search
main
0

Программа – не догма. Инновационные методики – дань моде?

В последнее время нам постоянно говорят о необходимости изучать и внедрять новые передовые, или, отдавая дань моде, «инновационные» методики и педагогические технологии. Создается впечатление, что именно в освоении новшеств и состоит суть и цель работы и что наши педагоги самостоятельно приноровиться к современным условиям не могут, давно устарели и безнадежно отстали от жизни.

Однако жизнь убеждает, что далеко не все новые технологии хороши только потому, что они новые. Некоторые из них, часто широко разрекламированные, на поверку оказались вредными и для нравственного, и для физического здоровья. Например, технологии раннего полового воспитания, медитативные. В то же время многие, даже древние методики были и будут эффективными независимо от политической конъюнктуры и экономического благополучия. К ним прежде всего относится туризм, возможности которого для внешкольного образования описаны еще в 1905 году его основоположником Р.Р.Лейцингером. Туризм, оставляя в памяти ярчайшие впечатления, способствует запоминанию материала, нравственному и физическому оздоровлению, не портит зрение и не вызывает привыкания и зависимости, как некоторые «инновационные» технологии при злоупотреблении ими.

Тем не менее жизнь не стоит на месте, меняется общество, меняются и дети, сообразно этому приходится искать новые методики и технологии. А теперь давайте подумаем, откуда же берутся всевозможные новшества, можно ли разрабатывать их, не выходя из академических зданий и методических кабинетов? Очевидно, что нет. Без непосредственной работы с детьми никакой прошлый опыт, никакие степени и звания нам не помогут.

В то же время многие педагоги внешкольных учреждений работают по своим собственным авторским или адаптированным, то есть творчески переработанным программам и методикам. Президиум Академии детского и юношеского туризма и редакционная коллегия академических журналов буквально завалены письмами от периферийных педагогов-самородков, педагогов-подвижников с описанием авторских разработок, дающих высокие результаты.

Давайте же уясним, что именно педагоги – генераторы инновационных идей и методик. Поэтому задача прочих участников педагогического процесса – не навязывать учителям модные идеи из научных журналов, а помогать методически правильно описывать их опыт, обобщать его и распространять.

Не секрет, что многие внешкольники, не имея педагогического образования, с трудом разбираются в педагогических терминах и правилах оформления авторских методик, что тем не менее не сказывается на результатах работы. Полезно помнить и о том, что педагоги, обладающие педагогическим даром, работают не по программам, а как подсказывает опыт и интуиция. Программа же служит для них способом формализации опыта, средством передачи его коллегам и общения с администрацией. А в случае заимствования для настоящего педагога чужая программа не догма, а лишь руководство к действию. Вызвано это тем, что неформальное плодотворное общение с детьми в дополнительном образовании без отклонений от утвержденных планов практически невозможно. И именно из этих отклонений и могут родиться новые приемы и технологии, которые затем можно будет описать и внести в обновленные программы.

Многие внешкольники занимаются в основном воспитанием. Образовательный же компонент служит для них скорее привлекающим детей фоном. В этом случае выполнение образовательной составляющей не может служить для оценки деятельности педагога. Действительно, так ли важно обществу, в какой мере ребенок научился бисероплетению, каких успехов добился в своем виде спорта, научился ли водить туристские походы? Гораздо важнее, что на фоне этих занятий происходит адаптация детей и подростков к сложным социальным условиям современной жизни.

Алексей АЛЕКСЕЕВ, мастер спорта РФ, член президиума Академии детского и юношеского туризма, заслуженный путешественник РФ, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте