До летней вступительной кампании еще очень далеко, но большинство одиннадцатиклассников уже устроились на подготовительные курсы и наняли репетиторов. В выпускной год в семьях загодя взвешивают все «за» и «против» штурма того или иного вуза. Такие заблаговременные страхи, увы, не напрасны. Ведь даже набрав максимальное количество баллов, нельзя быть уверенным, что поступишь.
Подсчитаем шансы
А начинаются семейные предэкзаменационные страхи уже при простом подсчете шансов не претендующего на медаль, не имеющего побед в областных олимпиадах и инвалидных льгот сына или дочери. Родители внезапно открывают для себя устрашающую вероятность. И заключается она в том, что конкурс для нельготного ребенка гораздо выше того, что вырисовывается по поданным заявлениям на количество мест. Кроме того, этот конкурс теоретически резко вырастает после первого экзамена. Как так? А очень просто.
Мои знакомые прикинули такую схему. С круглыми цифрами для удобства счета. Допустим, на 20 бюджетных мест популярной специальности подается 200 заявлений. При этом 60 заявлений – от медалистов. И 10 из них после первого экзамена подтверждают свою медаль. Конкурс на оставшиеся 10 мест сразу вырастает даже при некотором отсеве «двоечников». А ведь еще зачисляются льготники. И что останется для общего потока? Реально ли попасть на оставшиеся четыре-пять-шесть мест?..
Но волков бояться – в лес не ходить. И нетитулованные абитуриенты идут на экзамены, невзирая на медали и льготы соперников. Где-то действительно напрасно лелея мечты, недобирая заветного балла и, даже набрав максимум, не попадая в бюджетные студенты. А где-то успешно прорываясь. Все зависит от того, как, «лягут карты».
Неопасные медали
Как показывает практика, медали – далеко не всегда пропуск в вуз. Позвоните сегодня в любую приемную комиссию. Спросите, есть ли смысл родному выпускному безмедальному чаду готовиться к поступлению на престижную специальность. И услышите, что есть. Школьные медалисты после первого экзамена валом переходят в общий поток.
Общероссийская «иллюстрация» к цене медалей сегодня приводится такая. В маленькой Калмыкии медалистов больше, чем в Москве и Московской области вместе взятых. Комментарии, как говорится, ни к чему.
– В последние годы мы наблюдаем очень показательную тенденцию, – говорит декан гуманитарного факультета ПГТУ В. Н. Стегний. – Ребята из области, их немного – обычно семь-десять абитуриентов, – подтверждают свои медали фактически стопроцентно. А 96 процентов пермских медалистов – нет!
Как это иллюстрируется цифрами приема?
На 47 бюджетных мест такой популярной специальности, как «Экономика предприятия», на гуманитарном факультете ПГТУ претендовали 147 медалистов. Подтвердили медали 7. Конкурс на другую популярнейшую специальность – «Маркетинг» – был 17 человек на место. Среди них 34 медалиста. Не зачислен… ни один!
Может ли не поступить медалист, подтвердивший медаль? В университете вспоминают такую историю. Несколько лет назад девочка поступала на английский язык. Набрала 34 балла из 35 возможных. Фактически подтвердила свои блестящие знания. Но зачисление шло по 35 баллам. Настолько сильны были соперники. «Карты» удачи достались другим.
Головоломка с егэ
Технический университет в прошедшую абитуриентскую страду, что называется, пал грудью на амбразуру. Это единственный вуз Перми, решившийся апробировать зачисление по результатам ЕГЭ по математике на специальность «Социология», где математика является профилирующим предметом. Что же получилось? На 20 бюджетных мест было подано 106 заявлений медалистов! С пятеркой по математике! Абитуриентов натурально уговаривали подать заявления на другие специальности. 19 настояли на своем. Их и зачислили. Для общего потока – всего было подано 280 заявлений – осталось одно бюджетное место… Прикинем на него конкурс? Около 200 человек! Получалось, что, даже набрав максимальные баллы, в вуз можно было не попасть. Так и произошло на «Социологии». Сдав экзамен в общем потоке, не один, а несколько ребят получили максимальный балл по результатам трех экзаменов! Встал вопрос об отказе им. Нужно было срочно его решать. Вуз запросил в министерстве дополнительные бюджетные места. Дали всего 5. Проблему с набравшими максимальные баллы удалось «разрулить». И осталось разве только перекреститься, что такой эксперимент проводился лишь на одной специальности…
Заявления-привидения
В последние годы приемные комиссии принимают не только подлинные документы, но и их заверенные ксерокопии. А многие выпускники сдают экзамены в разные вузы и на разные специальности одного вуза, используя возможность поступить хоть куда-нибудь.
Это сразу удваивает-утраивает конкурс. Знаю абитуриента, подавшего заявления в три вуза на четыре специальности, но сдававшего экзамены только в двух вузах и только на две специальности.
Тут, прикидывая шансы на поступление, можно чуть выдохнуть. Потому как реальный конкурс – «по человекам» – может быть гораздо ниже количества поданных заявлений. Так, на экономический факультет ПГУ ныне поступали 1073 человека на 180 бюджетных мест. По количеству абитуриентов это 5,7 человека на место. А по количеству заявлений картина выглядела так: на бухучет 17,7 человека на место, на менеджмент организации – 19,5 человека на место, на финансы и кредит – 37,8 заявления на одно место…
И именно ксерокопии не позволяют вузам предварительно объявить проходной балл, вывесить предварительные списки реально претендующих на зачисление. Поэтому, сдав экзамены, абитуриенты гадают до последнего, куда занести аттестат, чтобы наверняка стать студентом.
В нынешнем году тут тоже добавил проблем так называемый вузовский этап ЕГЭ. Его сдавали в конце июля выпускники школ прошлых лет, ПТУ и техникумов. Результаты пришли, когда уже все сроки зачисления в вузы должны были миновать. Слезы, нервы выпускников и родителей. Вузы, в том числе ПГУ, благородно шли навстречу, ждали. А вопросы зачисления обрастали всевозможными слухами и сплетнями.
Как проводится зачисление? В каждом конкретном случае свои нюансы. Но общая схема примерно такова.
– Мы проводим конкурс. Зачисляем медалистов и внеконкурсников. Допустим, это 10 человек на специальность, где 20 бюджетных мест, – говорит проректор ПГУ И. Ю Макарихин. – Потом первым по рейтингу 10 ребятам из общего конкурса сообщаем, что они набрали проходной балл и могут быть зачислены, если вместо ксерокопий принесут аттестаты. Трое-четверо из этих ребят могут заявить: «А мы к вам поступали про запас. Учиться будем в другом месте».
Так появляются «дырочки». Проходной балл снижается. Следующим 3-4 абитуриентам по рейтингу сообщается, что они могут быть зачислены. Более того, из тех, кто уже зачислен, кто-то может вдруг передумать и потребовать отдать аттестат. Так появляется еще одна «дырочка»…
На следующий год таких «этапов» попадания в студенты может быть гораздо больше. Область собирается расширить участие в эксперименте по ЕГЭ. Кроме математики обязательным планируется ЕГЭ по русскому языку, а из экзаменов по выбору – уже апробированные химия и английский язык. Возможно, появятся специальности, на которые зачисление будет проводиться только по ЕГЭ. И ситуаций с ожиданием результатов второй волны ЕГЭ, с моментами «принес-забрал» аттестат будет гораздо больше. Зачисление скорее всего пойдет в несколько «эшелонов»…
Индивидуальные «рецепты»
Так как же попасть на заветное бюджетное место? Заранее мучаются семьи выпускников. «Рецепт» в каждом случае стряпается свой. Каждый в итоге выбирает сам: работать на медаль, а значит, на льготу, или на предметы, которые придется сдавать? Конечно, хорошо, если получится и то, и то.
Выбирать вузы и специальности, принимающие ЕГЭ, или наоборот? Где-то могут выручить результаты централизованного тестирования. По крайней мере там, где их засчитывают, это возможность сдать экзамен до общего потока. Хорошее подспорье, а то и прямой пропуск в вуз – победы на предметных олимпиадах.
При равном количестве набранных баллов при зачислении имеет значение, у кого эти баллы выше по профилирующему предмету. Свое слово могут «сказать» грамоты, спортивные разряды, средний балл аттестата. В некоторых вузах более внимательны к абитуриентам, посещавшим подготовительные курсы.
Все эти «мелочи» нужно выяснять. Наматывать на ус. И не перед самими вступительными экзаменами, а уже сейчас. Нервы в семьях все равно будут весь выпускной год напряжены. И никуда от этого не деться. Но эта «отрицательная» энергия все же может найти ориентиры на пути к заветной специальности. Если не будет направлена исключительно на «пиление» и запугивание будущего абитуриента.
Пермь
Комментарии