search
main
0

Профсоюзы принимают вызовы глобализации. В разных странах реформы образования идут по одному сценарию

21-22 марта в учебном центре поселка Московский прошла международная конференция «Участие профсоюза в осуществлении образовательной политики в контексте современных мировых тенденций». В работе конференции приняли участие генеральный секретарь Европейского комитета профсоюзов образования Мартин Ромер, председатель Всеобщего профсоюза работников образования Нидерландов Волтер Дрессшер, член правления профсоюза работников образования и науки Германии Манфред Дьекенброк, заместитель генерального секретаря профсоюза учителей Израиля Офра Дунски, член правления профсоюза работников образования и науки Латвии Мара Граудина, заведующий отделом профсоюза учителей Швеции Фредерик Манделин. Главными темами обсуждения стали Болонский процесс и децентрализация образования. На конференции выяснилась потрясающая вещь: оказывается, реформы во всех странах, включая Россию, идут приблизительно одинаковыми темпами и по одному сценарию. Например, когда Волтер Дрессшер сообщил, что в Голландии реформирование началось в 1985 году, и рассказал, как происходила передача школ на муниципальный уровень, невольно возникла мысль, что модернизационные процессы в наших странах удивительно совпали по времени и задачам.

Председатель российского профсоюза Галина Меркулова в своем докладе отметила, что сегодня на развитие образования серьезное воздействие оказывают различные процессы, происходящие в мировом сообществе: от глобализации и развития рыночных отношений до децентрализации.

Как известно, процесс глобализации идет не только в экономике. Им охвачены торговля, технологии, культура, наука, спорт и, конечно, образование. В повседневный лексикон вошли понятия «глобальная экономика», «глобальная экология», «глобальное образование». Благодаря информационным технологиям наиболее прибыльным бизнесом стало преобразование как индивидуального, так и коллективного человеческого сознания. По сути, это новая революция, которая качественно меняет международные взаимоотношения и мировую конкуренцию. Распространение информационных технологий и глобализация качественно изменили характер сотрудничества между развитыми и развивающимися странами. Концентрация информационных ресурсов в наиболее развитых государствах, появление метатехнологий и изменение ресурсов развития делают технологический разрыв между ними все более труднопреодолимым. В результате конкуренция из механизма воспитания и развития слабых превратилась в механизм их подавления.

Глобализация – одна из форм новой либеральной модели развития, предлагаемая миру развитыми странами. Но насколько эта модель подходит для всех других стран и не требуется ли значительная ее корректировка? На этот вопрос предстоит ответить в ближайшие десятилетия XXI века.

Вызовы глобализации – жесткие вызовы для любого государства, в том числе и для России, которая вступила в XXI век далеко не фаворитом мирового сообщества. В докладе Галины Меркуловой был поставлен весьма актуальный для нашей страны вопрос: можно ли избежать этих мировых тенденций, ведь в результате можно утратить национальный суверенитет и культурное «лицо нации».

В новом тысячелетии, подчеркнула Галина Ивановна, проблемы образования становятся приоритетными во всем мире. Они определяют будущее каждой страны в отдельности и планеты в целом. Подтверждением этому стало включение вопросов развития образования в повестку дня саммита группы восьми наиболее развитых стран мира, который летом этого года состоится в Санкт-Петербурге.

Как для развитых, так и для развивающихся стран, отметила Галина Меркулова, актуальными остаются проблемы, связанные не только с качеством образования, но и с его доступностью, эффективностью, непрерывностью и открытостью. Для развитых стран проблема качества решается в рамках перехода к фактически всеобщему высшему образованию, а для развивающихся стран – в рамках обеспечения полноценного среднего образования. Россия, как и другие страны, стоит перед проблемами вступления в Европейский Союз и Всемирную торговую организацию. Политика ЕС и ВТО в сфере образования основывается на неолиберальных подходах, доминирующих в мире последние двадцать лет. Их реализация, с одной стороны, делает систему образования более открытой и приспособленной к требованиям рынка труда, создавая конкурентную среду в национальной системе образования и в глобальном масштабе. Но, с другой стороны, навязывание этих принципов всей системе образования ведет к обострению проблемы неравенства возможностей в получении высококачественного образования и, как следствие, к усилению социального расслоения.

Известно, что одной из главных составляющих, характеризующих современное развитие образования в мире с конца 80-х годов, стал процесс децентрализации национальных образовательных систем, в основе которой лежат идеи и ценности рыночной экономики. Рыночная экономика требует демократического устройства всех уровней государственного управления, так как без этого нельзя создать условия для справедливой конкуренции. Но рыночная экономика не терпит излишней централизации в системе принятия решений и требует закрепления определенных властных и финансовых полномочий за местными органами. Одновременно преследуются цели повышения эффективности использования бюджетных и иных источников финансирования образования, проявляется более утилитарный взгляд на главное значение образования как на институт формирования кадров для рынка. В то же время процесс децентрализации не означает умаления роли центральных государственных органов, которые остаются ответственными за выработку общенациональной политики и регулируют деятельность местных органов власти посредством законодательных актов и системы межбюджетных трансфертов.

При этом нельзя забывать, что во всех этих процессах развития образования одной из центральных фигур остается педагог. Мировые тенденции глобализации предъявляют новые требования к учителю, который должен быть творческой личностью, обладающей оригинальным и критическим мышлением, создателем многовариативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения. Поэтому основной задачей профессионального сообщества, включая профсоюзы, становится формирование такой модели учительской профессии, которая бы отвечала современным требованиям образовательной политики. Немаловажную роль в привлекательности педагогической профессии играет ее комфортность, связанная с условиями труда, включая высокий уровень материального обеспечения, правовую и психологическую защищенность, доступ к современным средствам связи, возможность повышения квалификации, обмена опытом с коллегами, в том числе зарубежными.

Галина Ивановна подробно остановилась на современной образовательной политике в России. Она привела заключение ООН о том, что «специфика или парадокс реформ образовательной сферы в России состоит в том, что параметры российской системы образования во многом сходны с параметрами, достигнутыми в этой области передовыми странами, а показатели как экономики, так и системы образования, – с показателями стран развивающихся». Проблемы, с которыми сегодня сталкивается отечественная система образования, характерны и для развитых, и для развивающихся стран, и для государств с переходной экономикой.

Для России, как и для стран Центральной и Восточной Европы, задача обеспечения качества образования состоит в сохранении ранее достигнутых позиций в высшем, а иногда и среднем общем образовании, одновременно с решением задачи ориентации на запросы рынка труда. Политика правительства нацелена на скорейшее включение национальной образовательной системы в рыночную среду. Это подтверждается разработкой и реализацией новых либеральных экономических механизмов, включая нормативное подушевое финансирование, переход на новую систему оплаты труда педагогов, ориентированную на результат, оптимизацию сети образовательных учреждений путем их интеграции и ликвидации, расширение платности образования. А также намерением правительства реструктуризировать государственный сектор предоставления образовательных услуг путем изменения статуса учреждений и введения новых организационно-правовых форм, более приспособленных к рыночным (конкурентным) условиям.

Стремление правительства в короткие сроки внедрить рыночные механизмы в сферу образования при низких доходах населения, нищенской зарплате педагогов и неготовности большинства образовательных учреждений к работе в рыночной среде (отсутствие надлежащего бухгалтерского обслуживания, подготовленного управленческого персонала, устаревшая материальная база) не находит поддержки у значительной части педагогического сообщества.

В этих условиях задачи, поставленные правительством, представляются трудновыполнимыми, поскольку их успешное решение во многом зависит от активного и заинтересованного участия учителей, преподавателей, обучающихся и их родителей, представителей институтов гражданского общества.

Как отметила Галина Меркулова, профсоюз начиная с 1999 года последовательно ставил вопрос о приведении статуса общеобразовательных учреждений в соответствие с Конституцией РФ, восстановлении ответственности государства за школу. Результатом этих усилий стало издание Указа Президента РФ от 28 декабря 2001 года №1501 «О неотложных мерах по улучшению финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений…», а затем и принятие Федерального закона от 7 июля 2003 года №123-ФЗ. Законом был закреплен механизм выделения органами государственной власти субъектов РФ субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации государственного стандарта общего образования, включая оплату труда учителей, расходов на приобретение учебных пособий и другие нужды.

В дальнейшем в рамках административной реформы и реформы межбюджетных отношений акценты государственной политики в сфере образования были существенно смещены в сторону большей децентрализации и либерализации. Это было закреплено принятием федеральных законов, которые предусматривают существенное изменение сложившегося до 1 января 2005 года порядка регулирования целого ряда принципиальных вопросов, касающихся интересов системы образования, ее работников и обучающихся. Такие изменения, как показывает практика, приводят к ограничению ранее достигнутого уровня прав и гарантий, установленных в Законе РФ «Об образовании».

Были отменены конкретные законодательные нормы, обеспечивающие приоритетность образования, в том числе в плане финансирования. Регулирование многих вопросов перенесено на региональный и муниципальный уровень. Изменяется правовой статус образовательных учреждений (преимущественно в части ограничения их финансово-хозяйственной самостоятельности). Снижается уровень социально-трудовых прав и гарантий работников и обучающихся.

В сфере оплаты труда учителей, подвела итоги Галина Меркулова, процесс децентрализации носит также нестабильный и достаточно противоречивый характер. Так, в 90-е годы финансирование оплаты труда работников общеобразовательных школ находилось в компетенции органов местного самоуправления, а с 2003 года эти полномочия были переданы в компетенцию субъектов РФ. Вместе с тем в 2004 году полномочия по установлению систем оплаты труда в сфере образования были разделены между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти. Единые рекомендации по оплате труда в бюджетных учреждениях, принимаемые с 2005 года Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, носят лишь рекомендательный характер.

Большой интерес у участников конференции вызвало выступление ректора Санкт-Петербургского государственного университета, заместителя председателя и главного идеолога по присоединению России к Болонской декларации Людмилы Вербицкой. Людмила Алексеевна весьма подробно рассказала о том, какие проблемы планируется обсудить на грядущем заседании Госсовета, посвященном образованию, чем вызвала град вопросов со стороны профлидеров.

На конференции также выступили заместитель председателя Московской городской организации профсоюза Марина Иванова и председатель профкома сотрудников Ижевского государственного технического университета Ольга Малина. Если Иванова говорила о новых подходах к деятельности профсоюза в свете мировых тенденций в образовании, то Малина, большая сторонница перехода российской высшей школы к работе по Болонскому сценарию, дала подробнейший анализ социально-экономических аспектов реформирования высшего образования и привела множество фактов, показывающих, как трудно нам будет вписаться в Болонский процесс при множестве нерешенных проблем, существующих в России.

На второй день конференции – секционный – участники разделились на две группы. Одна вместе с Мартином Ромером говорила о роли профсоюзов при вступлении в Болонский процесс. Другая вместе с остальными иностранными участниками обсуждала то, какой должна быть деятельность профсоюза в условиях децентрализации. Во второй группе работала и руководитель проекта «Внедрение нормативного бюджетного финансирования» Национального фонда подготовки кадров Наталья Типенко. Наталья Георгиевна подробно познакомила участников конференции с возможными сценариями финансирования на региональном и муниципальном уровне, а также на уровне образовательных учреждений, рассказала о преимуществах и рисках каждого сценария.

Участники конференции приняли итоговый документ, в котором заявили:

– образование должно оставаться общедоступным, качественным, бесплатным общественным благом, а не превращаться в коммерческую услугу, ибо образование – будущее страны, общегосударственное достояние, символ гражданского общества;

– все уровни государственной власти в интересах общества и государства обязаны обеспечивать реальные и адекватные капиталовложения в развитие образования и обеспечение его качества;

– государство должно вернуться к активной и внятной поддержке общественного образования, преодолеть негативные последствия децентрализации в условиях резкой дифференциации в уровнях финансовой обеспеченности регионов и особенно муниципальных образований;

– необходимо совершенствовать работу по стандартизации в сфере образования, в том числе образовательных программ, квалификационных требований к работникам, условий труда, оснащенности рабочих мест работников образования, по определению нормативов бюджетного финансирования, минимальных государственных стандартов (гарантий) в оплате труда и так далее;

– необходимо обеспечить условия для развития самостоятельности образовательных учреждений, учителей и преподавателей в использовании методов и технологий обучения, в том числе путем увеличения финансирования на эти цели.

Значительное внимание в итоговом документе уделено целям и задачам деятельности профсоюза. В частности, отмечено, что:

– в современных условиях перед профсоюзом стоят задачи расширения основных направлений деятельности, связанных с вопросами содержания и государственных стандартов образования, повышения квалификации работников, развития образования в целом наряду с основополагающими вопросами защиты заработной платы и условий труда;

– профсоюзные организации не могут оставаться в стороне от решения проблем, связанных с обеспечением конкурентоспособности педагогической профессии;

– профсоюз должен участвовать в разработке предложений по совершенствованию экономических механизмов и управления образованием с целью достижения привлекательности педагогической профессии и повышения ее общественного статуса.

В ближайшие годы образование страны столкнется с опасностью значительного высвобождения педагогических работников из-за изменения демографической ситуации. Поэтому профсоюзные организации обязаны самым внимательным образом отслеживать ситуацию с занятостью, быть готовыми предложить превентивные меры для предотвращения резкого роста безработицы среди педагогов.

Особое внимание, по мнению участников конференции, нужно уделять социальному партнерству. В связи с этим:

– необходимы новые формы взаимодействия профсоюза с органами государственной власти и местного самоуправления в целях достижения согласованных решений, направленных на развитие образования, повышение его качества и эффективности работы педагогических кадров на основе повышения уровня их социально-экономической защищенности;

– необходимо признание профсоюза и его студенческих организаций равноправными партнерами Министерства образования и науки РФ и включение представителей профсоюза в комиссии, рабочие группы и структуры, занимающиеся вопросами реализации Болонского процесса.

Закрывая конференцию, Галина Ивановна Меркулова призналась, что у российских участников форума было большое искушение включить в итоговый документ множество самых конкретных пунктов, характеризующих ситуацию в отечественной системе образования. Однако в результате он позволил в общем виде обозначить круг тех проблем, которые свойственны различным странам. Если уж так сложилось, что реформирование образования проходит во всех странах по одной модели, то и корректировать его или предлагать свои варианты реформ следует на общей платформе, консолидируя силы профсоюзов. В этом смысле итоговый документ определил тактику их деятельности на будущее.

Ну а главный итог конференции, видимо, состоит в том, что Профсоюз работников образования и науки показал себя организацией, которая не только беспокоится о повышении зарплаты педагогов, но и может быть серьезным «мозговым центром», способным предлагать пути модернизации системы образования с позиций профессионального сообщества и интересов общества в целом.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте