В исследованиях отечественных ученых подчеркивается, что в детском возрасте закладываются основы физического и психического здоровья детей, отношения к себе, другим людям, природе. Ребенок открыт для того, чтобы воспринимать и усваивать социальные и экологические нормы и правила.
Под дошкольным туризмом понимается организованная двигательная деятельность детей с целью укрепления здоровья и физического совершенствования, направленная на познание окружающего мира и осуществляемая в игровой деятельности.
Связующим звеном между ребенком, социальным и природным миром выступает взрослый, который по отношению к ребенку является носителем социального опыта и экологической культуры. Средством освоения этого мира выступает деятельность, организованная взрослым.
В качестве такой деятельности можно выбрать культурно-познавательный туризм – путешествие с познавательными целями, которое знакомит туриста с историко-культурными и природными ценностями, традициями и обычаями, в том числе посредством осуществления экскурсионной деятельности и проведения событийных мероприятий, и экологический туризм – деятельность по организации путешествий, включающая все формы природного туризма, при которых основной мотивацией туристов являются наблюдение и приобщение к природе при стремлении к ее сохранению.
Большим преимуществом туризма перед другими видами деятельности является доступность для детей дошкольного возраста. Туризм дает возможность активно эмоционально познавать окружающую действительность. Факты окружающей жизни, присваиваемые ребенком, встраиваются в его картину мира и способствуют образованию целостной концепции жизни и своего места в ней.
Педагогическая ценность туристических походов и прогулок в их использовании в качестве эффективного средства познания детьми друг друга, формировании чувства коллектива. Изучение поведения детей в ходе туристической деятельности позволяет выбрать оптимальные средства педагогического воздействия на них, сделать процесс воспитания управляемым.
Среди важных социальных следствий развития туризма в образовательных учреждениях наибольшее значение имеют оздоровление, укрепление института семьи, интеллектуальное, духовное, творческое развитие, патриотическое воспитание, социальная адаптация и формирование уважения к культурному и религиозному многообразию.
На основании вышесказанного можно заключить, что туристическая деятельность занимает важное место в системе дошкольного образования. Многообразие форм туризма в учреждении дошкольного образования представлено в трех наиболее доступных для детей дошкольного возраста видах: экскурсиях, прогулках, прогулках-походах.
Пешеходные прогулки и экскурсии за пределы детского учреждения представляют собой простейший вид детского туризма. Они содействуют укреплению здоровья, физическому развитию детей, воспитанию эстетических чувств, совершенствованию двигательных навыков и физических качеств.
Решение образовательных задач в походе связано с познанием окружающей среды: природы (флоры, фауны), памятников истории, культуры, основ краеведения. Знания, которые приобретают дети, эмоционально окрашены радостью встречи с природой, чувством сопричастности, единением с ней, эмпатией, любовью к родной земле. В этом направлении имеются большие потенциальные возможности для осуществления национально-патриотического воспитания в условиях детского сада.
Татьяна ПИНИЧ, инструктор по физической культуре школы №883 имени Героя Российской Федерации генерал-лейтенанта М.Ф.Лукина
Комментарии