search
main
0

Променад по фестивалю. «Коляда-plays» и тенденции современной драматургии

Еще десять-пятнадцать лет назад театральные деятели говорили о катастрофической нехватке современных пьес, в том числе этим объясняя засилье классики на сцене. Режиссеры усердно переводили на новый сценический язык давно известные, перепаханные тексты. Сегодня ситуация изменилась принципиально, и во многом благодаря «рассаднику» современной пьесы, который сформировался на Урале, так называемой Школе Коляды.

Николай Коляда сам по себе очень плодовит, список его творений приближается к сотне. Его пьесы востребованы, он является самым ставимым драматургом из неоклассиков, этакий Островский нашего времени. Кроме того, он ведет курс драматургии в Екатеринбургском театральном институте, среди его учеников много популярных драматургов. С 2009 года в Екатеринбурге функционирует Центр современной драматургии, возникший при Коляда-театре и со временем ставший самостоятельной творческой единицей. Под эгидой Коляды ежегодно проводится конкурс молодых драматургов «Евразия». Во второй половине июня прошел традиционный – уже одиннадцатый по счету – фестиваль «Коляда-plays», в котором принимают участие спектакли по пьесам самого Николая Владимировича и его учеников. На сей раз это 37 спектаклей из 31 города и 6 стран мира плюс 17 мероприятий off-программы.Тема: остро до боли и смешно до слезКогда тема спектакля – детский дом, заранее готовишься к эмоциональному «хлысту», ждешь, что тебя будут провоцировать жесткими ситуациями и душещипательными историями, чтобы достучаться до сердца. В спектакле Башкирского академического театра драмы «Навстречу мечте» не кричат и не плачут – о слезах и внутренних криках только рассказывают. Не лезут в душу и тем достигают эффекта высокой чувствительности. В основе спектакля – инсценировка повести Ангиза Ишбулдина «Не оставляй, мама». Как разъясняет программка, по-башкирски «навстречу» имеет оттенок «наперекор». Мечта и реальность в жизни бывших детдомовцев редко пересекаются. На сцене из детских кубиков выстраивается глухая стена.«Фантомные боли» Василия Сигарева – тяжелая история о смерти и преданности, о низости и насилии, о сострадании и пробуждении человечности там, где о ней давно позабыли. Постановка Association Art Theatre из Бухареста не позволяет зрителю расслабиться ни на минуту. Спектакль «Как люблю я вас…» по произведению Валерия Шергина «Концлагеристы» – о заточении реальном и мнимом, о внутренней тюрьме, в которой существуют люди, якобы находящиеся на свободе (работа театра «Манекен» из Челябинска). Пьеса Николая Коляды «Ключи от Лёрраха» написана еще в 1994 году, тогда она казалась жестко ориентированной на конкретный социальный момент. Момент прошел, а острота осталась. Ситуация, в ней описанная, вне времени и даже вне места, потому что может сложиться как в Москве, так и в Белграде (спектакль представил Белградский драматический театр, Сербия): человеческая растерянность на самом главном пути – пути к самому себе. А «ключи от Лёрраха» – это, конечно, ключи от счастья…Современная драматургия в лучшем ее проявлении – это нажим на сейсмически активные точки массового сознания. Ее эффект сродни микроскопу, лупе, увеличительной линзе, которую наводят на темное пятно или грязь разбирают по молекулам. Каждый очередной Коляда-фестиваль, как зеркало, отражает перемены в общественном настроении. И если четыре-пять лет назад «чернушные» ситуации превалировали с большим перевесом над прочими темами, то нынче можно наблюдать все большее внимание не к внешним негативным обстоятельствам, а к внутренней дисгармонии. Современный театр пристально вглядывается в человеческое сердце.А сердцу все больше хочется радоваться и наслаждаться. Ориентация на развлекательность нарастает и на лоне современной драматургии. Треть фестивальной афиши отдана комедиям. Яркий и, возможно, лучший по качеству пример тому – «Чехов-club» Государственного русского драматического театра из Чебоксар, ревю на основе десяти рассказов Чехова. Театр не может не реагировать на запрос общества: публика жаждет постановок красивых, легких, превосходно сотканных, не отягощенных смыслом, где есть узнаваемая музыкальная основа и используются узнаваемые приемы. Зрелище имеет право на существование, спектаклей, претендующих на препарирование проблем, и так достаточно, особенно на таком фестивале, как «Коляда-plays».Сегодня на сцене много поют и пляшут – и много плачут. Возможно, это и есть ключики к сердцам современных зрителей.Стилистика: абсурд, микс, мистикаТрадиционный путь спектакля – плавное развитие сюжета по нарастающей – вряд ли подходит для новой драмы с ее смещением ценностей, зацикленностью на пороках и болезненной остротой. Поскольку новая пьеса – это почти всегда трагифарс, стилистика классического реализма здесь неуместна. Часто спектакли склеиваются из кусочков, как мозаика. Чего почти нет, так это разжевывания. Для новой пьесы характерен лаконизм.Чтобы адекватно отразить авторскую стилистику, постановщики также не довольствуются традиционными приемами. Эксперименты со сценическим пространством новшеством может назвать лишь тот, кто последний раз посещал театр лет 20 назад. Но сейчас наблюдается настоящий «формальный разгул». Вот лишь несколько обозначений жанра постановок: треш-комедия, спектакль-дискуссия, променад-расследование, буффонада, интерактивный уличный спектакль и даже «пионерская зорька»….Змейкой вьется зритель, пробираясь меж тесных костюмных рядов, спотыкаясь, поднимается по крутым лестницам театрального закулисья. Ночная «экскурсия» по нутру Коляда-театра – это движение сюжета спектакля «Жены Синей Бороды» театра кукол «Гулливер» из Кургана. Ура, добрались до святая святых – кабинета художественного руководителя. Закончился променад-расследование в подвале, самом что ни на есть настоящем, с затхлым влажным воздухом, все для того, чтобы, вырвавшись на волю, ярче оценить «освобождение».Во многих постановках мистический план переплетается с реальным, мечта – с действительностью. В спектакле «Голливуд в соседней комнате» проекта «De Buffo» (Уфа) приемы клоунады и гротеска сочетаются с драматическими. Причем они не идут параллельно, а проникают друг в друга, живут не в «соседних комнатах», а вместе. Все перемешено – фантазии и быт. В результате складывается особый строй спектакля, его ткань.Важнейшей составляющей многих постановок является музыкальный ряд. В «Марьином поле» (пьеса Олега Богаева, спектакль Вологодского театра для детей и молодежи) на протяжении всего действия звучат песни Владимира Высоцкого в исполнении непрофессиональных певцов.Язык: шах и матСовременная драма нередко ассоциируется с ненормативной лексикой, что продолжает вызывать схлест мнений. Лично я защищать мат ни на сцене, ни в жизни не собираюсь. Но готова признать очевидное: форма должна соответствовать содержанию. Есть материал, из которого подобная лексика вытекает органически. Существуют люди, которые не только говорят, но, наверное, и думают на «общероссийском диалекте», и если они становятся героями произведений, смешно заставлять их говорить на дистиллированном литературном. А по большому счету жаль: язык оказывается в проигрыше, от автора он получает шах и мат.Впрочем, язык современной пьесы характеризуется не одним наличием многоточий. Он не только качественно, но и количественно отличается от традиционного литературного. Современным авторам приходится действовать в обстановке словесного минимализма, оперировать суженным словарным запасом. Немногим удается достичь выразительных вершин и психологических глубин. Например, Василию Сигареву. Признаюсь, когда я в первый раз прочитала его известную пьесу «Пластилин», она едва не вызвала рвотный рефлекс. Когда же я прочитала ее во второй раз (в силу «производственной необходимости»), то поняла, как он талантлив. Минимумом слов (речь героев не бедна, она нища) он выражает все.В заключение несколько черт, которые особенно ярко проявились на фестивале-2017.Высокий градус сценической условности. Притчевость. Простая и выразительная сценография. Шаржирование и комикование. Смелость в обращении к произведениям, которые традиционно считаются сложными, и современное их переосмысление, например «Иллиада». Современная драматургия редко является перед зрителем лощеной и гладкой, она чаще шероховатая, неровная, потому что ее цель – не успокоить, а взбодрить, эмоционально потрясти.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте