Элективный курс «Основы декоративно – прикладного искусства» для старших классов позволяет учащимся не только закрепить имеющиеся ЗУНы по изобразительному искусству, но приобрести и систематизировать новые.
Программа элективного курса опубликована в “Учительской газете” №50 от 16 декабря 2014 года
Разработки занятий к программе элективного курса для учеников 10,11-х классов «Основы декоративно-прикладного искусства»
ЗАНЯТИЕ № 1
Тема: Вводное занятие, 1 час.
Цель: организовать познавательную деятельность учащихся для прохождения курса «Основы декоративно-прикладного искусства».
Задача: систематизировать и дополнить знания учащихся о декоративно-прикладном искусстве как о виде изобразительной деятельности и практическом применении знаний о декоративно-прикладном искусстве в жизнедеятельности образованного человека.
Оборудование для учащихся. Рабочие тетради. Наборы гуаши, акварели, различные виды бумаги и кистей.
Методическое обеспечение для учителя. Презентационный наглядный материал по видам декоративно-прикладного искусства, содержанию данного элективного курса и профильных курсов по декоративно прикладному искусству «Батик», «Керамика», «Гобелен», «Витраж», «Декоративная композиция». Демонстрационный материал к сопровождению выступающих учащихся по развитию декоративно – прикладного искусства.
План и ход занятия
Организация рабочих мест.
1. Сообщение темы и задачи занятия. 1 мин.
Учитель: Сегодня первое занятие элективного курса, которое является вводным, то есть организационным. А организовать мы сегодня должны представления о темах курса, с видами работ по каждой теме, которые вам предстоит выполнить, с материалами, которые будут применяться на практике, с формой итоговой работы, привести в систему знания о развитии декоративно-прикладного искусства, его роли в профессиональной сфере деятельности человека. Также сегодня мы познакомимся с содержанием профильных курсов, которые будут предложены вам для изучения профиля по изобразительному искусству.
2. Сообщение новых сведений. 15 мин.
Учитель: Итак, для того чтобы получить полное представление о предстоящей деятельности по изучению курса, вам предлагается просмотр нескольких мулитимидийных проектов.
1. Демонстрация слайдов по профильному обучению курсы: «Батик», «Керамика», «Гобелен», «Витраж», «Декоративная композиция».
Цель: выявления уровня заинтересованности в перспективе обучения и осмысление изучения курса «Основы декоративно-прикладного искусства» как начало профессионального обучения в области изобразительного искусства.
Мнения учащихся. Учитель фиксирует, делает выводы.
2. Демонстрация слайдов по содержанию элективного курса «Основы декоративно-прикладного искусства».
Содержание темы: «Стилизация как способ выявления декоративных качеств объекта», «Цветоведение», «Виды орнаментов и способы их составления», «Композиция в декоративном натюрморте», «Ассоциативный натюрморт» – как итоговая работа.
Задание 1. По ходу демонстрации тем учащиеся фиксируют в рабочей тетради материалы, используемые для изучения каждой темы в практическом закреплении.
После демонстрации – мнения учащихся. Первые впечатления о предстоящей деятельности. Вопросы. Обсуждение материалов для практических работ.
3. Комбинированная практическая работа. 20 мин.
Систематизация знаний по материаловедению.
Задание 2. Провести анализ материалов, который мы будем использовать на практике. Анализ проводится в форме фронтальной беседы на примерах подготовленной бумаги, акварели, гуаши, кистей.
Задание 3. Учащиеся делают выступления по материалам, предложенным учителем до первого занятия. Самостоятельно разбивают его на части и распределяют выступления. По ходу выступления учащегося учитель демонстрирует иллюстративный материал. Данный теоретический материал, как и последующие материалы по всем темам, остается у каждого учащегося в профессиональной копилке.
5. Домашнее задание. 3 мин.
1. Ознакомиться с теоретическим материалом по стилизации. (Выдается учителем).
2. Демонстрация объекта практической деятельности на следующем уроке.
2. Бумага А5-вамтан, карандаши 2Т, гелевые пасты (черные), графический рисунок растения по иллюстративному материалу.
6. Итог занятия. 5 мин.
1. Достижение цели занятия – учитель.
2. Мнения учащихся по требованиям к изучению курса, о заинтересованности в прохождении данного курса.
Литература, рекомендованная для учащихся по теме:
Константинова С.С. История декоративно прикладного искусства, Феникс, 2004 г.
Гришина Г.И. Профессии, которые мы выбираем. – М., 1976.
ЗАНЯТИЕ № 2-3
Тема: Стилизация как способ выявления декоративных качеств объекта. 2 часа.
Цель: научить приемам стилизации растительных и животных форм, систематизировать полученные знания через практическое закрепление.
Задача: научиться выполнять стилизацию растения.
Оборудование для учащихся. Рабочие тетради, бумага А5, графическая зарисовка растения Д/З, средства графического изображения.
Методическое обеспечение для учителя. Пособия по приемам стилизации растения, иллюстративный материал, образцы декоративных работ с применением стилизованных объектов (орнаменты, декоративные натюрморты, декоративные композиции). Примеры декора в графических зарисовках.
Музыкальное сопровождение. Легкая оркестровая музыка.
1.Организационный момент. 1 мин.
Организация рабочих мест для групповой деятельности.
2. Сообщение темы и задачи занятия. 5мин
Учитель: Практически все виды декоративного искусства несут в своих исходных образах стилизованные формы. (Примеры иллюстраций дизайна интерьеров, ландшафта, искусство ткачества, батика и т.д.)
Выражение объекта в измененной форме заставляет зрителя посмотреть на его качества другими глазами, а для художника это средство выражения идейного замысла. Так, например, от того какой прием стилизации выберет художник, будет зависеть передача образа объекта. (Примеры декоративных композиций К. Малевича, Экстара, П Пикассо, А.Лентулова).
Итак, тема занятия – стилизация как способ выявлен декоративных качеств объекта. Сегодня мы должны научиться выполнять стилизацию растения с целью выявления его декоративных качеств.
3. Актуализация опорных знаний. 20 мин.
А) Анализ Д/З. Сравнение графического изображения с иллюстрацией растения. Анализ проводят сами учащиеся по критериям, предложенным учителем на предыдущем уроке.
Б) Сопоставление знаний по стилизации и изучению материала в качестве Д/З.
Задание 1. Учащиеся, по изученному теоретическому материалу должны соотнести приемы стилизации.
Выступают учащиеся, ориентируясь на образцы.
Исходя из реальных образов, художник, используя творческое воображение, создает новое. В процессе творчества можно применять следующие приемы: постепенное обобщение формы в ее границах, добавление деталей. изменение абриса, насыщение формы орнаментом, превращение объемной формы в плоскую, упрощение или усложнение конструкции, разворот объекта в другую плоскость, различное цветовое решение одного мотива и др. В процессе стилизации важен момент художественности, умение видеть красивое и использовать в своей работе.
Стилизация достигается обобщением, цель которого – сделать мотив понятным для зрителя, а также облегчить его выполнение художником.
Лучше всего сосредотачивать свое внимание на тех формах, которые поддаются геометризации и имеют ярко выраженную конструкцию.
При переработке природных аналогов идет преобразование формы, отбрасывание некоторых деталей для достижения целостного восприятия.
Стилизация природных аналогов должна вестись с учетом дальнейшего назначения и применения. Человек непроизвольно начинает стилизовать наблюдаемые объекты уже в раннем детстве. Благодаря отсутствию изобразительных навыков, ребенок изображает объекты условно, примитивно. Очень часто в дальнейшем эти рисунки используют при иллюстрировании детских книг, в мультипликации или в производстве игрушек.
Приемы стилизации
На рабочих местах учащихся – примеры различных приемов стилизации, учащиеся по ходу изложения материала соотносят изображения. Изложение материала ведется в форме диалога.
Материал для предварительного изучения был предложен учащимися в качестве Д/З на предыдущем уроке, он служит для опоры диалога.
Контур. Силуэт. Точка. Штрих. Декор. Цвет.
2. Деформация. Графическая зарисовка. Структурный фрагмент. Позитив, Негатив. Трассировка контура. Декорирование. Деформация. Развоплощение на геометрические контуры. Симметрия. Ассоциация.
4. Практическое закрепление – 45 мин.
Задание 2. Выполнить приемы стилизации своего растения для использования какого либо приема стилизации данного растения в составлении орнамента. Работа проводится в индивидуальном порядке под направлением и контролем учителя с опором на образцы с целью соблюдения требований к конкретным приемам. Декор стилизации учащиеся применяют самостоятельно, исходя из природной фактуры растения.
5. Анализ практических работ. 5 мин.
Задание 3. Провести анализ и самоанализ работ по критериям. Анализ проводиться в парах по критериям качества графического изображения и удачного использования каждого приема стилизации.
6. Итог занятия. 3 мин.
Выполнение задачи занятия. Мнения учащихся.
6. Д\З – 1 мин.
1. По желанию учащихся продолжить работу по выполнению приемов стилизации растения и выполнить стилизацию животных форм по выбору.
2. Познакомиться с материалом по теме «цветоведение» (раздаточный печатный материал готовит учитель).
Примечания: Приемы работы с изобразительными материалами показывает учитель в индивидуальном порядке по мере необходимости.
ЗАНЯТИЕ № 4-5
Тема: Цветоведение, 2 часа.
Цели: Систематизировать знания по теме «Цветоведение». Научить получать родственные, насыщенные цвета и систематизировать полученные знания через практическое закрепление.
Задача: Научиться смешивать цвета на гуашевых и акварельных красках с целью получения родственных цветов и их насыщенности.
Оборудование для учащихся. Рабочие тетради, бумага А5, гуашь, акварель, кисти, палитра.
Методическое обеспечение для учителя. Пособия по теме «Цветоведение». Пособия по теме с иллюстративным материалом по применению и значимости цвета в декоративно-прикладном искусстве.
Музыкальное сопровождение. П.И. Чайковский «Вальс цветов».
Организация рабочих мест для работы в парах.
2. Сообщение темы и задачи занятия. 2 мин.
Учитель: Цвет в декоративном искусстве играет важную роль. Художник передает идейное содержание произведения не только при помощи изменения формы (стилизации), но и через цвет. Необходимо не только знать законы цветоведения, важно грамотно их использовать.
(Примеры иллюстративного материала орнаментов, декоративных композиций, росписи ткани и т.д.).
Сегодня на занятии мы приведем в систему теоретические знания о цветоведении и на практике закрепим получение родственных цветов и их насыщенности.
3.Ассоциативный ряд. Состояние природы. 5 мин.
Учитель: Вспомним тему «Стилизация». Один из приемов стилизации – ассоциации. Сколько образов родилось у каждого из вас, когда вы работали над своим растением. Но выполняя ассоциацию растения, вы использовали линейный рисунок. (Повтор понятия «ассоциация»). А что если попробовать применить ассоциации через цветовые образы? (Учитель предлагает различные виды кистей, перья, палочки, мастихины, предварительно показав подходы к данному приему на образцах).
4. Актуализация и систематизация опорных знаний. 15 мин.
Задание 1. Провести теоретический обзор по материалам, изученным в качестве Д/З с опором на таблицы цветоведения.
Предварительно учащимся дается 1 мин. для подготовки. Учащиеся излагают теоретический материал при помощи наводящих вопросов учителя и переходных мостиков. Теоретический материал для ознакомления был выдан учителем на предыдущем уроке, он служит опорой для работы с таблицами по цветоведению.
Как и в живописи, в декоративно-прикладном искусстве понятие цвета имеет общие законы, свойства, определения. Но прежде чем разобраться в данных понятиях и их определениях, необходимо познакомиться с природой явления цвета вообще. Свою цветовую окраску природа получает от солнца. Из курса физики известно, что луч белого света, проходя через призму, расщепляется на цветовой спектр. Цвета при этом располагаются в определенной последовательности – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, ту же последовательность мы видим в цветах радуги.
Раскрытие понятий на примерах: цветовой круг, основные цвета, дополнительные, ахроматичные и хроматичные цвета, родственные, насыщенность цвета, теплые и холодные цвета, контраст и нюанс.
Практическая работа. 45 мин.
Выбор бумаги и кистей. Правила смешения основных цветов и получение дополнительных и родственных цветов на гуаши и акварели. Правила смешения белого и черного с полученными цветами для получения насыщенности цвета в сторону высветления и утемнения цвета. Закрепление понятия плотности цвета на практике.
Цель: подготовить аппликационный материал для комбинаторных упражнений на следующем уроке, практически применяя теоретические знания по получению родственных цветов и их насыщенности.
Окрасить бумагу А5 в основные цвета для получения однородности поверхности, используя правила подбора жесткости кистей и качества бумаги, родственные цвета от 2 до 4 между основными, в основные и родственные в сторону высветления и утемнения.
Примечания: Учащиеся, работающие с акварелью, используют приемы заливок. Учащиеся, работающие с гуашью, могут использовать фактурную бумагу в виде плотных обоев и применять губки. Данные приемы каждый отбирает для себя самостоятельно после выполнения пробников. Совместная работа учителя в группе обязательна.
5. Анализ работ. 5 мин.
После уборки рабочих мест учащиеся кладут свои пробники по цветовому кругу. Каждый должен увидеть положительные моменты и найти недочеты.
6. Итог занятия. 5 мин.
Д/З. Краткий анализ образцов комбинаторных упражнений для выполнения на следующем уроке.
К уроку – клей карандашный, ножницы, выкрашенные пробники с этого урока, ватман формата А4, гуашь.
Продумать геометрические или пластические формы для выполнения комбинаторных упражнений по цветоведению на контраст, нюанс, хроматических и ахроматических цветов, на акценты холодного и теплого хроматического цвета.
ЗАНЯТИЕ № 6-7
Тема: Цветоведение. 2 часа.
Цель: закрепить знания по контрасту, нюансу на основе хроматических и ахроматических цветов, с акцентом на теплые и холодные хроматические цвета и их комбинации через комбинаторные упражнения в технике аппликации.
Задача: научиться сочетать цвета на контраст, нюанс на основе хроматических и ахроматических цветов, с акцентом на теплые и холодные хроматические цвета и их комбинации для выполнения декоративных работ, используя цветовой круг.
Оборудование для учащихся. Рабочие тетради, бумага А4 ватман, карандашный клей, ножницы, наброски геометрических или пластичных форм, пробники предыдущего урока, гуашь, различные виды кистей, перья, палочки, мастихины.
Методическое обеспечение для учителя. Пособия по теме «Цветоведение». Пособия по теме с образами комбинаторик.
Музыкальное сопровождение. П.И. Чайковский «Вальс цветов».
Актуализация опорных знаний. 15 мин
Учитель: На прошлом уроке мы говорили о значения цвета в декоративно-прикладном искусстве. О том, что цвет является средством передачи идейного содержания декоративной работы, как и в живописи. Сегодня на занятии мы научимся передавать свои ощущения через цвет, используя грамотный подход к законам цветоведения. Мир человеческих ощущений очень богат и разнообразен, но для того, чтобы чувства и мысли могли прочитать зрители, художник, как правило, использует общепринятые изобразительные законы, но виртуозно варьирует их, передавая свои неповторимые мироощущения.
3. Ассоциативный ряд. 5 мин.
Задание 1. Учитель диктует темы, под впечатлением которых учащиеся на бумаге формата А6 в течении 2 мин выполняют ассоциативные ряды.
Задача для учащихся – найти цвет для передачи впечатления, используя основные и родственные хроматичные и ахроматичные цвета.
«Холодный ветер, зной, листопад, весенний лес». (Работы просматриваются учителем на второй части практической работы и собираются в творческие копилки учащихся).
Если этот прием каждый из вас будет развивать и использовать в своих подходах, связанных с творческими работами в изобразительной деятельности, то ваши работы будут отличаться необыкновенной фантазией и полетом мысли. Например, любую тему и мысль можно выразить в беглом наброске красками без предварительного рисунка, передавая свои впечатления через цветовые пятна. И лишь потом можно найти формы предметов, уточнить цвет, композицию.
4. Практическая работа. 50 мин.
Задание 2. Используя выкраски прошлого урока, составить комбинации на законы цветоведения, на контраст, нюанс на основе хроматических и ахроматических цветов, с акцентом на теплые и холодные хроматические цвета и их комбинации. Учащиеся, используя наброски геометрических или пластичных форм и пробники предыдущего урока, выполняют комбинаторные упражнения с опором на цветовой круг и треугольную схему Еля.
5. Анализ практических работ. 10 мин.
Сравнительный анализ комбинаций цветового решения проводит учитель в форме диалога в индивидуальном порядке. Группа задействована в взаимоанализе и самоанализе.
Краткий анализ работ по ассоциациям.
Мнения учащихся о теме «Цветоведение».
Д/З: Познакомиться с теоретическим материалом по теме «Виды орнаментов и принципы их составления».(Печатный материал выдает учитель).
Литература по теме для учащихся.
Золотарева Е.М. Давайте учиться рисовать. – М.: Педагогика, 1993
ЗАНЯТИЕ № 8-9.
Тема: Виды орнаментов и принципы их составления. 2 часа.
Цель: систематизировать знания по данной теме и закрепить на практике через практическое применение стилизации и цветоведения в орнаменте.
Задача: повторить виды орнамента и принципы их составления, используя стилизованное растение и знания по цветоведению.
Оборудование для учащихся. Рабочие тетради, бумага ватман форматом А4, простые карандаши, линейки, циркули, гуашь, кисти тонкие, палитры, работы по приемам стилизации растения.
Методическое обеспечение для учителя. Пособия по теме «Цветоведение». Пособия по стилизации. Пособия по теме «Виды орнамента и принципы их построения». Иллюстративный материал.
Музыкальное сопровождение. Римский-Корсаков «Полет шмеля». Легкая оркестровая музыка.
1. Организационный момент. 1 мин.
Организация рабочих мест для работы в группе.
2 . Ассоциативная разминка. 10 мин.
Цели: Создание атмосферы творчества, актуализация творческого мышления, закрепление понятия «Образ» через ощущения. Подготовка учащихся к итоговой работе по ассоциативному натюрморту. Условия те же.
«День рождения», «Хмурое утро», «Урожай», «Крушение», «Радость».
Сообщение темы и задачи урока. 5 мин.
Учитель: В декоративно-прикладном искусстве очень часто используются орнаментальные композиции или его фрагменты. Как правило, это относится к росписи, ткачеству, частично применяется при решении декоративных композиций.
Итак, тема занятия – «Виды орнаментов и принципы их составления». И сегодня мы должны повторить виды орнамента и принципы их составления, используя стилизованное растение и знание цветоведения.
Изложение материал через диалог с учашимися.15 мин.
Предварительно учащимся дается 1 мин. для выявления уровня знаний по данной теме и выстраивания очередности выступлений, при этом учитывается желание каждого. Учащиеся излагают теоретический материал при помощи наводящих вопросов учителя и переходных мостиков. Теоретический материал был выдан учителем на предыдущем уроке, он служит опорой для работы с таблицами по видам и принципам составления орнаментов.
Учитель ориентирует учащихся при ответах на пособия:
1. Плоскостные, рельефные, фон орнамента, мотив и раппорт орнамента.
2. Геометрический, растительный, животный орнамент.
3. Ленточный, замкнутый и сетчатый орнамент.
4. Прямолинейное движение, прерывистое движение, направление движения, ритм, паузы.
5. Практическая работа. 40 мин.
Составление орнамента на основе стилизованного растения, используя прием выявления контура – негатив, для выявления читаемости формы и его композиционного расположения. Использование приема геометрического или пластического изменения. Составление орнамента с опором на схемы. Орнаменты выбирают сами учащиеся. Оптимальный объем – три вида. Применение законов цветоведения на конкретных декоративных работах с опорой на таблицы по теме «Цветоведение».
6. Анализ практических работ. 5 мин.
Анализ проводиться по алгоритму.
Узнаваемость растения в орнаменте.
Выразительность цвета орнамента по отношению к фону.
Соблюдение принципов составления орнамента по его виду.
Дать характеристику цветовой гамме своего орнамента (теплый, холодный, контраст, нюанс, их сочетание).
7. Итог занятия. 4 мин.
Закончить работу по выполнению орнамента в индивидуальном порядке, собрать выполненные орнаменты на один формат, оформить. (Объем по желанию учащихся).
Познакомиться с теоретическим материалом по теме «Композиция», приготовленным учителем.
Соотнести знакомые и незнакомые определения по данной теме.
К занятию: ватман формата А3, простые карандаши 2Т, кисти, гуашь, палитры.
Литература, рекомендованная для учащихся.
Арманд Т. Орнаментация ткани. М., 1937.
Соколова Т.М. Орнамент – почерк эпохи. – Л.: Аврора, 1972
ЗАНЯТИЕ № 10-11.
Тема: Композиция в декоративном натюрморте. 2 часа.
Цель: систематизировать знания учащихся по композиции и закрепить на практике через выполнение схематичных вариантов композиции для решения композиционных задач в декоративном натюрморте.
Задача: научиться читать по схемам приемы решения композиционных задач и выполнять схематичные зарисовки данных приемов.
Оборудование для учащихся. Рабочие тетради, бумага ватман формата А4 4 листа, простые карандаши 2Т, кисти, гуашь, палитры.
Методическое обеспечение для учителя. Пособия по теме «Композиция». Пособия по теме «Цветоведение».
Музыкальное сопровождение. Римский-Корсаков «Полет шмеля», П.И.Чайковский «Времена года». Легкая оркестровая музыка.
2. Ассоциативный ряд. 10 мин.
Учитель: На уроках изобразительного искусства мы изучали такие средства композиции, как статика и динамика. Раскройте эти понятия.
Учащиеся дают характеристику способам передачи статичной и динамичной композиции.
Учитель: Сегодня на ассоциативной разминке вам нужно будет передать движения или покой своих ассоциативных впечатлений не только через цвет, но и пластику. (Просмотр работ по заданной теме).
Цели: Создание атмосферы творчества, актуализация творческого мышления, закрепление понятий «Движение» или «Покой образа» через ощущения. Подготовка учащихся к итоговой работе по ассоциативному натюрморту. Условия те же.
«Крушение корабля», «Рассвет», «Цветущая сирень», «Тревога».
3.Сообщение темы и задачи занятия. 3 мин.
Учитель: Без знаний основ композиции любое владение техникой и видами декоративно-прикладного творчества оказывается, по большому счету, бессмысленным, так как не может быть адекватно применено. Незнание законов, которым подчиняется композиция, приводит к тому, что художественно оформленное изделие не производит желаемого эффекта, выглядит некрасивым, даже нелепым, остаются непонятными причины, по которым мастер выбрал именно такой способ отделки, и т.п. Одним из ведущих правил в декоративно-прикладном искусстве, кроме стилизации формы, цветоведения, является композиция.
Итак, тема занятия – композиция в декоративном натюрморте. Сегодня мы должны будем научиться читать по схемам приемы решения композиционных задач и выполнить схематичные зарисовки данных приемов.
4. Изложение материала через диалог с учащимися с параллельной практической работой. 55 мин.
5. Выступления учащихся:
1. Композиция. Доминанта — композиционный центр. Равновесие.
2. Виды равновесия, Членение плоскости на части.
3. Ритм, Масштаб.
4. Линия, пятно, светотень.
6. Анализ практических работ. 7 мин.
Качество выполняемых схем и краткое повторение в парах.
7. Итог занятия. 5 мин.
Анализ выполнение задачи занятия. Мнения учащихся.
Д/З. Выполнить декоративную композицию с опорой на схемы, включая цветовую шкалу. Оформить. (Задание выполняется по желанию учащихся).
К занятию – бумага формата А3, А4, А5, гуашь, кисти, твердые карандаши. Весь практический и теоретический материал, накопленный за время посещения курса.
Литература, рекомендованная для учащихся.
Кулебакин Г.И. Рисунок и основы композиции. М., 1983.
Волкотруб И.Т. Основы художественного конструирования. Учебник для художественных учебных заведений. К.: Высшая школа, 1988.
Родари Дж. Грамматика фантазии. – М., 1978.
ЗАНЯТИЕ № 12-13
Тема. Итоговая работа «Ассоциативный натюрморт». 2 часа.
Цель: организовать умственную, творческую и практическую деятельность учащихся по выполнению итоговой работы «Ассоциативный натюрморт».
Задача: определить композиционное и цветовое решение ассоциативного натюрморта.
Оборудование для учащихся. Рабочие тетради. Бумага формата А3, А4, А6, гуашь, кисти, твердые карандаши, мастихины, тушь, губки, перья. Весь практический и теоретический материал, накопленный за время посещения курса.
Методическое обеспечение для учителя. Презентационный наглядный материал по декоративной композиции. Иллюстративный материал по декоративной композиции любых авторов. Наглядный материал по всем темам.
Музыкальное сопровождение: из предыдущих уроков по выбору. Ассоциативный ряд зачитывается под подходящий ритм.
Организация индивидуальных рабочих мест.
2. Сообщение темы и задачи занятия. 15 мин.
Учитель: Последняя тема, рассчитанная на четыре часа, – «Ассоциативный натюрморт».
Мы должны будем выполнить итоговую работу, применяя свои знания по всем темам, которые изучили в рамках элективного курса «Основы декоративно-прикладного искусства».
Какие требования будут предъявляться к данной работе?
Просмотр слайдов итоговых работ студентов ИрГПУ, представленных на просмотр по специальностям «Композиция», «ДПИ». Анализ этапов поисковых работ от клаузурного ряда до итогового выхода.
Требования: отбор приемов и средств композиции, использование приемов стилизации, грамотный подход к цветовому решению с целью раскрытии идейного замысла декоративного натюрморта. Форматы – А4, А3.
3. Практическая работа 1. 15 мин.
Выполнение клаузур на впечатления.
Условия: средства изображения любые. Размер клаузур на формате А7. Время выполнения – 1-2 мин.
Учитель: Какими вам представляются предметы по форме, цвету, движению, расположению и какие именно это будут предметы на вашем натюрморте? Изобразить по восприятию: «Овощной пейзаж», «Праздник ветра», «Мне холодно», «Кувшин-зебра», «Последние цветы», «Горячий шоколад», «Сломанная ветка», «Полет во сне», «Город самоцветов», «Рассвет».
После проведения ассоциативного ряда учащиеся совместно с учителем отбирают наиболее удачные, учитывая тематику и характер клаузуры. С этой целью могут быть использованы ассоциативные ряды с предыдущих уроков, которые так же могут быть использованы в качестве аналитического материала по данной теме.
4. Практическая работа 2. 25 мин
Разработка приемов и средств композиции, использование приемов стилизации, уточнение цвета, формы предметов с целью раскрытии идейного замысла декоративного натюрморта и передачи первичного впечатления. Форматы А6, А5. При разработках учащиеся используют свой практический материал, выполненный на предыдущих занятиях по всем темам, и пособия учителя.
5. Анализ работы. 15 мин.
Учащиеся на рабочих местах располагают последовательность выполнения разработок. Учитель совместно с группой проводит анализ работы в целом, уточняя, направляя каждого учащегося. Ведущая роль при анализе отводиться учителю, выслушивается сам автор и мнения учащихся.
6. Итог занятия. 3 мин.
Д/З. Внести исправления по результатам просмотра, определить вариант выхода.
ЗАНЯТИЕ № 14-17
Тема. Итоговая работа «Ассоциативный натюрморт», 4 часа.
Цели: Закончить выполнение итоговой работы «Ассоциативный натюрморт». Подвести итоги учебной деятельности учащихся по изучению элективного курса «Основы декоративно – прикладного искусства».
Оборудование для учащихся. Рабочие тетради. Бумага форматов А3, А4, А6, гуашь, кисти, твердые карандаши, мастихины, тушь, губки, перья. Весь практический и теоретический материал за время посещения курса.
Методическое обеспечение для учителя. Иллюстративный материал по декоративной композиции любых авторов. Наглядный материал по всем темам.
Музыкальное сопровождение: Легкая оркестровая музыка
Примечание: поскольку данное занятие предусматривает большую творческую деятельности обучающихся, то оно может быть организованно как за один раз с необходимыми перерывами, так и разбито на несколько дней. Как правило, ребята сами выбирают режим итоговой творческой деятельности, в связи с чем здесь может быть использована только методика индивидуальной работы.
И тем не менее, также присутствует организация индивидуальных рабочих мест.
2. Анализ Д\З.
Кратко отметить успешную деятельности учащихся в целом, сказать об общих недочетах и путях их преодоления в индивидуальном порядке. Просмотр вариантов выхода, заслушивание автора и учащихся. Рекомендации учителя по выполнению последнего этапа.
3. Практическая работа.
Перенос содержания варианта выхода на итоговый формат посредством линейного рисунка, сохранение цветового решения, размеров и направлений форм. Выполнение декоративной композиции на основе комбинирования различных изобразительных техник и художественных приемов: акварель, гуашь, монотипия, коллаж, техника аппликации с применением фактур, используя приемы стилизации и орнаментального декора по выбору учащихся.
4. Анализ итоговых работ.
Использование приемов и средств композиции, стилизации, цветового решения с целью раскрытии идейного замысла декоративного натюрморта, сохранение состояния первичного впечатления, исходя из клаузуры. Заслушивается автор.
5. Итог занятия.
Мнения учащихся о своих достижениях в освоении элективного курса «Основы декоративно – прикладного искусства».
Учитель подводит итог деятельности группы в целом.
1. Работа в рабочих тетрадях предусматривается на каждом занятии. Учащиеся самостоятельно отбирают фрагменты материала для фиксирования теоретической части, анализа или во время индивидуального консультирования учителя в ходе практической деятельности.
2. Контролирующие материалы, могут использоваться на отдельном этапе урока для актуализации или контроля опорных знаний или в индивидуальной беседе с учащимися, по мере необходимости.
Ольга Дмитриева, учитель технологии, черчения и изобразительного искусства средней школы №25 города Тулун Иркутской области, победитель XVI Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»
Презентация к курсу доступна для скачивания здесь.
Комментарии