search
main
0

Прогимназия – школа – лицей – вуз. Такова траектория талантливых и любознательных

Город Семенов известен далеко за пределами Нижегородской области. Прежде всего своим изумительным народным промыслом – золотой хохломой. Благодаря его уникальности семеновцы смогли выстоять в трудные времена. Как выяснилось, и в образовательной системе района тоже много «изюминок». О них я попросила рассказать начальника Управления образования Семеновского района Николая СОБОЛЕВА.

– Главная наша задача – создать такие условия, чтобы каждый школьник мог получить максимальное количество образовательных услуг в зависимости от своих способностей. К примеру, для детей, у которых проблемы со здоровьем и в развитии, есть коррекционная школа-интернат, а также классы выравнивания и компенсирующего обучения в сельских и городской школах. А для талантливых ребят в городе есть лицей. Но разговор, безусловно, надо начинать с начальной школы. Здесь мы работаем по разным программам – новым и достаточно сложным, причем дифференцированно подходим и к подбору учеников, и к выбору этих программ.

В 2004 году на базе детского сада «Россияночка» мы открыли прогимназию. Сегодня в ней работают шесть групп детского сада и четыре гимназических класса, в которых обучаются 250 детей. В прогимназии созданы комфортные условия. Занятия в дошкольных группах ведутся по программе Венгера, которая направлена на развитие умственных и художественных способностей детей. Свое продолжение она находит в развивающей системе Эльконина – Давыдова, реализуемой в начальных классах. В учебном плане нашей прогимназии – курсы информатики, детской риторики, английский язык со второго класса. Прогимназисты два года подряд становятся победителями районной олимпиады по математике среди учащихся начальных классов. За развитием этих детей наблюдают и психологи, и мы, специалисты. Это та начальная ступенька, где мы отбираем наиболее способных детей.

– Николай Леонидович, как будет проходить обучение таких ребят на средней ступени?

– В городских школах у нас, конечно, есть классы с углубленным изучением предметов. Но для способных детей мы специально подбираем педагогов и помещения в общеобразовательной школе, чтобы вести их до девятого класса, до момента поступления в Семеновский лицей. Планируем, что для реализации этого проекта в 2008 году прогимназия при участии районного Управления образования заключит договор со средней школой №1. Думаю, что мы сможем на ее базе создать условия для того, чтобы вести и дальше способных, талантливых ребят и отслеживать их успехи до момента поступления в лицей.

– Чем интересен этот лицей?

– Это образовательное учреждение нового вида. Прием детей на третью ступень обучения ведется на конкурсной основе. Набираем всех желающих, кто выдержит вступительные испытания. Отличники, которые закончили восемь классов на пятерки, естественно, зачисляются без экзаменов.

Лицей у нас работает с 1991 года, кстати, 19 октября он отпраздновал 16-й день рождения. Изначально суть создания лицея заключалась в том, что нам нужно было компактное образовательное учреждение на 75 человек. Это оптимальный для нашего района уровень по отбору наиболее способных и талантливых детей. Что касается профилей, то я считаю, здесь нам тоже удалось максимально охватить все. Присутствует не одно направление, а сразу три, и поэтому спектр настолько широкий, что каждый ученик может определить, что у него лучше получается, и выбрать свой класс. Мы набираем три класса: физико-математический, естественно-биологический и общеобразовательный, где больше внимания уделяется гуманитарным предметам – русский язык, литература, история и иностранные языки. Обучаясь каждый по своему профилю, все ребята получают в лицее среднее полное образование.

Каждый год 97 процентов выпускников Семеновского лицея поступают в вузы Нижегородской области и ближайших регионов, и в основном на бюджетные места. Например, в 2007 году из 66 выпускников в вузы поступили 64. Мы сотрудничаем с Нижегородским государственным университетом им. Лобачевского, Нижегородским техническим университетом, Медицинской академией. Наши ученики становятся, как правило, студентами этих вузов. Они участвуют в олимпиадах – областных и вузовских – и показывают там хорошие результаты. Например, по итогам олимпиады «Таланты Земли Нижегородской» дипломами первых трех степеней в этом году были отмечены семеро ребят, что дало им возможность без экзаменов поступить в Нижегородский госуниверситет. Поскольку у нас заключены договоры с тремя нижегородскими вузами, то на базе лицея проводятся и подготовительные курсы. Причем там занимаются не только лицеисты, но и ребята из общеобразовательных школ. Это возможность для старшеклассников подготовиться к экзаменам, и родители спокойны, и нет лишних расходов на поездки в областной центр… Словом, очень удобно. Кстати, нижегородские вузы – наши спонсоры и помощники, что очень важно.

– Много ли сельских детей учатся в лицее?

– Здесь мы пошли по такому принципу. Главное – это желание ребенка учиться и его способности. В первые годы мы проводили определенную работу, чтобы сформировать контингент учащихся. Сегодня наш лицей в рекламе не нуждается. Выпускники восьмого класса уже заранее определяются и знают, что они пойдут в лицей на такой-то профиль, и стараются туда поступить. И в лицее учатся дети не только из города, но и из села. Более того, популярность его настолько возросла, что и из других районов области родители отправляют детей учиться к нам. Кто-то ездит на электричке, на автобусе, кто-то здесь, в Семенове, снимает жилье.

– В лицее, должно быть, сильный педагогический коллектив?..

– Конечно, для того чтобы учреждение нормально работало и развивалось, одной из главных задач был подбор лучших кадров. И нам это удалось сделать. Возглавляет лицей почетный работник общего образования Сергей Артемьевич Румянцев. Русский язык и литературу преподает заслуженный учитель Российской Федерации Людмила Александровна Чуткова. В 2007 году в рамках нацпроекта она получила грант в 20 тысяч рублей от губернатора Нижегородской области. Семь педагогов лицея награждены почетными грамотами Министерства образования России. В прошлом году обладателем гранта в сто тысяч рублей в рамках приоритетного национального проекта «Образование» стала Татьяна Викторовна Епифанова, она также вошла и в десятку лучших учителей области на конкурсе «Учитель года». В этом году учитель географии Николай Михайлович Мерзлов тоже удостоился этих наград. Все они имеют высшую и первую квалификационные категории. В целом педагогический состав лицея у нас очень сильный, причем сегодня в него возвращаются первые выпускники и успешно работают.

– В прошлом году и сам лицей в рамках нацпроекта «Образование» стал, как говорится, миллионером. А что же в этом году?

– Район представляли два образовательных учреждения, и победителем в рамках нацпроекта стала Шалдежская школа, получив миллион рублей. А вторая школа – Ильино-Заборская – не попала в число победителей. Теперь они повторно готовят документы уже более осмысленно, учитывая недочеты прошлой заявки. Сейчас уже никого агитировать не надо, и каждое образовательное учреждение нацелено на то, чтобы участвовать в проекте.

Что же касается Семеновского лицея, я думаю, что у него будет возможность участвовать в конкурсе ПНПО в 2008 году.

Замечу, что сегодня район совместно с областным Департаментом образования готовит проектно-сметную документацию на строительство нового здания лицея. Это будет современное, красивое, комфортное здание на 300 учащихся, полностью соответствующее санитарным и пожарным требованиям. В 2008-м намечен первый этап строительства, и я думаю, что в 2009-м новое здание Семеновского лицея будет построено. Кроме того, в рамках общего благоустройства города мы сможем отремонтировать фасады всех общеобразовательных учреждений, на что в последние годы средств в бюджете, конечно же, не хватало. Думаю, что если мы войдем в областную программу, то нам удастся это сделать.

– Узнав о лицее-интернате «Центр одаренных детей», что в Нижнем Новгороде, многие заговорили о том, что в каждом районе (в том числе и Нижегородской области) должно быть учебное заведение подобного типа. Семеновский лицей мог бы стать базой для создания такого центра.

– Знаю, что такие образовательные учреждения есть и в других районах нашей области – в Бору, Шахунье. Но не считаю правильным, когда ученик уезжает из семьи на неделю и даже больше. Наш лицей, конечно, может стать таким учреждением интернатного типа, но я не сторонник этого. Ребенок должен все-таки жить в семье, и мы не должны подменять родителей. Наша задача – предоставить качественные образовательные услуги в полном объеме, чтобы родители могли выбрать, где лучше учиться их детям. И под эти образовательные услуги уже планировать обучение ребенка или в лицее, или в городской школе, или в сельской.

Конечно, мы будем развивать свой лицей, чтобы реализовать способности каждого ребенка и предоставить возможность качественного образования, которое, кстати, можно получить и в наших общеобразовательных учебных заведениях. Да, первое время была среди педагогов растерянность, что вот-де они учат ребенка до восьмого класса, вкладывают в него силы, развивают его способности, а потом он уходит в лицей, к другим учителям, и все лавры им достаются. Моя позиция такова, что в процессе обучения задействованы все учителя начиная с начальной школы, и в том, что ученик выходит на высокий уровень, – общая заслуга всех, кто его учил. И эту линию преемственности мы очень аккуратно проводим среди педагогов. И мне отрадно сознавать то, что на Последний звонок в лицее ребята, которые пришли из разных школ района, приглашают и свою первую учительницу, и других учителей из своих прежних школ.

Понятно, что и потенциальные медалисты, которые могли бы принести своей школе авторитет, популярность, переходят в лицей. Но, уверяю вас, в последние несколько лет школы нашего района, в том числе и сельские, не оскудели медалистами. Баланс выровнялся, и то состояние обиды, что ушли все лучшие, прошло, потому что сегодня ребенок с родителями сам выбирает, где ему лучше. Ведь девятый класс в лицее – сборный коллектив, а кто-то предпочитает остаться в уже знакомом ему окружении. Между тем ходить на подготовительные курсы и поступать в вуз он может наравне с лицеистами.

Главное, на мой взгляд, в том, что каждый человек должен видеть перспективу – свою, своей семьи, своей школы, своего города.

Семенов, Нижегородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте