Принято считать, что в школе самые главные работники – педагоги, а технический персонал – люди неприметные, они находятся на втором плане. Но это с какой стороны посмотреть. От того, как трудятся наши школьные уборщицы, гардеробщики, рабочие, повара, лаборанты, зависят уют и настроение учителей и учеников в течение всего учебного дня.
Конечно, в школе должно быть чисто, светло, тепло. Из столовой плывут ароматы вкусных блюд и выпечки. Вовремя звенит звонок. Потерянные варежки терпеливо ждут своих маленьких хозяев на столе находок. Забытые в карманах верхней одежды мобильные телефоны не пропадут. Дорожки и школьное крыльцо с утра заботливо посыпаны песком в гололедицу.
Это делают те, кого называют низкооплачиваемыми работниками. Непросто подобрать команду людей добросовестных, любящих детей и ответственных. Но еще труднее удержать их в школе.
В Архангельской области установлен минимальный размер оплаты труда – 5329 рублей. Такова теперь и зарплата технического персонала. До 1 января 2009 года она составляла 2500-3000 рублей. Прибавка заметная, но на фоне роста цен, к сожалению, все же недостаточная.
Разница трудовых затрат уборщицы офиса и школы – как у прогулочного пони и тяжеловоза. Чтобы убрать помещения, в которых побывали 500 детей, энергии требуется немало. Вот и не выдерживают труженики. Чтобы подзаработать, совмещают свою работу с исполнением обязанностей за отсутствующих коллег. Поэтому, я считаю, справедливо, что надбавки из надтарифного фонда в Положении о стимулирующих доплатах должны быть предусмотрены и для технического персонала школы.
Еще нашим скромным работникам очень нужны внимание и помощь коллег, администрации школы в решении различных проблем, например, семейных. Доброе слово, искренняя благодарность, комплимент, поощрение почетной грамотой порой оказывают гораздо большее влияние на качество работы, чем денежная выплата. В пояс поклониться нужно тем, кто создает домашний уют в казенном учреждении.
Вспомним времена, когда в советской школе уборкой кабинетов занимались дежурные по классу. Тогда порядок, наведенный своими руками, дети ценили, зная, что поднимать брошенную бумажку и мыть грязный пол надо будет им самим. По Конституции Российской Федерации принудительный труд запрещен. В наши дни практически исчезла система самообслуживания в школе. Это печально, потому что у детей осознание бережного, аккуратного отношения к имуществу, чистоте приходит в гораздо более позднем возрасте. Но и в этой ситуации воспитание эстетического отношения к школе возможно – через дежурство по классу и школе, с помощью проведения дней труда, акций «Школьный двор», «Благоустройство школы» и других форм работы с детьми.
Римма ТОМИЛОВА, директор Холмогорской школы, Архангельская область
Комментарии