Воевавший человек всю оставшуюся жизнь проверяет себя войной. Война действительно прошла по сердцу каждого. И сегодня нас не только тревожат воспоминания. Осталось чувство контроля над собой – так ли ты живешь среди людей.
В моем роду учительский стаж свыше 200 лет. Я продолжаю трудиться пятьдесят первый год. Говорят, что человек молит Бога избавить его от двух несчастий – делать нелюбимую работу и жить с нелюбимым человеком. Бог миловал меня – 50 проработанных лет прошли как миг, на одном дыхании, оставляя меня всегда в состоянии восторга, радости от общения с учениками.
Память детства – это память чувств. 1 сентября 1943 г. с холщовой синей сумочкой, с тетрадкой, ручкой, карандашом и чернильницей-непроливайкой я пошла в школу. Время было трудное для всех. Война прошла по сердцу каждого из нас. Мы жили ожиданием вестей с фронта, ожиданием солдатского треугольника со штампами от старшего моего брата. Как было голодно – не помню, но вот запомнился один день, когда в обед вместо кусочка колбы (жмых от подсолнечных семечек) у нас на тарелочках лежало что-то белое, политое красным киселем. Мы стояли и не знали, можно это есть или нет. Моя учительница Мария Никитична и другие учителя стояли и плакали, потом сказали, что это манный пудинг, есть его можно.
А еще запомнилась школа тем, что в ней было очень хорошо! Нас любили и жалели учителя. Мы все знали, у кого в дом пришла похоронка. Это были особые дни. Учились под девизом – «5» и «4» «помогают» бить фашистов, а «2» и «3» – Гитлеру. Попробуй так учиться – засмеют, а то и поколотят. А в пятом классе в школу стали приходить учителя с фронта. Вот и в наш класс пришел учитель в военной форме с лентой орденских планок. Подошел к столу, четко произнес: «Я – Степан Акимович Якунин, учитель истории». Спокойно, как-то торжественно вглядываясь в нас, неожиданно спросил: «А как у вас с величием души? Все остальное кажется в порядке? Но, не играя в поддавки и прятки, скажите: А как у вас с величием души?» Мы, пятиклассники, тогда еще толком не осознавали, что такое величие души, но неожиданный вопрос заставил задуматься, каким человеком ты растешь. А для учителей, прошедших фронт, видевших каждый день героические подвиги своих боевых товарищей, их мужество, важно было знать, какими мы выросли в трудное время.
В нас воспитывали величие души! В этом вся мудрость воспитания. Все цели воспитания сводились к воспитанию духовности. Ибо нравственные свойства личности – его первый пропуск в будущее. Помогало нашему поколению и время, в котором формировалось наше сознание. Мы воспитывались на образах героев. Подумать только, какой целенаправленный пласт культуры в области художественной литературы, поэзии, музыки, в кинофильмах, песнях своим содержанием показывали нам, как же надо любить свою Родину, народ. Писатели, поэты, композиторы сопереживали проблемам времени и вели нас по жизни. Нам хотелось искать в себе черты любимых героев, жить достойно среди людей, выбирать высокие цели.
Мы, повзрослевшие, восстанавливали разрушенные города, села, поднимали промышленность, осуществляли великие стройки, потом вдруг оказавшиеся ненужными!.. В народе был всеобщий дух патриотизма, романтики, энтузиазма. А потом тоже целенаправленно кому-то захотелось «перетряхнуть» историю и рьяно «развенчать» наших героев, на образах которых проходило наше становление. Характер и образ жизни стали другими, приоритетными становились иные ценности.
Школа тоже менялась, к сожалению, не в лучшую сторону. Изменилось отношение к учителю (от коленопреклоненного до обыденного) и самому процессу обучения. Дидактика отвечает на два вопроса: чему и как учить? «Чему учить?» – раскрывается содержанием всех изучаемых предметов, оно тоже стало перетряхиваться. Россия в прошлом в начальном его звене училась по книгам К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого. Их книги учили, воспитывали, развивали, выдержав свыше 150 изданий. В коротких поучительных рассказах великих учителей в самом раннем возрасте детвора легко усваивала основные, нравственные ценности, с которыми входила в жизнь. Наша русская, отечественная литература – это такой пласт культуры, какой до сих пор поражает и удивляет другие народы. Чтобы понять русского человека, достаточно прочитать у Бунина потрясающий рассказ «Лапти», чтобы восхититься красотой русской души, лишенной всякого прагматизма, но окрашенной безоглядной готовностью прийти на помощь.
Замечено, если в школе плохая дисциплина – значит в ней слабые литераторы. Вот какая сила и ценность в художественном слове, которым надо уметь пользоваться. Было время, когда средства массовой информации умели видеть и раскрывать красоту человеческих поступков! Журналисты были на передовой, тоже сражались за духовность своего народа, что нельзя сказать о современных СМИ, пронизанных рекламой, криминалом и богемным миром. Везде, во всем сексуальная озабоченность.
До 60-х годов в мире наша система образования считалась лучшей. Вспоминаю статью, где журналист из Германии после посещения наших школ сделал такое заявление: «В страхе перед Россией мы строим казармы и пушки, а опасность поражения в области образования страшнее атомной войны». Ученики получали прочные глубокие знания, учителя добросовестно работали. Была основная форма обучения – урок с его четкими структурными частями и задачами: что надо знать? что надо уметь? Информация к размышлению. Нельзя было оставлять учеников только на уровне учебника – учитель «раздвигал» рамки учебника. Не вызвав раздумий, урок, как правило, кончается раньше звонка.
Учителю до 90-х годов легко было работать в том плане, что у него под руками, т.е. дома, всегда была необходимая литература. Я 35 лет вела в училище педагогику. Кроме фундаментальных журналов по предмету, выписывала шесть журналов и столько же газет. Все просматривалось, прочитывалось. Все посещающие мои уроки говорили: «В содержании урока материал как из печки – вчера был в печати, а сегодня уже на уроке».
Теперь учитель живет в информационном голоде. Информационный голод заставляет «вариться в собственном соку», приобретая опыт методом проб и ошибок. Это, естественно, сказывается на качестве процесса обучения. Понятно, опыт других может быть привлекателен,но всегда использовать его надо разумно, чтобы он не походил на «платье с чужого плеча». Если у тебя что-то не получилось, нельзя говорить, что он плох.
Существующие в настоящее время разнообразные нестандартные формы обучения внешне привлекательные, красивые, их чаще всего используют на открытых уроках для посещающих, но каждый день проводить нестандартный урок не под силу даже самому талантливому учителю, поэтому остаются рабочие уроки с их глубоким содержанием, окрашенные личностью самого учителя, его отношением к содержанию изучаемого материала и самим ученикам. В основе процесса обучения есть физиологическая сторона, И.П.Павлов назвал ее рефлексом новизны, рефлексом «Что такое?». Кроме того, есть в каждом из нас рефлекс к преодолению преград, который необходимо развивать. Поэтому учитель на уроке должен не только поддерживать и сохранять интерес к знаниям, но и побуждать ученика к самообразованию.
Валентина МИЛЛЕР, преподаватель педагогики, Псков
Комментарии