search
main
0

Проказник старины глубокой. Джованни Боккаччо. «Декамерон». 9-й класс

Цель: 1. Познакомить учащихся с творчеством писателя, показать гуманистическую направленность его произведения. 2. Закрепить понятие о сюжете, композиции произведения, о жанре новеллы. 3. Воспитывать бескорыстность, благородство поступков.

Материалы:

Книга Д. Боккаччо «Декамерон», М. 1987;

Портрет Боккаччо с книгой;

Репродукции картин художников Возрождения.

Ход урока

I. Слово учителя о писателе

Талант великого гуманиста Джованни Боккаччо развивался под сильным воздействием Данте и Петрарки. С именем Бокаччо связана дальнейшая демократизация итальянского Возрождения; именно он стал ярчайшим представителем «низкого» жанра тогдашней литературы – новеллы.

Сын флорентийского купца и француженки, он воспитывался в новой семье отца. Ему прочили карьеру торговца, затем юриста. Однако юриспруденция оказалась слишком сухой наукой для молодого человека, который решил посвятить себя всецело литературному творчеству.

Годы юности Боккаччо провел при дворе неаполитанского короля Роберта Анжуйского, в кругу ученых и поэтов, близких владетельному феодалу. Здесь он нашел друзей, здесь же пришла к нему первая любовь к побочной дочери короля Марии де Аквино. И хотя взаимная любовь была краткой, воспоминания об этом чувстве вдохновили его на создание многих произведений.

Дальнейшая его жизнь связана с Флоренцией. Здесь он участвует в острейших политических схватках, проявляет себя твердым сторонником республики, выполняет различные дипломатические поручения, не прекращает при этом литературной деятельности.

II. Жанр, композиция, тематика «Декамерона» (комментарии учителя с анализом самостоятельно прочитанных учащимися новелл)

Вопрос: «Декамерон» (греч.) – десятидневник. Почему произведение получило такое название?

(В 1348 году Флоренцию поразила чума. Тягостны картины гибнущего города: умирающие в мучениях люди, разграбленные дома, животные, бродящие без присмотра, ужас, обуявший жителей.

И в эту пору семь девиц и трое юношей удаляются в пригородное поместье, где ежедневно, в течение 10 дней, каждый из них для услаждения прочих рассказывает по новелле.)

Вопрос: Что объединяет рассказчиков?

(Рассказчики связаны между собой «дружбой, соседством, родством», это «рассудительные и родовитые, красивые, благонравные, пленительные в своей скромности» молодые люди. Все они образованны, любознательны, наделены художественным чутьем).

Вывод: Их объединяет интерес и уважение к человеку, убежденность в его праве на счастье, все они разделяют идею свободы человеческих чувств.

Вопрос: Какова композиция произведения?

(«Декамерон» представляет собой сборник тематически объединенных новелл, которые охватывают огромное множество событий, характеров, житейских проблем и общественных отношений. В начале каждого дня задается тема, которая определяет содержание (сюжет) рассказанных в этот день повестей. Только два дня (1-й и 9-й) молодые люди рассуждают «о чем кому заблагорассудится». Второй день – рассказывают «о тех, кто после разных превратностей и сверх всякого ожидания, достиг благополучной цели». Третий день – говорят «о тех, кто благодаря своей умелости добыл что-либо сильно желаемое либо возвратил утраченное».

(Ученик рассказывает сюжет девятой новеллы третьего дня).

Вывод: Любовь – не сословное, а общечеловеческое достояние.

Четвертый день – повествование «о тех, чья любовь имела несчастный исход».

(Ученик рассказывает сюжет первой новеллы четвертого дня).

Пятый день – рассуждение «о том, как после печальных и несчастных происшествий с влюбленными приключилось счастье».

(Ученик рассказывает девятую новеллу пятого дня).

Вывод: Чувство нельзя купить, его можно только разбудить личной доблестью.

Шестой день – рассказ «о тех, кто, будучи задет каким-нибудь острым словом, отплатил за то скорым ответом или находчивостью избежал урона».

Седьмой день – повествование «о шутках, которые из-за любви либо в свое спасение жены проделывали над своими мужьями».

Вывод: В своих нравственных оценках автор исходит из реальных обстоятельств, когда деловой, коммерческий брак соединял людей, в лучшем случае не испытывавших друг к другу отвращения. И почти всегда Боккаччо на стороне предприимчивых женщин, а не одураченных мужчин.

Восьмой день – рассуждение «о шутках, которые ежедневно проделывают друг над другом».

Вывод: В этих новеллах Боккаччо высмеивает ханжество, лицемерие, плутовство монахов. В то же время для Боккаччо монах – тот же человек, им владеют те же страсти, что и мирянами, и в этом автор не видит ничего предосудительного.

Десятый день – рассказ «о тех, которые совершили нечто щедрое или великодушное в делах любви либо в иных».

Вывод: В новеллах этого дня звучит гуманистический пафос автора. Они посвящены людям добродетельным, великодушным, умеющим подавить эгоистические желания. Автор считает, что не внешние принуждения, а душевные побуждения нравственного порядка оказываются стимулом поведения человека.

III. Итог урока

По страницам «Декамерона» бродят влюбленные и скупцы, прелюбодеи и весельчаки, мошенники и острословы.

Отбиваясь от нападок педантов и ханжей, Боккаччо писал: «Любую неприличную вещь можно рассказать приличными словами, и тогда они никого не оскорбят, а уж тут-то я, по-моему, безупречен». И далее: «Натуры испорченные в каждом слове ищут грязный смысл, им и приличные слова не идут на пользу, а чистую душу слова не совсем приличные также не способны отравить, как и грязь – испачкать солнечные лучи».

IV. Домашнее задание

Выписать из новелл несколько афоризмов, похожих на пословицы, и придумать, руководствуясь одной из них, новеллу на тему из современной жизни.

Наталья МАХНИБОРОДА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте