Педагогический совет – последнее испытание второго, очного, тура федерального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2016 интересно во всех смыслах. Оно спонтанно – распределение 15 лауреатов конкурса по трем группам происходит буквально за несколько минут до начала выступления первой. Оно коллективно – собранный из конкурсантов с разным профессиональным опытом импровизированный педагогический совет под руководством звездного директора должен слаженно обсудить поставленную задачу. И, конечно, оно подводит значимую черту – дальше только объявление пятерки и финал. Неудивительно, что интеллектуальное напряжение конкурсантов достигает здесь своего пика…
Серию учительских заседаний открывает первый «директор» – лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2011 Антон Молев. К роли модератора школьных процессов ему не привыкать: сегодня он научный руководитель Лицея Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.Тема первой пятерке досталась актуальная и весьма непростая – «Особый ребенок в классе». Антон Ильич умело управляет ходом дискуссии, позволяя конкурсантам раскрыть свой потенциал мыслителей-практиков, готовых обсуждать современные темы, близкие профессиональному сообществу, требующие не столько коллективного обсуждения, сколько вполне конкретных решений. Антон Молев призывает выдвигать решения даже государственного масштаба: за конкурсными испытаниями по онлайн-трансляции следит буквально вся Россия.«Особый ученик в классе – это вызов?» – сразу же уточняет он. Наталия Мелкумова, учитель биологии и экологии гимназии им. А.Н.Островского из города Кинешмы Ивановской области, соглашается: это вызов, причем в первую очередь для нее как учителя или классного руководителя, поэтому начинать изменения надо с себя. Нужно задавать себе вопросы: «Как я его вижу – этого ребенка? Что я вижу в нем?» Затем нужно обратить внимание на отношение к проблеме в семье, ведь порой бывает так, что в своих детей не верят даже сами родители, не говоря уже о школе… А в школе нужно организовать такие формы работы с особым ребенком, чтобы по-разному особые дети могли проявить себя: это и ученическое самоуправление, и различные творческие мастерские, они могут объединить и одаренного ребенка, и ребенка с ОВЗ и дать каждому шанс раскрыть свои способности.Мария Королёва, учитель английского языка гимназии №1 города Кирово-Чепецка Кировской области, видит проблему иначе: коль скоро термин «особый» вмещает полярные значения, то и говорить нужно о каждом из них. Например, одаренный ребенок – это вызов… кому? Такой ученик находится в рамках школы, но всегда хочет большего. И нередко сталкивается с не меньшим непониманием сверстников, чем ребенок с ОВЗ, ведь он вундеркинд, заучка… И ему тоже нужно помочь с этим справиться.Вообще по большому счету нужно рассматривать каждую ситуацию в отдельности. Так считает Антон Лагутин, преподаватель информатики гимназии №2 «Квантор» подмосковного города Коломны. Он предлагает договориться о понимании терминов: «Я бы разделил особых детей на четыре группы: одаренные – это вызов учителю-предметнику, который должен обеспечить им индивидуальное развитие. Другая категория – дети с девиациями, и если такие дети – вызов всему обществу, то возникает вопрос к классному руководителю как хранителю души ребенка… Надо сделать так, чтобы такой ребенок понял: он тоже полноценен и полезен для общества, а общество может принести благо ему. Дети с ОВЗ – это не вызов, это данность, их надо принять и семье, и школе и сделать все, чтобы никто вокруг ребенка не ощущал его обособленности. И четвертая категория – это юные спортсмены, танцоры, певцы, музыканты, дети с особыми образовательными потребностями, которые появляются в школе реже, чем хотелось бы, и также нуждаются в индивидуальном подходе, чтобы не отставать от рабочего процесса».Учитель истории, обществознания и права из Новомалыклинской школы им. Героя Советского Союза М.С.Чернова Ульяновской области Ришат Калимуллин, предложил не ограничиваться этими категориями. Еще ведь есть и такая – дети-мигранты, причем объективно наше образование далеко не в полной мере готово работать с такими детьми. Чтобы изменить ситуацию, нужен пересмотр программ развития высшего предобразования. Ришат Радикович на собственном студенческом опыте осознал, насколько далека программа подготовки педагогов от того, что требует уже сегодня профстандарт, – навыка одинаково грамотной работы с разным детским контингентом.А для преподавателя химии лицея №5 им. Ю.А.Гагарина города Волгограда Евгения Ковалева особенно остро звучит и другой аспект проблемы – организация в школе диагностической службы, ведь прежде, чем выстраивать работу с по-разному особыми детьми, нужно понять причину их отличий от других и постараться адресно вовлечь каждого в процесс обучения. Но пока учитель в массе своей к этому не готов. Подготовку и переподготовку педагогов действительно стоит менять.Модератором второго, собранного волею великого жребия педагогического совета оказался абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2007 Дмитрий Гущин. Тему для педсовета он предложил в следующей редакции: «Роль электронных учебников в традиционном уроке». И действительно, кому как не специалисту в области математики, составлявшему даже олимпиадные задания и задания для сдачи ЕГЭ по этому предмету, разбираться в новых технологиях, которые, по сути, говорят таким же строгим, сухим языком цифр, как и «царица наук»? Впрочем, Дмитрий Дмитриевич настолько уверен в своих подчиненных на час, отведенный форматом испытания, что легко отпускает их в свободное мыслительное плавание. Фантастика или нет, что скоро дети совсем перестанут пользоваться учебником в традиционном его понимании?Во-первых, переход на электронные учебники – это большая задача для школы. Так считает Анжелика Зимина, учитель русского языка и литературы школы №14 «Центр образования» имени кавалера ордена Ленина Н.Ф.Шутова города Сызрани Самарской области. Но нужно учесть еще и вопрос здоровьесбережения. Уже сегодня в среднем 20% школьников носят очки. Можно ли им наравне со всеми заниматься по электронным учебникам? Ведь нормативное время работы с ними в 11-м классе доходит вплоть до 35 минут в течение урока. А если мы начнем разговор о родителях, то все ли смогут позволить себе эту технологическую роскошь?..Учитель русского языка и литературы школы №7 города Армавира Краснодарского края Александр Шагалов признался коллегам: когда впервые услышал об электронных учебниках, несмотря на приписываемую молодежи сугубую тягу к технологиям, пережил… отрицание. Это, кстати, к вопросу об организационной проблеме внедрения инноваций. «Я за гармонию традиций и инноваций, – подчеркнул Александр Михайлович. – Да, сначала был испуг, что перевесит именно технологическая чаша весов и нарушится гармония соотношений. Я вообще за то, чтобы электронные учебники были, но нужно оставить выбор за учителем. Для меня неизбежен культ книги как таковой со всеми ее атрибутами: запахом типографской краски, шелестом страниц, закладками… Нужно найти ту меру, что позволит не отказываться от нового и сохранить бумажную книгу».Леонид Бондарь, преподаватель русского языка и литературы лицея №23 города Калининграда, усмотрел в своей теме, как и коллеги из первой группы, потенциал для разговора о качестве подготовки педагогов. Кроме того, Леонид Евгеньевич поинтересовался: а что понимают сегодня под электронным учебником – читалку с загруженными туда неудобными книжками в pdf-формате? Тогда, по сути, разговор идет не об электронном учебнике, его функционал гораздо шире. Ну а чтобы сохранить интерес к бумажной книге… может быть, нужно ее запретить? Ведь запретный плод сладок, и тогда ряды читающих украдкой по ночам с фонариком увеличатся в разы. Если же оттолкнуться от этих юмористически-утопических предложений, то для работы с бумагой просто нужна другая мотивация, и она, по мнению педагога, должна прокладывать путь не от традиционного учебника к электронному, а, наоборот, от цифры к бумаге. По-иному мыслящему сегодня школьнику преимущества привычной и на первый взгляд скучной книги еще надо доказать.Инновационные учебники – это тема ближайшего обозримого будущего, а вот разговор об индивидуальной траектории развития ребенка – тема на века. И начался он совсем не сегодня… В этом году в рамках испытания «Педагогический совет» его начал абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2012, преподаватель МХК Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского Александр Демахин.Учитель биологии санкт-петербургской школы №619 Максим Рыжов сразу же предложил определиться с предметом разговора. Что такое траектория? Это этапы образовательного пути, которые за время всего обучения в школе может пройти ученик. Кто должен их определять? Сам ребенок – в идеале его внутренняя мотивация задает этот маршрут, и он начинается уже с того момента, когда ученик выбирает в классе место, где ему удобнее всего сидеть.Иван Филатов, преподаватель истории и обществознания гимназии №90 из города Казани, поддержал и продолжил мысль коллеги: важнее всего здесь ребенок, и надо дать ему шанс попробовать себя в нескольких сферах. Всегда должна быть точка возврата, чтобы ребенок мог изменить свою траекторию.Возложить большую ответственность за выбор образовательной траектории на ученика, причем особенно в старших классах, готов и еще один конкурсант – Андрей Барашев, учитель русского языка и литературы лицея №11 города Ростова-на-Дону. Александр Демахин вел педсовет мягко и вдумчиво, но вопросы задавал весьма сложные: «А есть ли сейчас у учителя полноценные инструменты и возможности, чтобы обеспечить продвижение школьника по индивидуальной траектории?»Преимущественное большинство в третьей группе ответили однозначным «нет». Иван Филатов увидел проблему в объеме классов: при 30 учениках найти индивидуальный подход к каждому – это уже из области сверхумений. Кто-то горько шутит, что создание индивидуальной траектории для каждого в классе возможно только тогда, когда в классе… один ученик. Впрочем, в каждой шутке есть доля правды.Владислав Галимов, учитель биологии красноярской университетской гимназии №1 «Универс», предложил взвесить эти возможности на разных уровнях: в старшем звене, уверен педагог, место и возможность для индивидуального планирования есть во многих школах страны, в то же время на среднем уровне все обстоит уже гораздо сложнее. Что же касается возможности проб и ошибок… да, это крайне важно, но учить выбору нужно одновременно с ответственностью. «Я очень боюсь, что если мы позволим ребенку каждую неделю что-то менять, результат может быть весьма плачевный, – предположил Владислав Галимов. – Если же ребенок в течение полугода будет работать в условиях выбранного им предмета, то, получив продукт, который, по его мнению, далек от запланированного им идеала, он может сменить сферу деятельности. Так он осознает меру ответственности за свой выбор. Если же говорить о формировании индивидуальной учительской траектории, а она для педагога не менее важна, чем для ученика, надо просто решиться приехать на конкурс «Учитель года России»: после него все точно изменится».P.S. Тем же вечером со сцены Самарского театра оперы и балета были объявлены имена победителей конкурса 2016 года. Ими стали Андрей Барашев, Евгений Ковалев, Антон Лагутин, Максим Рыжов и Александр Шагалов. P.P.S. Материалы об испытаниях «Методсеминар» и «Образовательный проект» читайте в следующем номере.
Комментарии