Программа «Лестница успеха» – это движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка. Данная программа рассчитана на учащихся 5-11 классов.
Пояснительная записка к воспитательной программе опубликована в №35 \”Учительской газеты\” от 2 сентября 2014 года.
Содержание программы
1 направление
Интеллектуально-познавательная деятельность «Малая Академия наук»
Цель работы – оказание помощи учащимся в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.
Задачи:
– помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;
– создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
– определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;
– создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
– формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.
Виды деятельности:
– изучение результативности учебной деятельности учащихся класса за каждый год для организации коррекционной работы;
– сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося;
– организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся;
– сотрудничество с психологической службой для организации коррекции интеллектуальных умений учащихся.
Содержание умственного (интеллектуального) воспитания:
– развитие интеллекта посредством развития всех познавательных функций человека: психических процессов ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи;
– умственное просвещение учащихся в области наук, деятельности, общения;
– формирование механизма самоорганизации умственной деятельности;
– развитие индивидуальных интеллектуальных способностей и познавательных возможностей учащихся;
– развитие сознания и самосознания учащихся, их творческого потенциала;
– формирование профессионального мышления. Умственное воспитание осуществляется, прежде всего, через образование и обучение.
2 направление
Спортивно-оздоровительная деятельность «Гармония здоровья»
Цель работы – использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимися их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.
– формирование здорового образа жизни школьника;
– знакомство учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;
– формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья.
– сотрудничество со школьным фельдшером и медицинскими учреждениями города с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;
– сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками;
– сотрудничество с психологической службой школы для изучения физического и психического состояния учащихся и возможной коррекции здоровья учащихся;
– сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися;
– формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;
– организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом.
Содержание физического воспитания:
– совершенствование организма человека, предполагающее развитие двигательной и костно-мышечной систем, нервной системы, пропорций тела при сохранении и укреплении здоровья. От физического состояния зависит успешность учебной, профессиональной деятельности, счастье всей жизни человека;
– просвещение учащихся в вопросах физической культуры и личной гигиены;
– формирование механизма физического самовоспитания, стимулирование самовоспитания воли, выносливости, настойчивости, самодисциплины;
– разностороннее развитие конкретных спортивных умений и мастерства;
– развитие профессионально значимых физических качеств, обеспечивающих повышение работоспособности, устойчивости нервной системы, появление хорошего самочувствия;
– индивидуальная работа с физически одаренными ребятами с учетом их интересов и склонностей.
3 направление
Духовно-нравственная деятельность «Свеча надежды»
Цель работы – помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.
– формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям;
– формирование у учащихся осознания ценности человеческой жизни;
– формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;
– воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро;
– формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе.
– развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
– развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
– воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях;
– знакомство учащихся с нравственной позицией других людей, примерами выживания в трудных жизненных ситуациях;
– воспитание интереса учащихся к самим себе, желания самосовершенствования;
– формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
Содержание нравственного воспитания:
– моральное воспитание — формирование сознания, нравственных чувств и навыков нравственного поведения;
– этическое воспитание – формирование правил хорошего тона, культуры поведения и отношений;
– патриотическое воспитание – формирование чувства любви и ответственности за свою Родину, готовности встать на защиту Родины и своего народа;
– формирование чувства собственного национального достоинства и уважения к другим нациям и народам;
– политическое воспитание – формирование политического сознания. В свою очередь, каждое из этих направлений включает;
– формирование духовных начал человека, его стремления к познанию себя и своего места на земле, в космосе;
– нравственное просвещение в вопросах морали, этики, политики (мораль представляет собой совокупность правил, норм поведения людей, их обязанности по отношению к себе, другим людям, обществу; критерии различения зла и добра, хорошего и плохого, достойного и позорного);
– развитие механизмов нравственного самовоспитания, саморегуляции поведения;
– воспитание чувства личной ответственности за свои поступки и деятельности;
– формирование не только взглядов и отношений, но и убеждений человека, требующих реализации в поведении и поступках.
4 направление
Творческо-эстетическая деятельность «Созвучие юных сердец»
Цель работы – гармонизация и развитие творческих способностей человека, приобщение учащихся к эстетическим ценностям.
– организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
– гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию.
– изучение потребностей, интересов и желаний учащихся в организации и проведении внеклассных мероприятий;
– стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни класса и школы;
– изучение способностей к общению каждого ученика;
– эстетическое образование, теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
– художественное воспитание;
– воспитание творческих потребностей и способностей.
Содержание эстетического воспитания:
– развитие эстетического восприятия окружающего мира и способности ценить и создавать прекрасное;
– развитие эстетических чувств и эмоций, развитие воображения;
– эстетическое просвещение учащихся в области искусства, культуры, природы;
– индивидуальное эстетическое воспитание, направленное на развитие художественных задатков, способностей и склонностей учащихся;
– формирование механизма эстетического самообразования;
– формирование эстетических отношений, восприятия, чувств, вкуса и идеала.
5 направление
Гражданско-патриотическая деятельность «Колокола времён»
Цель работы – формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
– формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
– формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей;
– обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;
– воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края, города;
– воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
Виды деятельности в направлении “Гражданин”:
– изучение правовых норм государства, законов и формирование у учащихся ответственного отношения к ним;
– организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
– сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
– формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости.
Содержание гражданско-патриотического воспитания:
– освоение соответствующих норм гражданского поведения и правил обеспечения безопасности жизнедеятельности;
– воспитание гражданско-патриотических чувств, стремление к самореализации личности;
– развитие навыков самостоятельной работы, эффективного взаимодействия с людьми в современном поликультурном обществе;
– знакомство с ценностями и нормами национальной культуры, с её региональными традициями.
6 направление
Работа с семьёй «Кладезь семейной мудрости»
Цель работы – максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
– организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
– организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
– создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;
– организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности;
– создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик – родитель».
Виды деятельности в направлении «Семья»:
– сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями;
– сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;
– изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка;
– поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Содержание работы семейного воспитания:
– совместная творческая деятельность учащихся и педагогов;
– консультирование и решение проблем семейного воспитания детей-подростков;
– родительское собрание – не собрание для нотации, а встреча единомышленников с одними радостями и проблемами;
– работа со школьным педагогом-психологом, социальным педагогом, фельдшером для решения насущных вопросов и проблем.
Организация работы с одаренными детьми
Отличительные особенности одаренных детей
Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
Имеют доминирующую, активную, познавательную потребность.
Испытывают радость от умственного труда.
4. Категории одаренных детей:
– Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
– Дети с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной области науки, искусства.
– Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Принципы работы с одаренными детьми:
Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам.
Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Внеурочная воспитательная деятельность – это организованные и целенаправленные занятия (мероприятия) с учащимися воспитательного и образовательного характера, процесс организации досуга учащихся. Внеурочная воспитательная деятельность направлена на повышение уровня нравственной, правовой, физической, эстетической социальной культуры учащихся. Дети овладевают навыками и умениями организации социально значимой деятельности, развивают свои творческие и иные способности, учатся сотрудничать, помогать, поддерживать друг друга в трудные минуты, развивают лучшие человеческие качества: эмпатию, толерантность, доброту и т. д.
Принципы организации внеклассной воспитательной работы:
добровольность участия детей в соответствии с их интересами и способностями;
систематичность в организации;
личностно ориентированный подход в развитии и формировании личности ребенка;
создание условий для проявления творческих возможностей, взглядов, мнений, свободы мысли;
сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы.
сочетание романтики, игры и социально востребованной деятельности с опорой на духовные ценности: Добро, Истину, Красоту.
Любое воспитательное мероприятие имеет смысл, если:
предварительно создается небольшая временная инициативная группа учащихся, которая определяет цель, подготавливает проект и план (композицию, сценарий) проводимого мероприятия, выступает основным организатором и координатором при его подготовке и аналитиком после проведения;
педагог владеет знаниями, умениями и опытом в организации воспитательных мероприятий;
педагог является авторитетным, уважаемым человеком в коллективе учащихся;
педагог умеет организовывать воспитательное взаимодействие применительно к конкретным условиям и особенностям коллектива школьников и интересам учащихся;
педагог выступает той динамической, активной силой, которая мотивирует учащихся к участию в воспитательной деятельности, при постепенном сокращении доли своего участия, доводя его до разумно минимальных пределов, что ведет к усилению самостоятельной роли учащихся;
в подготовке, проведении, обсуждении результатов принимают участие и учителя, и дети, и родители;
деятельность направлена не на получение наград (взрослыми или детьми), а на позитивные изменения в развитии и саморазвитии личности;
участники строят отношения на основе сотрудничества и сотворчества, развивают в себе качества толерантной личности.
I. Критерии и способы изучения эффективности воспитательной деятельности
Показатели
Методики
1. Интеллектуальная развитость
1. Освоенность образовательной программы.
2. Развитость познавательных интересов.
3. Способность к проведению научного поиска
Анализ текущей и итоговой аттестации. Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) – 5-6 классы.
Школьный тест умственного развития (ШТУР) – 8-9 классы.
2. Нравственная развитость
1. Сформированность основных нравственных качеств личности.
2. Социальная активность учащихся.
Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте».
Методика С.М. Петровой «Пословицы» для определения направленности личности. Педагогическое наблюдение.
3. Коммуникативная развитость
1. Коммуникабельность.
2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся.
«Я в глазах других» (анализ портфолио). Методика Р.В. Овчаровой для выявления коммуникативных склонностей учащихся. Педагогическое наблюдение.
4. Развитость креативных способностей
1. Способность к оригинальному мышлению.
2. Стремление к творчеству.
Тест П. Торранса.
5. Сформированность классного коллектива
1.Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе.
2. Сформированность индивидуальности классного коллектива.
Методика А.Н. Лутошкина для определения степени удовлетворенности учащихся своим коллективом. Социометрия.
6. Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества
1. Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в классе.
2. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своих детей.
Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью».
Методика Е.Н. Степанова для выявления уровня удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения.
Циклограмма работы классного руководителя
Ежедневно: контроль посещаемости; контроль внешнего вида и сменной обуви; организация дежурства по классу; работа с классным журналом; организация питания.
Еженедельно: проведение классных часов, планерок; проверка дневников; проведение ОПТ; контроль успеваемости; контакты с учителями-предметниками; индивидуальные беседы с детьми; мониторинг самоуправления класса.
Ежемесячно: проведение родительских клубов или дней открытых дверей; подведение итогов и составление рейтинга успеваемости; совместный анализ выполнения плана работы.
В конце каждой четверти: проведение родительских собраний, подведение итогов четверти; оформление итогов четверти в журнале и дневниках; составление отчета об успеваемости и посещаемости.
В конце учебного года: проведение родительских собраний или дней открытых дверей по итогам года; подведение итогов года, оформление результатов, сдача их в учебную часть; работа с документацией: заполнение личных дел, журнала; составление отчета; составление плана работы на период каникул; ремонт классного кабинета.
1. Алоева М. А. Классные часы и родительские собрания в 7-9 классах. – изд. 4-е, доп. и перераб. – Ростов Н/Д: Феникс, 2007. – 328 с.
2. Беспятова Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
3. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 168 с.
4. Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 224 с.
5. Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 320 с.
6. Дереклеева Н. И. Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя 5-9 классы. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 368 с.
7. Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 208с.
8. Дереклеева Н. И. Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя (10-11 классы). – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 320 с.
9. Каменская Е. Н. Этика. Эстетика. Конспект лекций. – Ростов Н/Д: Феникс, 2005. – 256 с.
10. Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры). 7-8 классы / авт.-сост. А. И. Зайцева, Н. А. Догадова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 123 с.
11. Кулинич Г.Г. Классные часы: Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание. 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 224 с.
12. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт.-сост. Г.И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.
13. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
14. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе / М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 160 с.
15. Проблемные классные часы. 10-11 классы / авт.-сост. Я. В. Голубева. – Волгоград: Учитель, 2006. – 175 с.
16. Работа классного руководителя: методическое пособие / под ред. Е.А. Слепенковой. – 2-е издание, М.: АРКТИ, 2006. – 168 с.
17. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л. А. Обуховой. М.: ВАКО, 2005. – 240 с.
18. Серов Б.Н. поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг. – М.: ВАКО, 2005. – 192 с.
19. Эстетическое воспитание в средней школе: материалы для занятий и общешкольные мероприятия для учащихся 9-11 классов / авт.-сост. И.А. Тисленкова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 135 с.
20. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в школе. – М.: Генезис, 2005. – 167 с.
Елена Лыскина, заместитель директора по ВР, учитель физической культуры средней школы № 5 города Саяногорска Республики Хакасия, победитель
IX
Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»
В прикрепленном файле приложение \”Программа по классам\”
Комментарии