Наталья Васильева, директор школы №1277: – Так произошло, что выполнение очередной пятилетней программы развития в нашей школе заканчивается в 2009 году и совпадает с инициативой «Наша новая школа».
Изменения не происходят вдруг, не появляются на пустом месте, а опираются на традиции, сложившиеся в школе. К тому же новые реалии (компетентностный подход, внешняя аттестация и другие) заставили вносить коррективы по ходу намеченного пути.
Что мы строили? Модель, в которой происходит развитие всех участников образовательного процесса.
Когда была поставлена цель формировать разные компетенции, учителям долго пришлось искать ответ на вопрос, а что это такое и что должно измениться в работе, чтобы не было повода говорить: «Мы всегда так работали».
Наиболее понятными стали компетенции, выделенные ЮНЕСКО: научиться познавать, делать, жить вместе и просто жить.
И тогда по ходу выполнения программы развития школы произошли уточнения, которые были востребованы жизнью. Сложилась модель организации образовательного процесса, которая затем легла в основу модели управления качеством образования.
Родители приводят детей в
1-й класс, и в начальной школе роли учителя и родителя главные, так как они выбирают для ребенка то, чему его учить. Переходя на вторую ступень обучения, учащийся попадает в «Город образования подростков», проект, представляющий собой детско-взрослое сообщество, где изменяется роль взрослых. И на третьей ступени обучения при построении индивидуальных учебных планов и работе по ним выстраиваются иные отношения обучающихся и взрослых. Взрослые выполняют заказ, организуя и помогая освоению программ в старшей школе, а для самих обучающихся это становится пробой самостоятельности, ответственности, для администрации – индикатором сформированности основных компетентностей: умения ставить перед собой цель, задачи, планировать достижение задуманного и т.д.
Научиться познавать
С начальной школы мы идем вслед за Василием Давыдовым.
При формировании данной компетенции немаловажную роль играет оценивание. С 1989 года мы работаем по безотметочной системе оценивания с
1-го по 6-й класс включительно. Этим методом пользуются те школы, которые прежде всего работают в системе развивающего обучения. На наш взгляд, это именно то, что необходимо взять в новую школу со всех точек зрения: формирования иного мотива обучения (не за отметку, а потому что это надо и интересно), возможности действительно индивидуального темпа обучения (хотя бы частично) в классно-урочной системе и, наконец, сохранения психического здоровья ребенка и обеспечения комфортности обучения.
Идя вслед за Давыдовым, мы все больше понимаем, что формирование надпредметных умений позволяет добиться лучших результатов. Но в чем?
В прошлом году совместно с Центром качества образования по нашему заказу разрабатывались тесты по освоению надпредметных знаний в 4-х и 8-х классах. Была проведена внешняя экспертиза по этим тестам. Мы убедились, что действительно те, у кого сформированы надпредметные способности, лучше усваивают предметное содержание, более активно проявляется их познавательный интерес. Кстати, это и путь преодоления неуспешности в обучении. Очень хорошо, что эти вопросы нашли свое отражение в новых стандартах начальной школы. Хотелось бы надеяться, что в стандартах для средней школы, а также и в КИМах ЕГЭ будут заложены эти позиции вместо нынешних вопросов на простое воспроизведение справочной информации.
Опыт взаимодействия с серьезными институтами Москвы по разработке определенных идей и экспертиз, внешнего аудита, который запрашивает школа (это было в рамках проекта «Школа будущего»), – интересный и необходимый путь продвижения вперед в рамках инновационной деятельности. Его надо взять на вооружение на будущее.
Внимание к программам по математике и новые требования к изучению предмета, обязательный экзамен в школе заставили пересмотреть некоторые позиции по отношению к нему. Наверное, было заблуждением считать, что есть дети, которым просто не дано освоить предмет, в том числе в наших «гуманитарных» школах и классах. И тем не менее когда встала задача обязательно его сдать, с этой задачей справились все. В чем дело? В мотивации, в иных подходах к обучению, к тому, что уже с начальной школы развитие логического мышления, определенная стратегия должны занимать особое место? Какие кружки организовать в рамках дополнительного образования: шахматы, логические игры и другие – сегодняшняя задача администрации.
Научиться жить вместе и научиться делать
Основные звенья этих компетенций закладываются в подростковой школе.
Подростковую школу пробуем выстроить через детско-взрослый проект «Город образования подростков».
Идея, которая родилась в школе, разрабатывалась на оргдеятельностной игре, разработанной и проводимой НИИ стратегии развития образования. «Город» – это место, где подростку можно приложить свои силы, это возможность разных проб и проектов. Например, общешкольный проект, который длится в школе не один год, проект, позволяющий формировать толерантность у детей и взрослых, – «Не хочу ненавидеть».
Для реализации проекта «Город образования подростков» нужна помощь студентов, в школе нужны будущие педагоги, а может, и не педагоги, а те, кто готов работать с детьми (как предусмотрено проектом «Наша новая школа»). Кстати, о студентах педагогических вузов. Может быть, стоит пересмотреть подходы к организации их практики: они нужны в школе как педагоги допобразования – для организации кружков, объединений. Там они смогут проверить себя на совместимость с профессией и помочь школам. А затем уже прийти на практику на уроки как предметники.
ИУП – проверка того, чему научился ранее, для обучающихся, и форма контроля для администрации, чему научили за предыдущие годы: умеет ли ребенок видеть перед собой цель, ставить задачи, планировать пути достижения. Старшая школа – проба сил.
ИУП оказались той формой, которая легко приспосабливается к разным условиям: ввели новый федеральный план двухуровневых программ – это было частью наших планов. Корректировка прошла минимальная. Объявлены предметы ЕГЭ – при всех трудностях общего плана и психоза мы просто корректировали второе полугодие одиннадцатого класса, так как программы обязательные давно пройдены. Каждый «наращивал» то, что нужно сдавать. Это большая помощь обучающимся.
Эта технология для нас – отработанное дело. А какие изменения вводить дальше? Спустить индивидуализацию в среднее звено? Страшновато трогать здесь программы. А если выстроить и составить вместе с родителями индивидуальные программы развития ребенка? Единичный опыт таких программ был, когда родители ставили задачу опережающего обучения, есть подобный опыт у нас и в освоении детьми иностранных языков. А тогда почему бы не начать с начальной школы?
«Родитель + ребенок + педагог», а из этих индивидуальных программ строить образовательную программу всей школы и проекты создавать под эти индивидуальные программы, то есть изменить заход на составление программы школы. Надо попробовать.
Изменения нельзя вводить хаотично, надо помнить о том, что школа имеет цикличность в 11 лет. К сожалению, наши управленческие структуры менялись в последнее время чаще, а вместе с ними и идеи. Например, куда делась идея выбора предметов в старшем звене при введении концентров в программах, при введении профильного обучения? От того, что идеи менялись быстрее, чем их успевали до конца проработать, во многом зависят неуспехи нашего образования. Поступая в 10-й класс, дети и родители должны знать, что их ждет через два года на выходе из школы.
Комментарии