Технологию проблемного обучения можно использовать на разных этапах усвоения учебного материала:
1. При первичном ознакомлении с новым учебным материалом следует:
а) создать проблемную ситуацию и сформировать учебную цель;
б) решить проблему;
в) проанализировать, обобщить и оценить работу по решению проблемы и осуществлению учебной цели.
2. На этапе овладения новым учебным материалом необходимо:
а) создать учебную проблемную ситуацию и поставить учебную задачу;
б) решить задачу;
в) проконтролировать и оценить результаты работы каждого ученика.
3. При анализе и обобщении изученного материала работаем так же, как и на первом этапе, но с усложнением проблематики обсуждаемых вопросов.
4. При контроле и оценке результатов учебной работы учащихся необходимо проверить умения:
а) самостоятельно выявлять связи и отношения между изученными понятиями, делать самостоятельные выводы;
б) переносить изученные закономерности на новые области, явления;
в) решать задачи, содержащие новые элементы;
Кроме того, надо привлекать самих учащихся к контролю и оценке (самоконтроль, самооценка, взаимопроверка).
На этапе овладения учебным материалом происходит развертывания проблемной задачи в более частные проблемные, исследовательские и учебные задачи. Например, частная проблемная задача по теме «Защита окружающей среды» может быть сформулирована так: «Что лучше: автомобиль или велосипед?». Сначала дети высказывают свое мнение, затем читают два текста с противоположными суждениями и уже на основании прочитанного отстаивают свою точку зрения, подкрепленную аргументами.
Свои высказывания ребята строят по схеме: тезис – аргумент – резюме. Работа ведется в группах. Подготовленные решения проблемы должны быть признаны окружающими. Они являются содержательной основой для дискуссии по схеме:
тезис аргумент резюме
контртезис контраргумент резюме
Возможно и бездискуссионное решение проблемы.
Для обобщения можно использовать такой прием: «Что такое прогресс? Запишите свои ассоциации при помощи трех существительных, двух прилагательных, двух глаголов. Дайте определение этому понятию, используя данные слова». Такая работа позволяет использовать знания школьников по теме, активизировать необходимую лексику.
Ольга АЛИЕВА, учитель немецкого языка волоконовской СШ №1, учитель года Белгородской области-2003
Комментарии