Реванш технических профессий
Петр АНИСИМОВ, начальник Управления среднего профессионального образования МО РФ:
– Мы не прогнозировали на этот год резко подскочивший спрос на технические специальности. Предполагали, что эта тенденция закрепится в течение 3-4 лет, но скачка не ожидали. Думаю, что в этом году многие средние специальные учебные заведения расширят прием на платной основе. Популярность технических профессий говорит о том, что наша экономика хоть и медленно, но возрождается. Ведь все изменения в сфере профессионального образования определяются рынком труда. В этом учебном году мы постараемся максимально приблизить и структуру, и масштабы подготовки кадров к экономике, сблизить образовательные и профессиональные стандарты, чтобы поднять конкурентоспособность выпускников. Первого сентября начнется реализация стандартов нового поколения. Экономически и по кадрам эта задача трудновыполнимая, но система среднего профессионального образования готова к ее внедрению.
Качество образования станут оценивать по новой системе
Алексей Майоров, заместитель начальника Управления развития образования МО РФ:
– Наше управление координирует работу по модернизации системы образования и федеральной программы развития системы образования. В этом учебном году будут продолжаться широкомасштабные эксперименты по изменению структуры и содержания образования, а эксперимент по ЕГЭ и стандартам общего образования выйдет на финишную прямую. Будут созданы органы независимой оценки качества образования. В течение десяти лет разрабатывалась теоретическая часть, было много споров о том, как должны действовать эти органы. В этом году мы начнем апробацию проекта, а реально система независимой оценки качества образования заработает года через 3-4.
В 2002-2003 учебном году будет запущен новый и очень интересный проект – “Развитие экспорта образовательных услуг”. На первом этапе мы рассмотрим, что такое экспорт образовательных услуг, зачем он нужен, на что должны выделяться первоочередные деньги, как он должен выглядеть – то ли это будет представительство за рубежом или стоит усилить центры подготовки иностранцев в нашей стране. Важное значение имеет то, как будут развиваться и совершенствоваться механизмы финансирования образования. Давно идут разговоры, что Единая тарифная сетка не соответствует времени и что пора ее менять. В реализации этого проекта многое зависит не только от Министерства образования, но и от Министерства финансов и Министерства экономики.
Отдельно хотелось бы выделить такие проекты, как “Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся” и “Расширение доступа к качественному образованию детей с ограниченными возможностями”. В данном случае мы будем решать вопрос на стыке общего образования и вузов. Ребенку-инвалиду нужны специальные условия для обучения. Четыре такие площадки уже профинансированы. Опыт их работы оказался очень удачным. Мы будем его продолжать и параллельно искать новые формы обучения детей с ограниченными возможностями.
У нас достаточно много проектов и в рамках федеральных программ, и еще больше – международных. Реализовывать их мы и будем на протяжении следующего учебного года.
В центре внимания – сельские школы
Валентина Бочарова, член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики социальной работы РАО:
– Являясь здоровым оптимистом, хочу верить и надеяться, что в следующем учебном году будет развиваться то здоровое творческое начало в российском образовании, которое, несмотря на все трудности сегодняшней жизни, создает основу для преобразования одной из лучших систем образования в мире в самую лучшую. Выполнение этой задачи зависит в большей мере от деятельности законодательных и исполнительных органов разного уровня, которые, сделав первый шаг и приняв Концепцию модернизации образования до 2010 года, должны сделать и второй шаг: создать реальные условия к ее практической реализации, поднять престижность труда учителя. Особенно это важно в части обеспечения всего комплекса задач по сельской школе, само существование которой определяет будущий социальный климат деревни, а значит, и будущее России.
Сегодня происходит нарастание среди детей и подростков в сельской местности таких негативных явлений, как общее недоразвитие детей дошкольного возраста, задержка психического развития, ослабленное здоровье, ограниченность интересов, культурных потребностей, бедность речи, отсутствие желания учиться, нецеленаправленность умственной деятельности, педагогическая запущенность, социальное неблагополучие. Поэтому мы считаем, что необходимо на деле сделать все возможное для укрепления и сохранения феномена сельской школы как самого массового общеобразовательного учреждения в России, базового компонента целостной образовательной системы страны, уникального социокультурного института. С учетом специфики сельского образа жизни необходимо создать возможности по универсальному, энциклопедическому характеру сельского образования. В числе главных задач обновленной школы – выработка конструктивного мышления, мировоззренческих установок, которые позволят выпускникам школ испытывать гордость за свое историческое прошлое и самим создавать свое будущее, будущее своей страны.
Под знаком качества
Юрий НОВИКОВ, начальник Управления высшего образования МО РФ:
– Можно сказать точно, что качество высшего образования в 2002-2003 учебном году будет таким же высоким. Во многом это зависит от преемственности средней и высшей школы. На сегодняшний день уровень подготовки наших школьников достаточно сильный. Делать прогноз на более долгий срок я бы не стал, ведь многое также зависит от потенциала подрастающего поколения. Если молодежь вдруг не захочет учиться, то какие бы преподаватели в вузах ни были, ситуация не изменится. К слову, о профессорском составе. Думаю, что в этом учебном году молодых ректоров станет больше. Если раньше кандидатские защищались в 30-33 года, то сейчас кандидаты наук помолодели – 25-30 лет. На пять лет снизился средний возраст докторов наук – 40-45. За ближайшие десять лет нам удастся “омолодить” профессорский состав, и эта тенденция сохранится.
А развиваться высшая школа в 2002-2003 учебном году будет по тем документам, которые мы приняли на Госсовете. На сегодняшний день образование пользуется огромным спросом среди молодого поколения. Это прослеживается по конкурсу, который особенно возрос в технических вузах. Так что в этом году все будет идти по плану и ничего экстраординарного не случится.
Комментарии