во сне и наяву
Надо мечтать?
…Встаю из депрессии, как из могилы. Из очередной командировки в ад. Мой доктор уверяет: “Ольга Владиславовна, это все ваши идеалистические представления не выдерживают столкновения с реальностью – отсюда и их крах с переменным успехом, отсюда все ваши депрессии”.
Что ж, раз так – буду болеть.
Это же только в обыденном сознании кажется, что мечтатели, идеалисты, романтики – эдакие беспечные голубоглазые существа в розовых очках, живущие в своих снах золотых, – ловко, мол, устроились. Куда им, мол, до наших реальных тягот и страданий – циников, скептиков, пессимистов и прочих мучеников земли русской и вообще планеты всей. На самом деле истинный романтик, мечтатель зачастую живет жизнь не менее, а то и более жесткую, чем самый крутой, глубоко неромантичный деловой человек и вообще скептик или циник. Себя я считаю романтическим реалистом.
…Ободранные в кровь коленки, висение над пропастью, бездною, цепляясь за острые камни на пути к вершине, – вот что значит, по-моему, уметь мечтать. Ради нескольких умопомрачительно счастливых мгновений – вроде встречи рассвета на вершине высокой горы… В моем случае – вместе с детьми, которых потом, уже после ободранных коленей, проводишь на эту вершину более безопасным, не столь мучительным путем. Все же я больше, наверное, детский работник, чем журналист.
Вот и в возрожденном клубе “Алый парус”, переведенном из “Комсомолки” в “Учительскую газету”, мы начали работу с подготовки к… отлету на Марс в 2015 году (время, по подсчетам ученых, когда начнется колонизация землянами планет Солнечной системы).
Каждый нормальный педагог понимает, что нынче детей надо спасать от взбесившейся реальности, эвакуировать их не только из горячих точек, но и желательно эвакуировать их в мечту. В будущее. Без разрыва, конечно же, с чувством реальности.
Ведь игра, воображение, сказка, мечтательность – вещи обоюдоострые, они никогда не должны отрываться, выходить за рамки того, что психолог Александр Мещеряков называл “деловым общением ребенка с миром”. Это глубокая и очень красивая теория, созданная в 50-70-е годы нашего века им и его соратниками психологом Леонтьевым, философом Ильенковым, тифлосурдопедагогом Апраушевым в работе со слепоглухонемыми детьми в Загорском детском доме, но имеющая основополагающее значение для теории личности вообще. Для развития всех без исключения детей.
Кстати, один из капитанов нынешнего “Алого паруса” шестнадцатилетняя Хильда и ее младшая сестра наш художник Дина Крылатова – дочери той самой Наташи Корнеевой (девичья фамилия), которая была одной из четырех слепоглухих ребят, подготовленных Ильенковым к учебе на психологическом факультете МГУ. Сейчас Наташа – научный работник, как и ее муж – обычный, т.е. зряче – слышащий, как и их дочки, человек. А я вот вспоминаю стихи Наташи, когда ей было, как сейчас ее старшей дочке, 16 лет. Ничего не видящая и не слышащая девочка писала:
“Лети, ракета, в даль бездонную –
принеси нам весть.
Ты исследуй всю Вселенную
И скажи: жизнь есть?..”
Естественно, родители тут же включились в нашу клубную мечту, нашу игру, наше дело: “Ах, ведь скоро с инопланетными цивилизациями встречаться, а человечество до этого еще не доросло, не готово”, – покачивая головой, сокрушалась Наташа. Такая вот семья – мечтателей. Таков и наш клуб, в котором серьезная работа по самостоятельному выпуску ребятами разворота (2 полосы) “Алых парусов”, а также подготовка к вузам одухотворена, освещена – мечтой. Верой, надеждой, любовью.
Выбор делает каждый – для себя.
Ольга МАРИНИЧЕВА
Комментарии