Отечество, патриотизм, гражданственность. Что стоит за этими, казалось бы, всем известными с детства понятиями. Можно сколько угодно рассуждать, толковать значение этих слов. Да, все правильно – это любовь к Родине, ее земле, людям, родительскому дому, тому уголку, где ты живешь. Это стремление приложить свои знания, умения на пользу обществу. Это гордость за те свершения, за все то хорошее, что достигнуто многими поколениями. Это и боль, горечь за ошибки, за то, что не удалось совершить.
Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека.К.Ушинский
Без осознания всего этого нельзя воспитать достойного гражданина, а значит, и здоровое цивилизованное общество. В этом я вижу свою основную воспитательную задачу как педагога, как учителя. Именно педагога и учителя. Потому что для меня эти понятия едины. Учитель – это человек, который воспитывает. Просто учить нельзя. Учить и воспитывать.
Учитель – это человек, не только дающий знания, это человек, который шаг за шагом вводит ребенка в окружающий мир, учит не только своему предмету, но и взаимоотношениям с людьми.
В самом раннем детстве для становления маленького человека основную роль играет семья. Ее роль трудно переоценить. Именно в ней закладываются все основы, если хотите, духовный стержень. Разве можно не назвать учителем мать, которая передает ребенку всю свою материнскую теплоту, открывает перед ним первые страницы его жизни, отца, бережно поднимающего дитя над собой, которое все понимает и впитывает в себя то, что происходит вокруг него? Разве можно не назвать учителем край, в котором живет человек, природу, окружающую его? Разве это не учит человека постигать прекрасное, любить мир, в котором он живет?
И разве можно не назвать учителем нашу историю? Поистине ее воспитательная роль огромна! Да, мир прекрасен, он учит и воспитывает. Но учит и воспитывает по-разному, так как у него, как и у медали, есть две стороны. Окружающий мир имеет, к сожалению, различные грани.
Сформировать свой взгляд на мир, найти в нем свое место помогает ученику особый предмет – история. В ней неразрывная часть прошлого и настоящего. Именно история, как никакая другая дисциплина, значима по своему воспитательному воздействию исторического прошлого на современников. «Предмет истории, – как писал Василий Ключевский, – то в прошедшем, что не проходит, как наследство, урок, неоконченный процесс, как вечный закон. Изучая дедов, познаем внуков, то есть изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться…» Эти слова я неустанно повторяю своим ученикам.
Разве можно воспитать гражданина своего Отечества, не зная своей истории? Парадоксально, но на протяжении многих десятилетий история находилась в забвении. У миллионов наших сограждан представление о российской истории основывалось часто на мифах. Кто знает, может, падения России были бы менее болезненными, если б мы лучше знали свою историю?
Да, сегодня многое изменилось. Многое стало доступным. И мы обязаны сделать выводы из прошлого. Обязаны хотя бы для того, чтобы понять одну простую истину: насилием нельзя сделать мир и людей лучше. «Не время выкликать теней, и так уж страшен этот час», – писал Тютчев. Библейский мудрец, видевший, что всему есть время в человеческой жизни, напоминает: «Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй». Нынешние дни вряд ли можно назвать «днями благополучия». Значит, для нас настали дни размышлений. В том числе и над уроками нашего недавнего прошлого.
«Историк – это пророк, обращенный назад», – писал Фр.Шлегель. Известно – нет пророка в родном отечестве. Но сегодня России очень важно услышать именно этих пророков, ибо знание истории предохраняет от новых ошибок. История требует личности. Именно через личность история говорит, действует, а в конечном итоге воспитывает. Сегодняшнему поколению, как и любому другому, нужен идеал. И надежной основой для выработки такого идеала является история. Да, он будет не такой, как вчера, но он жизненно необходим. Ключевский справедливо жалел «то поколение, у которого нет никаких идеалов». Каким должен быть сегодняшний идеал? Сложный вопрос. Но для меня однозначно одно – прежде всего это должен быть гражданин. Вот тот ориентир, к которому должно стремиться общество.
В сегодняшних условиях в процессе школьного обучения и воспитания это довольно трудная задача. Конечно, значение школы в формировании личности велико, но есть и другие факторы. Например, социальная среда, которая для неокрепшей ребячьей души подчас бывает опасна. И если вовремя не заметить этого, не помочь ребенку, очень трудно затем вернуть его в здоровое общество.
Демократизация привнесла в нашу жизнь много положительного, открыла мир. Но необходимо признать, что произошедшие изменения оказали и негативное воздействие. Огромный поток информации, часто имеющий отрицательный воспитательный характер, возрастающее значение культа денег, социальное расслоение и многое другое привели к падению нравственности в обществе. Жизненные проблемы, неизвестные ранее, появились в каждой семье. Этого нельзя не признать. Увы, все это проецируется и на ребенка. Послушайте, о чем говорят дети на улице, во дворах, в учебных заведениях. Я не ретроград и не выступаю за возврат в прошлое. Движение по пути демократизации необходимо. Но я за сохранение в обществе высокой духовности и нравственности. Только поколение, наделенное этими качествами, способно возродить могущество нашей Родины. В этом и заключается сегодняшнее предназначение педагога.
Воспитывать – это не значит навязывать свое мнение, свой взгляд на происходящее. Каждый ребенок по-своему талантлив. Задача учителя – помочь ему раскрыться. Освободиться от мешающих ему комплексов. Поверить в себя. Он должен мыслить самостоятельно. Пусть даже эти мысли и расходятся с общепринятыми. Задача учителя – использовать все возможные методы и приемы, опираясь на богатое наследие прошлого, позитивное настоящее, помочь ребенку выработать правильное видение той или иной проблемы. Не всегда это происходит так, как хотелось бы. Подчас это занимает длительное время, но в этом и заключается весь смысл воспитательного процесса. День ото дня, от урока к уроку идти к намеченной цели. И пусть то маленькое, почти незаметное для других движение вперед окрыляет и дает новые силы для дальнейшей работы. Только так мы можем воспитать новое поколение, которое выдержит все испытания и трудности, выпавшие на долю нашей Отчизны. Именно новое поколение воссоздаст свое Отечество, потому что жива его история, а значит – жива и Россия.
Светлана ЗУБРИЛИНА, учитель истории и обществознания
Комментарии