Нижнеудинский район – самый большой в Иркутской области. Он удален от крупных городов, и, наверное, поэтому кадровая проблема для районного образования была весьма острой… до недавнего времени. Теперь же обеспеченность кадрами здесь составляет 99,4 процента, а 90,6 процента учителей имеют квалификационные категории. О том, как удалось изменить ситуацию, рассказывает начальник Отдела образования Нижнеудинского района Валентина БИХНЕВИЧ.
– Кадровая политика – один из основных инструментов модернизации системы образования района. Реализация этой политики выявила цепочку проблем, которые потребовали решения на региональном уровне. Сегодня эта цепочка выглядит следующим образом: подготовка специалистов в педагогических училищах и вузах – закрепление кадров в образовательной сфере – повышение их квалификации и переподготовка.
Ни для кого не секрет, что сегодня в общеобразовательные школы в среднем по России трудоустраивается не более 30 процентов выпускников педвузов. А нам было необходимо существенно повысить процент молодых специалистов, которые, получив бесплатное высшее образование, приносили бы обществу реальную отдачу, отрабатывая вложенные в них средства. К сожалению, в школы идут работать, как правило, не самые лучшие выпускники педагогических вузов. Не имея устойчивых нравственных принципов, стремления к самосовершенствованию и самообразованию, они за годы учебы приобретают комплект вредных привычек и с этим багажом, не сумев устроиться лучше, идут работать в школы. В условиях нехватки педагогов многие директора вынуждены были снижать квалификационные требования к кандидатам при приеме на работу, увеличивать количество часов преподавательской нагрузки.
– Валентина Михайловна, и как же удалось исправить ситуацию?
– Молодым специалистам очень трудно начинать работать в школе: вузы мало времени уделяют педагогической практике. Необходимо опекать каждого молодого специалиста и буквально выращивать из него хорошего педагога. Поэтому мы вспомнили о профессионально организованном наставничестве.
На протяжении нескольких лет у нас реализуется программа «Кадры». Мы предположили, что полезный эффект можно будет ожидать от введения двухуровневой системы педобразования. Но поначалу популярностью в районе такая система не пользовалась. Желающие поступать в учебные заведения были, но ориентацию в школе на выбранную профессию они получали недостаточную. Профориентация на профессию учителя часто проводилась формально, не носила систематического целенаправленного характера. Не проводился отбор детей, имеющих склонность к профессии педагога. С ними не организовывалась индивидуальная работа.
В итоге сегодня в педагогических колледжах района обучаются 33 выпускника, из них 18 поступили в 2006 году. И это результат нашей работы.
– Чем еще гордитесь?
– В нашем районе 870 учителей и руководителей имеют квалификационные категории. А это 90,6 процента от общего числа работников.
– Насколько остро стоит проблема старения кадров?
– Средние показатели по нашему району лучше, чем по всей Иркутской области: учителей пенсионного возраста у нас 13,8 процента (по области – 20,1). А доля педагогов со стажем работы до 5 лет – 13,6 процента (областной показатель – 10,3). Педагогический стаж более 20 лет имеют 413 учителей, это 43 процента от общего числа. Именно эти люди являются наставниками для молодых педагогов. Конечно, пополнение молодыми кадрами происходит не так быстро, как нам хотелось бы. Тем не менее в 2006 году в школы принято 13 учителей. Закрепляемость молодых специалистов составляет за последние пять лет 76,1 процента, то есть из 67 поступивших на работу трудится в настоящее время 51 человек. Обучаются заочно 20 из 37 имеющих среднее профессиональное образование. Надежда и на выпускников школ, поступивших в педвузы. Сейчас в педагогических вузах по очной форме обучаются 118 студентов из нашего района. Из них в 2006 году поступили 43 человека.
– Как удалось добиться такого роста числа студентов?
– В районе действует Центр внешкольной работы, в котором открыт психолого-педагогический класс. Квалифицированные специалисты ведут работу по профессиональной ориентации школьников. Связь с педагогическими вузами поддерживают в двух образовательных учреждениях: школе №2 – с Иркутским лингвистическим университетом и школе №10 – с Иркутским педагогическим университетом. Наше Управление образования заключило договор с ИГПУ о целевом поступлении студентов с частичной оплатой их обучения.
– А как вы завлекаете молодых специалистов в село?
– Учителям, поступившим на работу в сельскую школу, мы обязательно предоставляем жилье или оплачиваем его аренду. Выплачиваем также денежную компенсацию за коммунальные льготы и надбавку от 25 до 35 процентов за счет надтарифного фонда оплаты труда.
Василий ЯШКИНАС, Нижнеудинский район, Иркутская область
Комментарии