search
main
0

Проигравших не бывает. Туризм – школа жизненных навыков подростков

​Весьма привлекателен туризм как вид деятельности для подростков. Это не только реальная возможность расширить собственные географические познания, даже на уровне родного края, но и решить проблему собственного «я». От других видов спорта туризм отличается рядом особенностей, прежде всего массовостью, которая объясняется его общедоступностью.

Любому спорту свойствен соревновательный элемент. Но в туризме никогда не бывает проигравших, он сам по себе уже источник радости. Цель туристского воспитания – формирование у личности рефлексивности, творчества, нравственности…Не на последнем месте воспитание экологически грамотного поведения, расширение кругозора участников туристских походов, создание условий для самореализации и возможность познать историю родного края.Важным преимуществом активных форм туристско-краеведческой деятельности является преодоление разрыва между знаниями о нормах поведения и практикой применения их в условиях коллектива.Много лет я работаю над проблемой «Формирование жизненных навыков в воспитании личности». Свои жизненные навыки ребята прекрасно развивают в походных условиях, необходимых для выработки значимых личностных качеств.Следует признать, что только возможность практически следовать им является необходимым, действенным, наиболее важным компонентом воспитания. Туристский поход позволяет поставить каждого его участника в уникальные в плане воспитания условия, когда абстрактные идеи норм общежития приобретают весьма конкретную жестко обусловленную реальность.В условиях туристского похода деятельность каждого члена туристской группы тесно переплетена с деятельностью и поступками других членов группы и группы в целом. Так, Слава Кручин смог впервые приготовить гречневую кашу, а Маша Гвоздева организовать очаг и разжечь костер. Здесь естественным путем возникает очень важная обстановка – обстановка своего рода ответственной взаимозависимости.Туристские походы, экскурсии, где социальные контакты детей очень тесны, позволяют ввести воспитанника в огромный мир сложных человеческих чувств, переживаний, отношений, направленных на заботу о ближнем. При этом воспитывается ответственность за свои действия не перед абстрактным человечеством или своим будущим, а перед конкретной группой ребят, с которыми делишь все тяготы походной жизни.Воспитание ответственности в небольших делах способствует формированию ответственности, а в целом – гражданственности. Мир открывается юному туристу во всем многообразии только в том случае, если ему предоставляется возможность самому на основе своих знаний, своего житейского опыта принимать решения и нести за них ответственность. Отправившись в поход, дети фактически вступают во временное сообщество семейного типа, у которого большое и сложное хозяйство. Такого не бывает в школе на уроке. Здесь каждый быстро уясняет: чтобы жить, надо работать – добросовестно, ответственно и дружно.Нина АМЕЛИНА, учитель географии школы №1015

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте