search
main
0

Программа станет общим делом Москвы

На заседании коллегии МДО, посвященной подготовке к проведению Года учителя в Москве в 2010 году, с докладом выступил первый заместитель руководителя Департамента образования Михаил ТИХОНОВ.

Правительство Москвы, педагогическая общественность города с одобрением восприняли инициативу Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева об объявлении 2010 года Годом учителя, который будет проводиться несмотря на существующие в настоящее время экономические проблемы.

В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. №259 «О проведении в Российской Федерации Года учителя» Департамент образования по поручению Правительства Москвы осуществляет организационную деятельность по подготовке к проведению Года учителя в столице.

Проект плана проведения Года учителя – это итог коллективного труда большого количества представителей самых разных структур, объединений и просто неравнодушных к проблемам московского образования работников отрасли. При выработке концепции Года учителя осуществлялось взаимодействие с окружными управлениями образования, крупными образовательными площадками, общественными организациями отрасли – советами ветеранов педагогического труда, молодых педагогов и другими. Свой взгляд на пути решения проблем московского образования выразили участники и призеры профессионального конкурса «Учитель года Москвы-2009».

Цель проведения Года учителя – обеспечение столичной системы образования компетентными специалистами с высокой инновационной активностью, способными эффективно работать в современных социальных, экономических и культурных условиях, что в конечном итоге позволит повысить качество образования. В ходе проведения Года учителя в Москве будет решаться задача повышения престижа учительской профессии в обществе, обеспечения достойного уровня жизни педагогических работников, создания условий для их профессионального и личностного развития.

Правительство Москвы предпринимает действенные меры по укреплению кадрового состава отрасли. В системе образования неуклонно растет среднемесячная заработная плата и составляет в настоящее время в целом по отрасли 31,9 тысячи рублей, по категории «учитель» – 36,7 тысячи рублей. Действует система социальной поддержки педагогических работников, в том числе молодых специалистов. Педагогические работники вовлечены в городские жилищные программы. По плану минувшего года свои жилищные условия улучшили более 260 педагогических семей. До конца 2009 года ожидается получение по различным программам более 350 квартир, в том числе до 50 квартир в рамках программы «Молодой семье – доступное жилье» будет предоставлено молодым педагогам, 219 квартир – семьям педагогических работников Южного округа и еще около 100 квартир – по договорам социального найма, по договорам купли-продажи, для комплектования педагогических коллективов школ-новостроек.

В 2009 году в рамках реализации приоритетного национального проекта в Москве в конкурсном отборе лучших учителей стали победителями 459 человек, в том числе 409 по федеральной квоте и 50 – по московской.

Наиболее социально защищены в отрасли молодые специалисты. В качестве единовременного пособия на бытовое устройство около 50 миллионов рублей было выплачено в мае 2009 года 2443 молодым специалистам, отработавшим год в образовательном учреждении системы Департамента образования.

Все эти меры делают педагогический труд все более уважаемым и привлекательным. Ежемесячно в органы управления образованием по вопросу трудоустройства в образовательные учреждения Москвы обращаются около 100 специалистов из различных регионов и отраслей экономики. В настоящее время штатные учительские должности в общеобразовательных учреждениях заполнены практически полностью.

Накануне Года учителя кадровый потенциал системы Департамента образования города Москвы характеризуется следующими показателями. В отрасли трудятся 248,7 тысячи человек (с совместителями). Количество штатных педагогических работников в образовательных учреждениях всех типов составляет 149,2 тысячи человек, из них в общеобразовательных – 82,6 тысячи, в том числе учителей – 62,0 тысячи. В дошкольных образовательных учреждениях работают 42,3 тысячи человек, из них воспитателей – 28,8 тысячи.

Среди руководителей дошкольных образовательных учреждений 32,3 процента пенсионного возраста, 95,1 процента имеют высшее образование, 3,1 процента обучаются в вузах, 56 процентов имеют высшую квалификационную категорию.

Из общего количества педагогических работников ДОУ имеют высшее и неоконченное высшее образование 56,8 процента. Из воспитателей дошкольных образовательных учреждений имеют высшее и неоконченное высшее образование 44,8 процента, среднее профессиональное – 55,1 процента.

Удельный вес учителей с высшим образованием составляет 90,9 процента, с неоконченным высшим – 3,3 процента, со средним профессиональным – 5,8 процента; 89,5 процента учителей – женщины, высшую квалификационную категорию имеют 44,5 процента учителей, первую – 26 процентов.

В апреле-мае 2009 года был проведен электронный мониторинг педагогического состава общеобразовательных учреждений, в ходе которого анализировались возрастной состав педагогических кадров, учебная нагрузка, уровень образования, обучение в учреждениях высшего и среднего профессионального образования и в системе профессиональной переподготовки. Мониторингом были охвачены 88 процентов общеобразовательных учреждений города.

Число учителей пенсионного возраста, по данным мониторинга, составило 21 процент. Высоким этот показатель представляется по группе учителей технологии – 32,6 процента, физики – 32,5 процента, основ безопасности жизнедеятельности – 29 процентов, химии – 28,7 процента, немецкого языка – 27,6 процента (при этом английского языка – 16,4 процента). Пенсионный возраст имеют 15,6 процента учителей физкультуры. Старше 55 лет – 40,7 процента руководителей общеобразовательных учреждений и 23,7 процента их заместителей.

Педагогическую нагрузку от 9 до 12 часов в неделю имеют 32,9 процента директоров общеобразовательных учреждений, 27,9 процента их заместителей. Нагрузку в диапазоне 12-18 часов в неделю по департаменту в целом имели 4,2 процента руководителей и 20,4 процента их заместителей.

О педагогической нагрузке директоров свыше 18 часов в неделю сообщили 68 образовательных учреждений (4,3 процента). С такой нагрузкой работают 11,6 процента заместителей руководителей.

Педагогическую нагрузку, установленную за ставку заработной платы, имели 32,4 процента учителей; на 1,5 ставки работали 39,9 процента; до двух ставок были нагружены 14,5 процента учителей, а 2,3 процента из них была установлена нагрузка свыше двух тарифных ставок. В то же время 10,9 процента учителей работали на 0,5 тарифной ставки.

Почти половина учителей иностранного языка имели нагрузку до 1,5 ставки, более 10 процентов – до двух ставок и 0,8 процента – более двух ставок. Нагрузку от полутора до двух ставок имел каждый пятый учитель русского языка и литературы, математики.

Сейчас в образовательных учреждениях проходит тарификация педагогических работников, и ее итоги будут проанализированы. В этих целях следует продлить проведение мониторинга и подводить его итоги, например, с периодичностью один раз в полугодие.

Приоритетное направление в кадровой политике Департамента образования – подготовка и закрепление в образовательных учреждениях отрасли молодых специалистов с высшим и средним педагогическим образованием.

В 2009 году городские вузы и колледжи подготовили для системы образования 2604 специалиста. Из них трудоустроены 1753 человека. Приняты на работу в образовательные учреждения Департамента образования по состоянию на 20 сентября 2009 года 1225 молодых специалистов, в том числе из городских вузов – 861 человек, из педагогических колледжей – 364 человека. По объективным причинам не будут работать 26,6 процента выпускников (учеба по очной форме обучения по программам постдипломного и высшего образования, отпуск по уходу за ребенком, служба в Вооруженных силах РФ, смена места жительства и так далее). В условиях кризисной ситуации возникли трудности при трудоустройстве молодых специалистов в образовательные учреждения.

На устранение перечисленных отрицательных тенденций в развитии педагогического корпуса отрасли должен быть направлен потенциал мероприятий, проводимых в рамках Года учителя. Необходимо обеспечить подготовку нового поколения учителей, вооруженных знаниями передовых технологий, в том числе привлечение в школы высококвалифицированных специалистов из отраслей, определяющих прогресс экономики. В системе образования нужно создать условия, при которых прием на работу в школу будет осуществляться на конкурсной основе. Подбор и подготовка педагогических кадров должны осуществляться в целях обеспечения высокого качества образования.

Нам необходимо предусмотреть постановку следующих вопросов:

– расширение возможности использования профессионального опыта педагогических работников, достигших пенсионного возраста, на участках, связанных с выполнением методических, воспитательских функций, в целях высвобождения рабочих мест для молодых специалистов на учительских должностях. В этих целях мы планируем поставить перед Правительством Москвы вопрос о необходимости введения в штаты общеобразовательных учреждений должности учителя-наставника. Необходимо грамотно разработать положение о его статусе, функциональных обязанностях, предусмотреть материальное вознаграждение за его труд, к примеру, из средств накопительного фонда;

– организационная перестройка городской системы дополнительного профессионального образования, основанная на проведении в общеобразовательных учреждениях Юго-Западного округа эксперимента по повышению квалификации педагогических работников с применением бюджетного финансового сертификата;

– внедрение дополнительных профессиональных образовательных программ в ходе эксперимента по использованию методики компетентностного подхода при определении уровня профессиональных качеств руководителей образовательных учреждений и результатов их деятельности;

– определение новых возможностей организации отдыха и оздоровления педагогических работников и членов их семей, ветеранов педагогического труда, совершенствование форм обеспечения жилой площадью семей педагогических работников.

В период проведения Года учителя педагогическая общественность вправе рассчитывать на установку в городе символа славы московскому учителю, возведенного на добровольные пожертвования. Прорабатывается возможность его сооружения в Парке школьников, который строится на территории района Тропарево-Никулино, в Западном округе. Здесь может быть установлена Доска почета педагогических работников, оформлена Учительская аллея, использованы другие символы и атрибуты московского образования.

Для придания широкого общественного звучания проведению Года учителя в Москве, обеспечения информированности общественности города о проблемах и достижениях образовательной отрасли Департамент образования посредством постановления Правительства Москвы привлекает возможности Комитета рекламы, информации и оформления и Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации для реализации этих целей.

Проектом постановления Правительства Москвы предполагается утверждение городского организационного комитета и плана мероприятий по проведению в городе Москве в 2010 году Года учителя. Устанавливается, что Департамент образования – координатор реализации плана мероприятий по проведению Года учителя в городе Москве.

Свои намерения по участию в проведении Года учителя высказали некоторые профильные городские ведомства. Часть мероприятий плана будет реализована департаментами и комитетами Москвы, имеющими сеть образовательных учреждений. Это департаменты культуры, социальной защиты населения, физической культуры, здравоохранения. Департамент здравоохранения следует отметить особо – его предложения по организации лечения, оздоровления и профилактики заболеваний педагогических работников города весомы и содержательны. С благодарностью восприняты предложения по участию в проведении Года учителя коллег из Департамента семейной и молодежной политики, Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации, Комитета общественных связей, Комитета жилищной политики и жилищного фонда, Комитета рекламы, информации и оформления города Москвы, других органов исполнительной власти.

Высокий – федеральный – уровень мероприятий, посвященных Году учителя, заявил Московский городской психолого-педагогический университет, предложивший проведение Всероссийской конференции психологов образования России, Всероссийского психологического форума «Обучение, воспитание, развитие-2010», Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России-2010».

Анализ и обобщение информации, присланной в адрес Департамента образования в рамках организации проведения Года учителя в городе Москве, осуществляла рабочая группа, созданная по распоряжению Департамента образования от 3 апреля 2009 года №21-р. В ее задачи входили также разработка концепции проведения Года учителя, проектов основных документов, координация деятельности ведомственных структур по рассматриваемому вопросу.

Состоялись заседания рабочей группы по обсуждению и корректировке разработанных материалов, по подготовке и изготовлению макетов видео- и печатных материалов информационно-пропагандистского, рекламного характера, посвященных Году учителя.

Межведомственная модель проведения Года учителя вырабатывалась при участии представителей департаментов и комитетов города Москвы на совещании, проведенном в Департаменте образования 25 июня 2009 года, была проведена также рабочая встреча с представителями городских и отраслевых средств массовой информации.

Для оперативного решения вопросов во взаимосвязи с городскими структурами и подведомственными учреждениями были созданы девять малых рабочих групп, которые возглавляют заместители руководителя Департамента образования, а группу по взаимодействию с городскими и отраслевыми средствами массовой информации – пресс-секретарь Александр Гаврилов. В инструктивном письме по созданию малых групп обозначены их общие задачи и частные задачи каждой из них. Определено, что они участвуют в разработке проектов плана мероприятий по проведению Года учителя и соответствующего постановления Правительства Москвы, организуют и проводят ведомственные мероприятия городского уровня по направлениям своей деятельности, осуществляют контроль и содействуют проведению мероприятий образовательными площадками городского подчинения.

Мероприятия, предложенные для включения в проект городского плана проведения Года учителя, сопряжены с ключевыми направлениями плана основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года учителя, документ предусматривает участие московских педагогов в федеральных проектах, проводимых в рамках Года учителя, проведение их городских этапов.

В процессе доработки проекта плана в целях упрощения его структуры и уменьшения объема было принято решение исключить из текста мероприятия окружного уровня. Тем не менее в нем содержатся мероприятия, общие для всех округов. Предложения, внесенные окружными управлениями образования, сделали план более насыщенным и содержательным, авторы предложенных идей заслуживают благодарности. Однако такие изменения потребовали внесения в проект постановления Правительства Москвы «О проведении в городе Москве в 2010 году Года учителя» поручений в адрес префектов о необходимости разработки совместно с окружными управлениями образования планов проведения Года учителя на территории каждого округа.

В окончательном варианте, подготовленном рабочей группой, проект плана мероприятий по проведению Года учителя представляет собой конструкцию из шести разделов, объединенных по тематике.

В первом разделе содержатся центральные мероприятия, приуроченные к торжеству открытия Года учителя, профессиональным праздникам педагогических работников. Предлагается провести главную городскую акцию торжественного открытия Года учителя на Новогоднем балу молодых педагогов 11 января 2010 года в Московском Дворце молодежи; торжественные акции окружных управлений образования – в марте в рамках окружного этапа конкурса «Учитель года-2010»; образовательных учреждений системы Департамента образования – в январе.

Второй раздел плана объединяет мероприятия, направленные на популяризацию педагогической профессии. Это прежде всего профессиональные конкурсы работников системы образования, выставки и концертные программы, посвященные педагогам, творческие подарки любимым учителям, мероприятия средств массовой информации, направленные на повышение авторитета педагогических работников, акции чествования педагогических династий, многодетных учительских семей, публикации информационных и рекламных материалов и др.

Следующий, третий, раздел – наиболее объемный – объединяет мероприятия под рубрикой «Совершенствование профессионального мастерства педагогических работников». Это научно-практические конференции, семинары, «круглые столы», педагогические чтения, мероприятия, направленные на развитие системы дополнительного профессионального образования, обобщение педагогического опыта. В раздел включены международные, межрегиональные акции, проводимые при организационном участии московской педагогической общественности. Здесь и небольшие по масштабу, но не менее значимые мероприятия, проводимые, к примеру, в педагогических колледжах, других образовательных учреждениях системы Департамента образования.

В отдельный раздел выделены мероприятия, объединенные под общим заголовком «Педагогическая общественность – столице». В него включены гуманитарные и благотворительные акции педагогических работников, студентов, работа по оказанию содействия детям-сиротам, лицам, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях, волонтерское студенческое движение. Здесь также отражены детско-взрослое, ученическо-учительско-родительское взаимодействие, реализация ряда городских социально-образовательных проектов.

В пятом разделе содержатся мероприятия, направленные на повышение социальной защищенности педагогических работников и их семей. Прежде всего это мероприятия по организации оздоровления и отдыха педагогических работников и их семей, проявление заботы о ветеранах педагогического труда, профсоюзная поддержка работников отрасли, реализация городских программ по улучшению жилищных условий семей педагогических работников, меры, направленные на разработку новой системы оплаты педагогического труда. Значительная часть мероприятий для лиц пожилого поколения и не без пользы для молодежи пройдет под знаком 65-й годовщины со дня Победы в Великой Отечественной войне.

Реализация мероприятий шестого раздела станет демонстрацией многогранности творческих талантов педагогических работников, их желания не замыкаться в рамках профессиональной деятельности, заниматься физкультурой и спортом, постигать историю и культуру страны в рамках экскурсионных и культурно-просветительских программ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте