search
main
0

«Прописные» истины

Как научить ребенка писать красиво и грамотно

Процесс подготовки ребенка к школьному обучению сложен не только для родителей, но и для самих детей. Для любого ребенка очень непросто переключиться с игры, к которой он привык, на обучение, которое требует умения сосредоточиться и выполнять задания по инструкции. Игра – это в первую очередь удовольствие и интерес, поэтому крайне важно наполнять учебный процесс игровыми элементами. Если у детей появится желание выполнять задание, они будут готовы преодолевать трудности. Необходимо учитывать этот подход при выборе прописей.

Елена ЛЮЛИНА

От того, насколько ребенок владеет аккуратным и точным письмом, напрямую зависят его школьные успехи в целом. Помимо прямой и очевидной задачи обучения каллиграфическому письму прописи помогают формировать и орфографическую грамотность – важную составляющую общей речевой культуры.

В первую очередь прописи развивают ряд физиологических и психологических свойств и навыков ребенка 6‑7 лет. Напомню, что это:

– мелкая моторика;

– координация;

– мышечная память (руки и запястья);

– зрительная память;

– превращение информации из одной формы в другую (звуковая форма информации переходит в письменную);

– концентрация и усидчивость;

– формирование культуры речи (аккуратность и культура письма влияют на культуру речи в целом).

Также прописи влияют на развитие сложных нейронных связей в головном мозге, а этот процесс тесно связан с координацией навыка движений руки при письме и мышлением. Во время тренировки формируется структура «слышу – понимаю – воспроизвожу на письме».

Важно отметить: выработка навыка письма красивым почерком требует в том числе и волевых усилий. Что очень своевременно, поскольку эта сфера начинает формироваться именно в старшем дошкольном возрасте и в начальной школе.

Если изучить современные учебные пособия, можно заметить, что большинство прописей очень похожи. Как же выбирать?

Хочу обратить ваше внимание на учебный комплект «Прописи: 1 класс. В 4 частях: к учебнику В.Г.Горецкого и др. «Азбука. 1 класс. В 2 частях» автора М.А.Козловой под редакцией Е.В.Волковой, выпущенный издательством «Экзамен» в 2022 году.

Одной из основных особенностей данного методического комплекта является то, что прописи содержат специальную дополнительную разлиновку, которая помогает четко определить границы строки для написания заглавных и строчных элементов, а также отрабатывать правильный наклон.

Самыми полезными и интересными заданиями для новоиспеченных школьников являются те, где нужно рисовать кривые и прямые линии по образцу со стрелками, указывающими направление, так как во время обучения письму в первую очередь вырабатывается графический навык. Как и любой другой, он формируется в результате развития умений и выполнения различных упражнений:

а) заштриховка фигур, обводка трафаретов;

б) письмо элементов букв: линии строчной и заглавной, загибов, петель;

в) письмо отдельных букв;

г) письмо сочетаний букв, слогов, письмо целых слов с целью выработки навыка соединения букв.

Для привлечения внимания первоклассника необходимы также яркие и красочные картинки, сопутствующие каждой странице.

В первой части комплекта представлены именно такие задания, выполняя которые ребенок сразу же учится правильно держать ручку, располагать тетрадь, штриховать, не выходя за границы рисунка, проводить линии, как прямые, так и изогнутые, не отрывая карандаша от бумаги, обводить и воспроизводить символы и знаки, а также рисовать штрихи разной формы и толщины (рис. 1).

Рис. 1

Развивая вышеперечисленные физиологические и психологические характеристики, подобные задания формируют определенные навыки письма:

– овладение формой букв;

– безотрывное письмо;

– способы соединения букв;

– наклонное написание.

Элементы на рисунках повторяют элементы на строках. Первоклассник узнает, что написание каждой буквы состоит из написания ее элементов, соединяя которые мы получаем единое целое. Это развивает логику ребенка, дает представление о закономерностях в построении окружающего мира.

Уже в первой части комплекта представлены разные форматы тетради – широкая линейка и клетка. Школьник учится ориентироваться в пространстве тетради.

Вторая часть данного пособия посвящена букварному периоду. Начинается обучение правильному написанию печатных и прописных букв и их соединений, предлагаются образцы написания, появляются упражнения на составление слогов. Каждая буква – это разворот страницы. Поскольку у детей в этом возрасте развито наглядно-образное мышление, хорошим инструментом для работы со звуками и буквами являются ассоциативные рисунки.

Во второй части учебного комплекта учащиеся знакомятся с правилами русского языка, узнают, что такое собственные и нарицательные имена существительные, работают с разнообразными схемами. При выборе прописей следует также обратить внимание на последовательность учебного материала, очень важно, чтобы он соответствовал материалу азбуки.

Главный фокус во второй части прописей направлен на изучение строчной и заглавной букв на частой косой линейке – как в тетрадях. На данном этапе у ребенка часто возникают сложности при чтении прописных слогов. В этой части такие слоги в словах выделяются дугой, что позволяет детям быстрее и легче выявлять их в слове (рис. 2).

Рис. 2

Привыкая работать со схемами, ученики учатся самостоятельно вычленять некоторые правила, подключают логическое мышление. Дети изучают правило и затем сами учатся писать нужную букву. Обучаясь писать аккуратно и понятно, ребенок прилагает усилия, следовательно, учится ценить свой труд. Впрочем, умение писать хорошим почерком не является самоцелью. Куда важнее научиться писать грамотно, чтобы понятно излагать свои мысли в письменной форме.

В третьей части комплекта ребенку дается возможность написать целое слово, переписать печатный текст письменными буквами, закрепить правило написания слов с заглавной или строчной буквы. Сложность заданий заметно увеличивается. Элементы строчной и заглавной букв даются на частой косой линейке, это помогает плавно перейти к письму в тетради. Продолжается работа со схемами, дети учатся составлять новые слова из пройденных схем, знакомятся со схемой предложения и его границами. Постепенно ребята начинают воспринимать слова не изолированно, а в контексте целой единицы текста – предложения.

В четвертой части учеников ждут обобщение пройденного материала и его актуализация. Каждой букве посвящен целый разворот. Предусмотрено место для самостоятельного письма. Помимо закрепления материала об именах собственных и нарицательных, одушевленных и неодушевленных, написании слов с сочетаниями «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу» дети активно тренируются составлять слова из букв и слогов, предложения из слов (рис. 3).

Рис. 3

Очевидно, прописи не просто тренажер для выработки каллиграфического почерка. Это одно из многочисленных средств воспитания грамотного, образованного и всесторонне развитого человека. Занимаясь тренировкой почерка в специальных тетрадях, ребенок получает навыки и знания, необходимые для успешного прохождения образовательного процесса в школе. Работа в прописях тесно перекликается с чтением. Ведется комплексная работа над развитием речи, в качестве примеров использования слов часто даются стишки и рифмовки.

Подводя итог, хочу отметить: хорошие прописи крайне важны для всего процесса обучения ученика начальной школы. Так какое же пособие для первоклассника выбрать? Для того чтобы работа в прописях была максимально комфорт­на и эффективна для ребенка, прописи должны соответствовать следующим критериям:

  • Фон должен содержать как крупную клетку, так и крупную линейку.
  • Отдельное внимание на начальном этапе должно быть уделено штриховкам.
  • Способ написания букв должен быть максимально понятен для ребенка. Приветствуется опора на стрелки, указывающие направление письма.
  • Необходима тренировка написания как печатных, так и прописных букв.
  • Прописи должны вызывать интерес ребенка и способствовать мотивации к учебе. Страницы должны быть яркими, а задания в них интересными, включать в себя ребусы, шарады, загадки.

Среди заданий на письмо также должно быть рисование линий, небольших рисунков. Не нужно недооценивать рисование как способ подготовки ребенка к письму. По мнению многих экспертов, творческий подход поможет не только развиться своему внутреннему художнику, но и подготовиться к школе, не загоняя себя в привычные строгие рамки.

Необходимо наличие наглядных примеров. Считается, что на две трети детские прописи должны состоять из «обводилок» и только на треть из заданий на самостоятельное воспроизведение.

Важен размер изображений. Чем крупнее изображения в рабочей тетради, тем ребенку легче учиться писать, так как к мелкому письму он еще не готов в силу возраста.

Описанный выше методический комплект составлен с учетом возрастных особенностей младших школьников. Он соответствует всем критериям, необходимым для успешного изу­чения письма на начальном этапе. Каждая часть УМК начинается с повторения пройденного материала и логично продолжает предыдущую. Рекомендую остановить свой выбор на этом учебном комплекте.

Елена ЛЮЛИНА, заместитель директора по УМР, учитель начальных классов Центра образования №42, Вологда

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте