В Президентской библиотеке имени Б.Н.Ельцина в Петербурге состоялась Международная конференция «Интеллектуальные основания современного образования». В ней приняли участие заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец, министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, представители университетов России, а также иностранных научных и образовательных организаций.
Как сообщила Ольга Голодец, сегодня перед высшей школой и в целом перед системой образования стоят новые задачи. Образование, по ее мнению, должно стать многопрофильным, поскольку узкая специализация приведет к потере конкурентоспособности. Например, у медицинских вузов нет шансов стать ведущими учебными заведениями, если в них не проводится инженерная подготовка. Сегодня прогресс требует сочетания иногда, казалось бы, несочетаемых областей, многие открытия происходят на стыке наук, поэтому необходим междисциплинарный подход.Министр образования и науки России Дмитрий Ливанов отметил, что важно от механического перехода на двухуровневую систему образования прийти к предоставлению в бакалавриате, кроме профессиональных знаний, высокого уровня компетентности, к социализации выпускников. Они должны уметь применять полученные знания в современных условиях.За многопрофильность образования высказались и представители педагогических вузов. Например, заведующая кафедрой философии и культурологии Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого, профессор, доктор философских наук Елена Мелешко пояснила, что школа сейчас нуждается в учителях не академической подготовки, а междисциплинарной. По сути, любой предмет требует знаний в сопряженных областях. Взять хотя бы такой новый для российской школы предмет, как основы религиозных культур и светской этики. Здесь без хорошей междисциплинарной подготовки учителя не обойтись.В рамках конференции также состоялось обсуждение развития образования по модели свободных искусств и наук. Сегодня лидером в этом отношении является Санкт-Петербургский государственный университет, в состав которого входит факультет свободных искусств и наук. По мнению экспертов, данная модель отзывается на требования времени. Сегодня экономика предполагает способность быстро и гибко реагировать на меняющиеся условия, и образование должно развивать у людей умение решать проблемы, творчески и критически мыслить. Не случайно интерес к образованию по модели свободных искусств и наук растет. По данным Минобрнауки РФ, уже более 20 вузов получили лицензии на открытие подобных образовательных программ.Санкт-Петербург
Комментарии