Случись императрице Марии Александровне заглянуть сейчас в Женскую рукодельную школу, покровительницей которой она была, царская особа осталась бы довольна. Прежде всего сохранением преемственности. Сто с лишним лет назад школа осуществляла подготовку мастериц по белошвейным и модным работам. Этим же она успешно занимается и сегодня. Смутили бы императрицу, пожалуй, только два обстоятельства: рукодельный труд теперь наряду с девочками осваивают мальчики, а вывеска у главного входа в учебное заведение гласит: «Профессиональный лицей дизайна костюма и театральных технологий №17».
Союз театра и лицея
Помимо исторического происхождения, лицей может похвастать любопытными фактами своей современной биографии. Во-первых, на его базе организовалось предприятие «Первомайская заря», и это уникальный в истории случай, когда из образовательного учреждения вытекло производственное объединение, а не наоборот. Во-вторых, лицей – результат слияния нескольких учебных заведений. Сегодня он располагается на трех площадках города и известен тем, что единственный среди училищ швейного профиля готовит закройщиков, модельеров всех видов одежды, а также скорняков, то есть изготовителей изделий из меха. Еще одна оригинальная специализация, представленная в лицее, называется «художник театрального костюма».
Как полушутливо заметила директор лицея Александра Рослякова, инициатива готовить мастеров по пошиву театрального костюма принадлежит той же императрице Марии Александровне, поскольку она основала Мариинский театр. Ну а если серьезно, то несколько лет назад у лицея началась творческая работа совместно со знаменитой Мариинкой. Ребята сшили костюмы для таких спектаклей, как «Щелкунчик», «Золото Рейна», «Война и мир», «Сказание о невидимом граде Китеже». Сегодня выполняется часть заказов для оперы «Снегурочка».
– После длительного сотрудничества с Мариинским театром у нас появился договор о совместной деятельности и о создании «Школы театрального костюма», которая будет располагаться на одной из наших площадок, – говорит Александра Ивановна. – Это назревшая необходимость. Сегодня ни одно из городских учебных заведений швейного профиля не готовит специалистов такого рода. Специфика изготовления театрального костюма очень сложная: много ручной, творческой работы, эта технология передается из поколения в поколение, из рук в руки. Поэтому учебной литературы для подготовки данных специалистов на сегодняшний день практически нет. Наша задача – создать материальную базу, издать учебные и методические пособия по конструированию, моделированию и технологии изготовления.
– Какая специальность присваивается вашим выпускникам?
– «Художник по костюму». Но такое звучание кажется нам недостаточно отражающим настоящее положение дел, поэтому готовится пакет документов по профессии «мастер театрального костюма». Мы будем добиваться включения ее в федеральный перечень.
– При поступлении на данную специальность будут ли предусматриваться особые вступительные испытания?
– Вообще стать нашим студентом может любой выпускник 9-го или 11-го класса, но специальность «мастер театрального костюма» требует хороших изобразительных навыков. Скорее всего ребята должны будут сдавать экзамен по изо.
– С чего, собственно, начинается процесс изготовления театрального костюма?
– Изначально к нам поступают готовые зарисовки моделей. Их делают профессиональные театральные художники. Затем они приходят к ребятам и рассказывают, как та или иная модель должна выглядеть, какие основные работы, какие второстепенные, где располагается вышивка. Многие костюмы требуют ручной отделки, но, несмотря на сложность, ребятам очень нравится выполнять такую работу. Кроме того, театр приглашает их на генеральные репетиции, и дети могут видеть результаты своего труда непосредственно на сцене. Ощущение, конечно, непередаваемое. Перед премьерой наши ребята волнуются не меньше артистов.
Кстати, в лицее ограничиваться только зрительскими переживаниями не стали, а организовали свой клуб английского языка «Болтушка». Здесь готовятся собственные постановки, к которым ребята делают декорации, шьют костюмы, создают бутафорское сопровождение спектакля. По словам заместителя директора лицея по УВР Анны Фокиной, это позволяет использовать творческий потенциал ребят, дает возможность узнать «изнанку» театрального действа, что для художника по костюму очень полезно.
Шуба из шкуры бизона
Технологии изготовления театрального костюма и изделий из меха объединяет следующее: и та, и другая передаются только из рук в руки. Каждому мастеру важно сообщить секрет своего умения лично тому, кто этот секрет постигнет и сохранит. А чтобы постигать было легче, то в лицее стараются создавать педагогическую базу из собственных выпускников. Самых успешных оставляют в стенах родного учебного заведения. Одна из таких представительниц «лицейской династии», мастер скорняжного производства Елена Татищева рассказала, в чем сложность работы с мехом.
– Наверное, главный нюанс в том, что мы имеем дело с натуральным мехом. Для того чтобы его скроить, нужно довести мех до уровня ткани. Другими словами, необходимо собрать меховое полотно из определенного количества шкурок. Здесь начинаются трудоемкие моменты: важно подобрать их по цвету, по оттенку, по густоте, по длине ворса. Проблемы возникают тогда, когда заказчики приносят свой материал: старые меховые изделия. Мы ведь в основном работаем по индивидуальным заказам, поэтому наши пятикурсницы уже сейчас учатся строить лекала на конкретную фигуру. Меховой крой должен быть очень точным, мех, как ткань, не поутюжишь, не растянешь.
Что касается меховой отделки для театрального костюма, то здесь своя специфика. На сцене важен эффект, поэтому натуральность меха на ней совсем необязательна. Это может быть шкура бизона, но если она верно ложится под свет, то создается эффект элегантной роскошной меховой отделки или мехового изделия.
Учебное заведение швейного профиля во многом бы проигрывало, если бы в его стенах не создавались коллекции одежды. В лицее №17 они многочисленны и великолепны. «Театр моды» даже выпустил на небосклон свою «звезду»: модельер Владимир Зеленин, выпускник лицея, – призер международного конкурса «Адмиралтейская игла» и Всероссийского конкурса «Надежда России».
Кроме того, обучаться искусству ручной отделки и рисунку, который обязательно входит в учебную программу, в лицей приезжают датчане. Уже три года осуществляется дружеский обмен между двумя учебными заведениями швейного профиля Дании и Санкт-Петербургским лицеем дизайна костюма и театральных технологий. Польза здесь обоюдная, поскольку Дания хочет перенять опыт создания одежды собственными руками, а Россия – принять позицию сохранения традиций в ее изготовлении.
Комментарии