когда они были в пятом классе. Воспроизводят те процедуры и тот тип отношений, которые засели в них очень глубоко. Если наши проекты и конкурсы хотя бы немножко смогут повлиять на эти процедуры и эти отношения, будем считать, что мы идем в правильном направлении.
Анатолий КАСПРЖАК:
– В информационно скудном обществе учитель был оракулом. В информационно бедном обществе – тренером. На сегодня он имеет шанс стать помощником.
Мы разбили все заявки, присланные на конкурс инновационных учебно-методических комплексов, на три класса. Первый – цифровые ресурсы, когда бумажный учебник переводится в цифровой. Второй – когда автоматизируются существующие способы обучения. И третья группа – когда начинают меняться учебные практики.
Мы всегда говорили, что у нас есть беда – «меловая» физика. Однако у меня возникали сомнения, нужен ли нам цифровой видеофильм, если я могу сделать опыт с расческой и бумажкой? Мне казалось – не нужен. Но мои студенты сказали: это замечательно.
Теперь давайте рассмотрим несколько примеров.
Вот интересная задача. Дается письмо Алессандро Вольта Джозефу Бенксу. И дальше ставится два вопроса. Первый: «Почему общество называется королевским?». Второй: «Нарисуйте схему». Второй вопрос современный, он предполагает перенос текстовой формы в схематическую. Тогда как первый абсолютно репродуктивный.
Кирилл МИТРОФАНОВ:
– Потому что в письме есть ответ на этот вопрос…
– Когда мы предлагаем учителю новый электронный учебник, он думает: «А зачем я все это буду делать? Зарплата у меня маленькая, как вести по-старому, я знаю». А вот если ему дается электронный ресурс, который позволяет организовать групповую работу, а к нему методичка, тогда возникает интерес, и можно ожидать изменения образовательных результатов.
– Замечательная задачка из курса географии. Идет разговор об Америке конца XVIII века. Дается модельная ситуация освоения новых пространств. Нужно выбрать место для города. Просчитаны четыре варианта. Начинаем анализировать. Вопросы для анализа: «Есть ли возможности для роста города?», «Защищено ли это место от открытого океана?», «Есть ли пресная вода?»… Отвечаем на вопросы, проверяем. Дается подсказка: «Неужели вы все еще думаете, что это хорошее место?» И так далее. Это замечательная задача для проверки аналитических способностей, умения видеть картинку и текст и моделировать ситуацию. А вот если мы говорим о гуманитарной составляющей, возникает немало вопросов. Здесь учитывается слишком мало факторов. Может быть, имеет смысл эту задачку усложнить.
– Может быть, автору следует предусмотреть, что правильного ответа в этой задаче нет.
– А есть более и менее аргументированный.
– Захотелось какому-то человеку Смиту в Америке построить город именно здесь, потому что ему понравился вид. Это, может быть, с точки зрения всех наук не очень верно. Но город появился именно здесь.
– Потом можно рассматривать ситуацию Нового Орлеана, очень похоже. Можно взять реальную модельную ситуацию и посмотреть, как она работает.
Вообще я использую такой критерий: если продукт, который предлагается, меняет соотношение двух процессов – обучения и учения – в пользу учения, увеличивает самостоятельность ученика, у меня сразу возникает позитивное отношение. Это первый индикатор, по которому я, прочитав работу целиком, начинаю с ней работать конкретно.
– Если меня спросят, получится ли хотя бы один инновационный УМК в процессе конкурса, я вам отвечу: вряд ли. Но у этих УМК есть огромное количество находок, которые позволят авторам в дальнейшем прийти к абсолютно новому учебнику.
Тезисы для обсуждения:
Информатизация образования – это не компьютеризация.
Если мы говорим об инновационном действии, мы должны сначала обсуждать образовательные результаты и способы работы учителя и ученика, которые к этим результатам приводят, а потом уже средства обучения.
Когда мы составляем учебные пособия, нужно понимать, что в них нельзя давать однозначных ответов и рекомендаций. Одни и те же цифровые ресурсы при решении разных образовательных задач могут использоваться по-разному.
Комментарии