Ученица 9-го класса Вика задумчиво смотрит на пустой лист бумаги, а затем медленно начинает писать: «Мой успех заключается в …». А правда, в чем же заключается успех? Ведь это широкое, сложное, многокомпонентное и, что важно, достаточно субъективное понятие. Каждый человек самостоятельно определяет для себя критерии успеха, которые неразрывно связаны с его внутренним чувством гармонии. Вика не просто так осмысляет для себя собственные критерии – это одна из задач деловой игры «Как стать успешным?», которая проводится в рамках проекта Городского психолого-педагогического центра «Форсайт профессионального успеха».
Каждую субботу ребята встречаются в разных территориальных отделениях Центра на квестах, играх и тренингах, где под руководством опытных психологов развивают личностные и профессиональные компетенции, которые позволят им стать успешными в будущем. Конечно, сегодня, когда мир вокруг нас стремительно меняется, трудно предугадать конкретные навыки и умения, которые будут особенно востребованы через несколько лет. Однако есть универсальные компетенции, владея которыми, можно достичь успеха в любой области. К ним, в числе прочих, относится коммуникабельность, умение находить творческие и нестандартные решения поставленных задач, не зависеть от внешних оценок, самостоятельно регулировать свое поведение и другие.Каждая встреча проекта посвящена определенной теме. Например, на деловой игре «Как развивать креативность?» школьникам рассказывали, как тренировать творческое мышление. О приемах эффективного общения ребята узнавали на квесте «Язык тела. Как понять друг друга?». Необычное упражнение «Два часа жизни без гаджета» учило ребят умело и правильно использовать исключительно свои внутренние ресурсы для решения поставленных специалистами задач, не прибегая при этом к помощи гаджетов.Важным отличием проекта «Форсайт профессионального успеха» является процесс организации самих игр – ребята принимают активное участие в их разработке. Школьники определяют наиболее интересные и актуальные для них темы, помогают в проектировании содержания, предвосхищая результат мероприятия, а затем приезжают и с удовольствием играют. В ходе игры ученики из разных школ приходят к коллективным достижениям и индивидуальным победам, на практике постигают слагаемые эффективной коммуникации и презентации, успешности, жизнестойкости, креативного решения задач и многих других личностных и социальных компетенций.Педагог – он же мастер игры – погружает школьников в тему встречи в формате короткой лекции-дискуссии, и затем ребята отправляются в настоящее квест-приключение, где им предстоит пройти выбранный список станций, выполнить задания, собрать призы, а затем резюмировать свой успех и поделиться впечатлениями. Некоторые задания на станциях подростки выполняют вместе со своей командой, в результате чего совершенствуются их коммуникативные навыки, они приобретают опыт конструктивного общения со сверстниками.Во время игры рядом с подростками находятся надежные взрослые, которые сопровождают их на протяжении всего маршрута, объясняют задания, поддерживают в участниках боевой игровой дух. Надежный взрослый – это тот, с кем можно быть откровенным, кому хочется доверять, и общение с которым всегда интересно, полезно и безопасно. Игра под руководством профессионального педагога – одно из слагаемых ее успеха. Роль взрослого – направлять, но не навязывать; способствовать обучению, но не учить; поддерживать, но не опекать; быть рядом, когда понадобится помощь. Понимание этого позволит подросткам стать более самостоятельными и уверенными.Но вернемся к Вике – в чем же заключается успех? Немного помедлив, она пишет: «Мой успех заключается в постоянной работе над собой, в маленьких ежедневных достижениях. Надо быть практичным и целеустремленным, чтобы чего-то добиться в будущем. Нельзя останавливаться на совершенном, надо всегда идти вперед».Мы с удовольствием поможем ей и другим школьникам в этом уверенном движении: проведем ребят в увлекательное путешествие в мир профессий будущего, где каждый сможет проявить себя.Александр КНЯЗЕВ,методист Городского психолого-педагогического центра
Комментарии