Мы все, как аксиому, твердим о развитии воображения у детей. Это считается современно, актуально и исключительно благотворно. Это не совсем так. Во всем нужна мера.
Да, именно воображение может дать толчок к развитию даже у олигофренов. Да, именно воображение лежит в основе творчества. Выготский писал, что в конце концов все, что мы видим вокруг, созданное человеком, – это лишь кристаллизованное воображение.
Но именно сила этого собственно человеческого качества таит в себе и опасность.
Воображение, если оно уже развито, надо держать в узде. Это страшная сила. Замечено, что больше всего от депрессий страдают именно творческие люди. Дело в том, что депрессия – это угнетенное, тяжелое состояние, но люди творчества страдают от него особенн о: они раздувают мнимые страхи до гигантских размеров, они крушат в себе в этих состояниях все сколько бы ценное – это необузданная сила воображения, направленная вовнутрь, на разрушение самой личности, ее ядра.
Я считаю, что страшнее депрессии ничего не бывает. (По данным исследований, депрессией болеет сейчас 20 процентов населения земного шара). И потому ужасно боюсь ее. А депрессия и есть тотальный страх. Так что я боюсь бояться, страшусь страха. Что это, ка к не произвол воображения? Ведь объективно ничего не случается, да и субъективно еще депрессии нет, но мой страх как раз и наполняет собою все жизненное пространство, т.е. начинается настоящая, на несколько месяцев, глубокая депрессия (я использую точный термин, ибо в общении “депрессией” чаще всего называют просто плохое настроение). Произвол воображения при этом настолько силен, что разрушает (на время депрессии) все личностные ценности человека, все то, ради чего он живет, сам смысл его жизни.
Так начинается безбрежное очернение себя, самообвинение – атрибут депрессии, записанный во всех справочниках.
И вот в этой связи я ставлю вопрос: может ли разум победить воображение? И, к большому огорчению, признаю, что мой лично – не может. Мое воображение сильнее. Но я не оставляю усилий изменить ситуацию и обуздать разгар этих “творческих” сил.
Думаю, с детьми, особенно творчески развитыми, надо заниматься не только творчеством, форсируя и без того развитую фантазию, но непременно – спортом, походами, реальными делами. Осторожнее надо быть и с книжками. Многие ребята, начитавшиеся сказок Толкие на, начинают в него играть как в реальность. И вот уже на этих играх эльфы всерьез разгоняют облака, девочка всерьез называет себя Галадриэлью, повелительницей фей, носится как метеор среди окружающих в черном платье до пят, бешено качается на качелях, ч то-то выкрикивая в небо. “А это наша чокнутая”, – объяснили мне в школе-студии авторской песни “Остров”, на концерте которой я ее увидела. Я стащила ее с качелей и попыталась урезонить. Честно скажу, но такого страшного лица я даже в психбольницах не вид ела. Остановившийся взгляд, застывший оскал улыбки, неподвижное лицо. В кругах, знакомых с толкиенскими играми, таких называют “толконутыми”. Надо сказать, что на Западе, где раньше нас стали играть по книгам Толкиена и его друзей-писателей, через некото рое время эти игры прекратили, оставив лишь филологический, научный подход к богатейшему творчеству этих писателей. Надеюсь, и наши “толконутые” вскоре образумятся.
А вот какие опасности таит мир воображения в связи со своей реализацией в играх с компьютерами – пока даже предугадать страшно. Но ученые уже предупреждают: колоссальные.
Книжный, компьютерный, телевизионный мир, как оккупанты, захватывает все больше и больше территорию реальности. Пора перестать восхищаться всеобщей компьютеризацией и подумать, чем компенсировать ее опасность, вспомнить, например, опыты Макаренко, Шацког о, Сухомлинского, в которых было место всему – и учебе, и производству, и садам, и театру, и сказке. Но главное – реальным отношениям детей друг с другом и с окружающим миром.
Ведь в мир иллюзий (сюда же относятся и наркотики) уходят прежде всего те дети, у кого их реальная жизнь скучна и одинока.
Вспомним один из рассказов Брэдбери, в котором родители подарили детям компьютерную суперигру в виде комнаты, в которой можно было воплощать в реальность все свои фантазии. Родители были страшно довольны: теперь дети не докучали им, были все время заняты своей игрой. Помните, чем это кончилось? Дети сотворили на одной из стенок настоящую пустыню и настоящих львов, позвали родителей и дали львам команду этих родителей с`есть.
…Пока мы еще живы, давайте внимательнее относиться к играм детей.
Ольга МАРИНИЧЕВА
Комментарии