Встреча с руководителями органов управления образованием, приехавшими в столицу со всех уголков России, посвященная теме «Создание образовательной среды и образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья», состоялась в 44-й школе Западного округа Москвы. Ее точное название: специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида. Здесь живут и учатся дети, страдающие детским церебральным параличом. Это новостройка. Первого сентября она впервые открыла двери для 120 ребят, среди которых много колясочников. И это обстоятельство, конечно же, прежде всего стало главным, когда возводились учебный и спальный корпуса школы. Ее директор, почетный работник образования Виктория Николаенко внимательно и весьма придирчиво, если не сказать строго, следила за ходом строительства с самого начала, с создания чертежей своего, тогда еще будущего детища. И вот сегодня в нем идут уроки. За здоровьем детей следит целый штат врачей. Свободное время помогают организовать воспитатели, а наладить быт – помощники воспитателей, нянечки.
В тот день гостей, участников «круглого стола», Виктория Игоревна провела по всей школе. Показала замечательные классные комнаты – светлые и просторные, со специальными партами. Обратила их внимание на широкие, двухметровые, коридоры, чтобы две коляски могли не только свободно поместиться, но и разъехаться без проблем для тех, кто в них сидит. На низко расположенные кнопки и выключатели, ведь колясочник не должен мучиться, чтобы дотянуться до них. Но предметом особой гордости стали для всего педагогического коллектива школы-интерната различные трудовые мастерские. Детей здесь начали учить гончарному, швейному, типографскому и (даже шире) полиграфическому делу, художественным ремеслам, редактированию (техническому и литературному), ткачеству. Честно говоря, гости были потрясены, если не сказать больше! Не меньшей реакция была, и когда они увидели великолепный бассейн со специальными приспособлениями для тех, кто, повторяю, приезжает туда на коляске, водолечебницу с джакузи и другими особыми ваннами, низко расположенные раковины и унитазы с поручнями. Все это называется безбарьерная среда для инвалидов. Денег стоит, конечно, немалых. И они не свалились с неба. Их упорно и последовательно добивались руководитель Департамента образования Москвы Любовь Кезина и начальник Западного окружного управления образования Валентина Бадил.
«Круглый стол» открыл Владимир РАЗДИН, заместитель руководителя Департамента образования Москвы:
– В столице 50 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья и 16 тысяч детей-инвалидов. С гордостью констатирую, что все эти 16 тысяч охвачены обучением: дошкольным, школьным, начальным, средним и даже высшим профессиональным. 250 дошкольных учреждений – это учреждения компенсирующего и 437 комбинированного вида, в них воспитываются 36 тысяч детей. В общеобразовательных, специальных коррекционных школах I-VIII видов учатся 11 тысяч ребят. В 12 школах надомного обучения – полторы тысячи. Есть санаторно-лесные школы-интернаты, есть вот эта 44-я школа-интернат, где мы сейчас находимся, для детей, страдающих ДЦП, и школа для больных гемофилией. Обе они открыты по социальному заказу москвичей. На строительство 44-й школы-интерната город потратил 650 миллионов рублей. Москва позволила себе это сделать. Когда есть возможность, мы строим. В других случаях модернизируем, оснащаем, закупаем – на месте не стоим. Задача: дать образование всем детям!
Ирина ШПИТАЛЬСКАЯ, заместитель директора центра образования «Технологии обучения» (дистанционная школа):
– Каждый ребенок, имеющий статус инвалида, попадая в наш проект, получает определенное оборудование, так называемое рабочее место. Туда входят: переносной компьютер, принтер, сканер, оборудование для видеоуроков… Подключение к интернету по современным технологиям, то есть скоростной, обязательное условие. Иначе говоря, ребенку создается определенная виртуальная, или дистанционная, электронная образовательная среда, в которой он может получать полноценное качественное образование, предпрофессиональную и профессиональную подготовку, не выходя из дома. Потому что есть такая очень сложная категория детей, которым показано быть на месте, или нет возможности родителям возить детей, а они у нас со всей Москвы. Точно такое же рабочее место имеет учитель.
Дети у нас с 1-го по 11-й класс. В этом году мы набрали 40 шестилеток. Проект очень быстро развивается и уже вышел за рамки столицы. Иначе говоря, профильное дистанционное образование сегодня готовы получать более 3 тысяч здоровых ребят из Красноярска, Хабаровского края, Калининграда, Подмосковья. Эта форма дает возможность не только для получения качественного образования, но и, что, пожалуй, самое главное, для подготовки детей с 1-го класса к получению определенной профессии. То есть здесь оборудование, технологии не самоцель, а средство овладения современными и информационными, и коммуникативными технологиями. Ребенок уже в первом классе умеет отослать письмо по электронной почте, пообщаться со сверстниками, поработать с интернет-ресурсами. Иначе говоря, воспитывается новая личность с абсолютно новыми компетенциями, которые востребованы в современном мире. Основная задача состоит в том, чтобы, «выйдя» из стен дистанционной школы, ребенок имел профессиональные навыки. Он мотивирован и к жизни, и к учебе. Очень многие дети с онкологическими заболеваниями у нас просто оживают и хотят жить и самосовершенствоваться, развиваться, общаться со сверстниками. Выстраивается линия взаимодействия с колледжами, с вузами. Мы целенаправленно ведем детей к получению профессии.
Людмила ВАСИНА, директор центра образования №1406:
– Наш центр дает возможность получить не только многоуровневое и разнопрофильное образование, но и оказывает социальную, психологическую и коррекционную помощь. Мы проводим огромную работу по воспитанию ребят. Здесь они адаптируются к жизни после интернатов. Получить профессию в одиночку, особенно глухим, очень трудно. Поэтому мы пошли по пути создания специальных групп, где есть сурдопереводчики, и на договорной основе вместе с профессиональными учебными заведениями, даем возможность получить ту или иную профессию. За 15 лет работы из стен нашего центра выпущены около полутора тысяч инвалидов по слуху. Все они получили одну из 40 имеющихся у нас профессий. Маленькая особенность: в нашем центре работают около 47 процентов неслышащих сотрудников. Другая особенность: 16 процентов – наши выпускники, у них высшее образование. Мы работаем также и со слышащими детьми, которые осваивают сурдоперевод и потом становятся уникальными специалистами.
Еще один проект – работа с одаренными детьми-инвалидами, которые участвуют в разного уровня предметных олимпиадах. Проводятся интеллектуальные шоу-конкурсы, где в форме игры осваиваются довольно сложные вопросы. Для глухих детей это очень важно, поскольку интеллектуальное развитие – их слабое звено, у них слабо развито абстрактное мышление.
Николай РАЗДОБАРОВ, директор технологического колледжа №21, кандидат педнаук:
– В нашем колледже по девяти профессиям и четырем специальностям учатся 1500 юношей и девушек. Наличие договоров с предприятиями – заказчиками кадров позволяет осуществлять целевую подготовку по востребованным промышленностью города профессиям и специальностям, организовать производственное обучение и практику и трудоустраивать выпускников. 325 учащихся колледжа – это лица с ограниченными возможностями: по слуху, с недостатками в умственном развитии и с психическими отклонениями здоровья.
По профессиям это выглядит так: 161 глухой и слабослышащий овладевают профессиями автомеханика, столяра, горничной, оператора на наборно-компьютерной технике. Профессиональный блок они изучают в колледже, а образовательный – в центре образования №1406. В июне этого года из целевого фонда квотирования Комитета общественных связей Москвы (куда колледж представил проект по созданию учебно-производственной типографии) мы получили 11500 миллионов рублей. Сейчас идут ремонтные работы, происходит закупка оборудования, и в здании бывшего общежития на территории колледжа к 15 декабря уже будет создан учебно-производственный цех, в котором учащиеся и часть выпускников наладят производство полиграфической продукции. Сегодня мы уже имеем портфель заказов в объеме полтора миллиона рублей. В этом году мы набрали молодых людей – инвалидов детства 1-й и 2-й групп (с психическими расстройствами) и обучаем их по программам профессиональной подготовки. Это будущие брошюровщики, швеи, столяры. Часть из них ранее не обучались в общеобразовательных учреждениях, часть – выпускники коррекционных школ, которые до определенного возраста находились в региональном общественном центре лечебной педагогики, в медицинских учреждениях. Но они обучаемы, и у них есть потребность к труду.
Сергей МАЛЫХ, проректор Московского городского психолого-педагогического университета, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО:
– Среди инвалидов много одаренных ребят. Пять лет назад мы создали систему олимпиад, в которых могли принимать участие дети с ограниченными возможностями здоровья. Через математическую олимпиаду, например, прошло около 800 ребят. И я думаю, что все они были довольны и ее процессом, и результатами. Первого августа у нас был подписан приказ о создании института гуманитарных технологий. Благодаря ему создана система непрерывного обучения детей с проблемами здоровья. От спецшколы до вуза. Но это не означает, что наш вуз такой… специализированный что-ли. В подобных высших учебных заведениях, как правило, устанавливаются не очень высокие требования к студентам. Мы хотели избежать этого и потому предпочли интегрированное обучение. У нас сегодня учатся 108 студентов-инвалидов: слепые, слабовидящие, с нарушением опорно-двигательного аппарата и с соматическими заболеваниями. Это порядка 20 процентов от числа здоровых ребят. Когда мы задумывали эту программу, то, конечно, понимали, что основной будет проблема трудоустройства ребят. Поэтому выбрали специальности, связанные с современными технологиями. Был открыт факультет информационных технологий, там три специальности: прикладная математика, системное администрирование и режиссура мультимедиапрограмм. Понятно, что категория нездоровых ребят требует иногда удлинения учебной программы, поэтому в рамках нашего института есть колледж, который осуществляет среднее профобразование. Программы факультетов и колледжа согласованы. Ребята, которые успешно осваивают программу колледжа, могут продолжить обучение в рамках программы высшего образования. Если ребенок удовлетворен колледжем, он идет работать. На рынке труда в Москве очень трудно конкурировать. В столицу приезжает много людей из регионов, которые готовы работать за меньшую оплату труда. Поэтому мы планируем сегодня дать ребятам одновременно несколько специальностей.
Владимир КАСАТКИН, директор Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, доктор меднаук, профессор:
– Все мы знаем, есть здоровые дети, которые ходят в школу, и есть больные. А между ними как бы ничего и нет. На самом деле между ними очень большая прослойка детей, у которых с точки зрения психики что-то там не все в порядке. Например, пять процентов детского населения имеет синдром гиперактивности. Это так называемые «разболтанные», непослушные дети. Что с ними делать? Есть дети-левши. И вот 12 лет назад в Москве началось создание психолого-медико-социальных центров, где начали помогать как раз таким детям, у которых что-то не получается, «что-то не так». За это время были выработаны технологии, которые могут помочь детям «от нуля» до года, детям дошкольного и школьного возраста. Наш центр специализируется на детях-аутистах, есть центры для детей, подвергшихся насилию, и так далее. На сегодня в Москве богатейший опыт. Это опыт технологической коррекции школьной неуспешности, которая заключается в нарушении поведения и неуспеваемости. Есть, наконец, дети с нетяжелыми хроническими заболеваниями, часто болеющие. Они ходят в обычную школу, но часто пропускают занятия. Чтобы помочь таким ребятам, была создана сеть школ здоровья.
В «круглом столе» принимали участие также министр образования и науки Республики Кабардино-Балкария Сафарби Шхагапсоев, министр образования Республики Ингушетия Исмаил Танкиев, заместитель министра образования, науки и молодежной политики Республики Алтай Борис Пахаев.
Комментарии