search
main
0

Прогрессивные методики. или Игры, которые придумывают учителя

Александр ТАРАСОВ – учитель начальных классов лицея №18 г.Калининграда, отличник народного просвещения. За пять лет сотрудничества с редакцией специальных проектов он разработал более 30 игр, создал несколько методик, на основании которых возникли серии, завоевавшие большое признание и пользующиеся спросом как у родителей, так и у учителей, не говоря уже о радости и пользе, которые эти игры приносят детям.

– Вы разработчик игр в издательстве «Дрофа-Медиа» и одновременно учитель начальных классов. Как взаимосвязаны эти виды деятельности – не мешает ли одна другой?

– На мой взгляд, эти виды деятельности не могут быть взаимосвязаны и тем более не могут мешать одна другой. Для меня это единый вид деятельности, отвечающий современным требованиям к преподаванию в начальной школе и к личности учителя, который, не отвергая методические приемы, проверенные временем, ищет свои способы для улучшения качества образования.

– Чему учатся дети, играя в такие игры? И со всеми ли заданиями они справляются?

– Чаще всего дети и не замечают, что они учатся… Например, при изучении способов проверки безударных гласных в корне слова я, не сообщая темы, предлагаю отвлечься от учебы и поиграть в игру «Прятки с буквами». И вдруг по ходу игры у нас возникает вопрос: «Какую букву нужно вставить в слове В_ДРО?» На карточке рядом с предметом буква Е, но кто-нибудь из учеников или сам учитель начинают утверждать, что много раз видели, как это слово пишется с буквой И. Кто же прав? Вот здесь и начинается поиск, в котором дети используют все имеющиеся у них на данный период обучения знания. А дальше уже выбор учителя, можно помочь детям вывести это правило как коллективное открытие или просто, опираясь на возникший интерес детей к данному вопросу, объяснить тему. Это зависит от образовательной программы. Ну а чтобы закрепить изученный способ, лучше всего включить в урок игру «Орфография с секретом», в которую дети с удовольствием продолжают играть на переменах и после уроков. При этом учитель совсем не нужен, ведь в игре есть «волшебное стеклышко» для самопроверки.

Что касается трудностей при выполнении заданий, то они не возникают, если педагог или родители правильно выбрали вариант игры, который соответствует возрастным и индивидуальным особенностям игроков. Сделать это нетрудно, достаточно внимательно прочитать правила и методические рекомендации к ним. При разработке игр мы стараемся, чтобы они не загружали детей, а создавали ситуацию успеха и на положительном эмоциональном настрое пробуждали желание чему-то учиться и узнавать что-то новое.

– Какие игры вы посоветовали бы приобрести каждому педагогу для организации работы с детьми? Почему?

– Мои слова могут выглядеть нескромно, но, поверьте, это искренне и на самом деле так. Я советую всем, кто занимается с детьми, приобрести игры, выпускаемые издательством «Дрофа-Медиа». Объясняю почему. Это по-настоящему высококачественный, как сегодня принято говорить, «продукт». Потому что главная концепция издательства – создавать и выпускать игры, которые одновременно способствуют развитию памяти, внимания, мышления, речи и позволяют обучать чтению, орфографии, счету, другим знаниям, умениям и навыкам, переходя от менее сложных приемов к более сложным по системе запоминания и воспроизведения.

Практически все игры одновременно развивают мыслительную деятельность и обучают или подготавливают к изучению основ русского языка, литературы, математики, естествознания, иностранного языка и других школьных предметов в зависимости от игровой серии. В каждой игре предложено несколько различных вариантов правил, которые можно выбрать в зависимости от возраста игроков и желаемых педагогических целей.

Все игры универсальны. Их можно применять на занятиях и уроках по всем существующим программам как в системе, так и каждую игру самостоятельно. Они могут быть использованы для семейной игры, для индивидуальных и групповых занятий в детских дошкольных учреждениях, в начальной школе в группах продленного дня. С помощью этих игр на уроках легко организовать коллективную работу или работу в малых группах в зависимости от особенностей группы или класса и по усмотрению педагога, с учетом целей занятия или урока. Кроме того, данные игры станут существенным подспорьем при коррекционной работе с детьми.

К примеру, игра «Букварик» помогает на самых первых уроках русского языка и чтения приучать маленьких учеников быть внимательными, наблюдательными и тренирует умение различать печатные и рукописные буквы русского алфавита, что в дальнейшем помогает детям быстро, грамотно и красиво переписывать любые тексты. По предметам, нарисованным на карточках, дети с удовольствием составляют первые звуковые модели слов.

Затем мы переходим к игре «Читаем по слогам», которая учит и закрепляет умение читать по слогам, делить слова на слоги, вырабатывает навык чтения целыми словами и приучает детей замечать орфограммы.

А вот следующая игра «Найди и прочитай» поможет учителям решить проблему организации непринужденного чтения. Ведь, играя в нее, ученики свободно ходят по классу, но не праздно, а в поисках карточки со словом, называющим предмет, нарисованный на карточке, выданной учителем. И прежде чем заветные карточки будут найдены, ученик прочитает и осмыслит не один десяток слов, тренируя таким образом технику чтения.

И, конечно же, на протяжении всей начальной школы педагоги учат детей запоминать написание словарных слов. Какое порой бывает разочарование, когда после проделанной работы в словарных диктантах обнаруживаются те ошибки, которые так хотели предотвратить. Но и здесь на помощь приходит «Игра слов». Играя в нее, ребята легко и быстро запоминают правильное написание некоторых словарных слов русского языка, учатся замечать места, где может «спрятаться» ошибка в других словах, таким образом развивается орфографическая зоркость, увеличивается словарный запас.

И во всех играх элементы самопроверки помогут ученикам самостоятельно оценить правильность выполнения работы.

А входящие в серию «Мои первые игры» хоть и рассчитаны на младший дошкольный возраст, помимо решения развивающих задач урока помогают формировать спонтанные ученические группы, в которых ребята коллективно решают учебные задачи и делают самостоятельные выводы, обосновывая свое мнение.

Обязательно обратите внимание на электровикторины. «Смекалочка» и «Скоро в школу» – каждая из них для детей является развлекательной игрой, которая завораживает при правильном ответе огоньком и музыкальным сопровождением. Но для учителя это систематизированный диагностический тренажер, позволяющий сделать начальную оценку уровня развития каждого ученика. А электровикторины по иностранному языку без особого напряжения знакомят учеников с новыми словами по различным темам…

И так можно долго-долго говорить по каждой игре, отмечая ее пользу в учебном процессе.

– Как нынешние дети воспринимают настольную игру? Нужна ли она им? Может быть, лучше и современнее компьютерная ходилка?

– К сожалению, большинство детей нашего времени предпочитают компьютерные игры. И действительно, сегодня нам предлагают огромное количество компьютерных игр разнообразных направлений. Но многие психологи, врачи-психиатры, да и сами родители и учителя бьют тревогу об опасности привыкания ребенка к компьютеру. В классификации болезней появился новый диагноз – компьютерная зависимость. Многие родители просят меня как учителя и человека, пользующегося авторитетом среди учеников, запретить ребенку играть на компьютере, потому что уроки, домашние обязанности, чтение книг отодвигаются на задний план. Дети становятся возбужденными, агрессивными, а порой уходят от реальности в события, предложенные компьютерным миром. Все это никак не способствует хорошей успеваемости в школе и воспитанию личности. Хотя для занятых родителей бывает выгодно, когда ребенок часами занят игрой и не требует к себе внимания.

Понимая это, издательство старается заинтересовать ребенка в настольной игре и очень скрупулезно подходит к оформлению, рисункам, правилам и качеству материалов каждой серии. И поэтому ребенок, открыв красочную коробку, достаточно легко находит себе единомышленников для участия в игре.

– Могут ли возникнуть трудности у педагогов при внедрении игр в классную и внеклассную жизнь школы? И если да, то как их преодолеть?

– Трудностей достаточно много, и все их не перечислишь, каждый педагог их хорошо знает. Дело в том, что наше образование вместе со всей страной достаточно долго переживало большие экономические трудности. Некоторое время даже учебники новые не выпускались, а которые появлялись на прилавках, стоили очень дорого. Да и промышленность находилась в упадке. О каких играх тут уж могла идти речь. Вот и получилось, что одни уже забыли, а другие еще не научились играть в настольные игры.

Мы пытаемся исправить это положение, предлагая к каждой игре подробнейшие правила с методическими рекомендациями, проводим в разных регионах страны обучающие семинары для педагогов, готовим методическое пособие по использованию настольных игр в образовательно-воспитательном процессе.

– Проводите ли вы апробацию игр в дошкольных учреждениях?

– Непременно!!! Ведь почти все игры являются полифункциональными. Одна игра содержит варианты для дошкольников и младших школьников в соответствии с возрастными способностями детей. Идеи в основном возникают во время общения с детьми. Появляется теоретическая часть будущей игры, и, конечно, кто же может быть лучшим экспертом, если не те, для кого она создается. Чтобы получить наиболее точную картину, игры проходят адаптацию в дошкольных образовательных учреждениях и в начальных школах разных городов, в сельской местности, в детских домах и интернатах, иногда в специализированных образовательных и воспитательных учреждениях. При этом обязательно ведется видеосъемка апробации игры в разных условиях. Затем проводится коллегиальное обсуждение с участием психологов, педагогов, дефектологов, художников, редакторов, технологов и других специалистов. Только после исправления всех замечаний проводится повторный срез и решается вопрос об издании игры.

– Почему появилась потребность в предшкольных классах и чем их задачи отличаются от задач подготовительной группы детского сада?

– Это решение продиктовано необходимостью создать равные стартовые возможности для детей, которые посещают дошкольные образовательные учреждения, и ребят, которые не ходили до школы в детский сад. Задача одна – подготовить ребенка к восприятию учебного школьного материала, создать условия для безболезненной адаптации при переходе из дошкольного детства в младший школьный возраст.

– Сегодня все родители уже заранее готовят детей к школе. Правильно ли это? На ваш взгляд профессионального учителя, какие у них самые распространенные методы и наиболее частые ошибки?

– Самый распространенный метод – это определение ребенка в центр или группу подготовки ребенка к школе, которые в основном работают на платной основе. И так как большинство наших школ предъявляет к будущим первоклассникам требования по чтению, счету, письму, педагоги данных центров вынуждены дублировать программу первого класса школы, зачастую в ущерб развитию интеллектуальных способностей и ведущей игровой деятельности. К чему приводят эти ошибки, хорошо знают учителя, в чьих классах есть неуспевающие ученики, и родители этих детей.

– И все-таки, что важнее в игре дошкольника: развитие умений и навыков, необходимых для школы, или личностное развитие.

– В равной степени то и другое. Ведь настоящая гармонично развитая личность это и грамотный специалист, и нравственный надежный человек. Я считаю, что фундамент этого закладывается в дошкольном детстве, а может, и раньше… Поэтому глубоко уверен в том, что с детьми нужно больше заниматься и играть – это развивает их, вызывает интерес и желание больше узнать, учит думать, логически мыслить, контролировать свои эмоции и, конечно же, общаться с людьми.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте