Первичные профсоюзные организации сегодня, как и много лет назад, работают по различным направлениям. Но в первую очередь они занимаются правозащитной деятельностью, чтобы предупреждать нарушения и восстанавливать нарушенные права и законные интересы работников.
Распределение и утверждение учебной нагрузки, предоставление отпусков, своевременная выплата заработной платы, изменение локальных нормативных актов, сокращение численности или штата, режим работы в период каникул, работа в выходной день, исполнение обязательств по коллективному договору – тем, в которых должен разбираться профсоюзный комитет, предостаточно.
Причем разбираться мало. Нужно знать, как действовать в той или иной ситуации, опираясь на Трудовой кодекс, законы, соглашения. А ведь в большинстве случаев профком составляют обычные воспитатели и учителя, не имеющие юридического образования.
Наш опытный зритель, читатель и подписчик подскажет: «Чтобы быть юридически грамотным, можно смотреть селекторные совещания «Профсоюзный час», читать публикации на сайте и в соцсетях МГО профсоюза». Да, вроде бы все верно. Но как председателю или другому члену профкома, который не освобожден от основной работы, все успеть? А главное, как систематизировать полученную информацию и суметь вспомнить ее в нужный момент?
Есть проблема – есть решение
МГО профсоюза, осознавая эту проблему и необходимость ее решения, приступила к созданию чек-листов для профкомов своих первичек.
В ноябре 2020 года была создана рабочая группа по разработке алгоритмов действий первичной профсоюзной организации по взаимодействию с работодателем и членами профсоюза по вопросам, требующим профсоюзного контроля за соблюдением трудовых прав работников. В нее вошли наши юристы, экономисты и председатели территориальных профсоюзных организаций.
Наш читатель спросит: «Зачем? Что даст профкому этот чек-лист? Лишнюю отчетность? Что такого будет в этом перечне действий, чего нет на обучающих семинарах для профсоюзных лидеров?» И снова вроде бы все верно, но только на первый взгляд.
Во-первых, профкомы получают не перечень, а системную и актуальную базу знаний. Во-вторых, на обучение нужно время, а наши чек-листы всегда под рукой. Ими может пользоваться не только опытный, но и совсем молодой профком.
Круг тем
Итак, на первом этапе работы нам нужно было определить темы, по которым будут написаны алгоритмы. В список вошли 40 позиций.
Темы чек-листов
1. | Предоставление мнения профкома при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права |
2. | Контроль наличия запроса учета мнения профкома при принятии указанных актов работодателем |
3. | Обязательное участие выборного профсоюзного органа в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя |
4. | Обязательное участие выборного профсоюзного органа в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по соглашению сторон и по инициативе работника |
5. | Привлечение к работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени по инициативе работодателя (сверхурочная работа) |
6. | Учет мнения профкома при составлении графиков сменности |
7. | Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни |
8. | Оплата труда при работе в выходные и нерабочие праздничные дни |
9. | Порядок и условия предоставления дополнительных отпусков (работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам с ненормированным рабочим днем, в иных случаях, предусмотренных коллективным договором) |
10. | Очередность предоставления и продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков, в том числе педагогическим работникам, работающим с детьми с ОВЗ |
11. | Установление системы оплаты труда (положение об оплате труда и иные ЛНА, регулирующие вопросы оплаты труда) |
12. | Порядок, место и сроки выплаты заработной платы (включение данных условий в трудовые договоры / коллективный договор / ПВТР). Форма расчетного листка |
13. | Порядок, форма и факт выдачи расчетных листков |
14. | Стимулирующие выплаты (разработка, согласование, распределение, установление) |
15. | Установление конкретных размеров повышенной заработной платы работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда |
16. | Установление конкретных размеров повышенной заработной платы за работу в ночное время |
17. | Сокращение численности и штата:
– соблюдение порядка; – выявление преимущественного права при необходимости на оставление на работе; – выявление случаев массового увольнения; – предоставление гарантий и компенсаций работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации |
18. | Участие в определении форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечня необходимых профессий и специальностей |
19. | Предоставление гарантий работникам, входящим в состав профкома и не освобожденным от основной работы, и членам профсоюза в соответствии с разделом Х Отраслевого соглашения |
20. | Контроль за исполнением коллективного договора. Работа в составе комиссии по ведению, изменению, дополнению и заключению коллективного договора |
21. | Переговоры по разработке и заключению нового коллективного договора (дополнительного соглашения к коллективному договору) |
22. | Расследование несчастных случаев на производстве |
23. | Контроль за порядком и правильностью удержания и перечисления профсоюзных взносов |
24. | Условия трудового договора: заключение, изменение, расторжение |
25. | Оформление дополнительных соглашений на новый учебный год в случае изменения нагрузки |
26. | Определение перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем |
27. | Контроль за выплатой работникам денежной компенсации при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работникам, в том числе при неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат |
28. | Контроль за проведением периодических медосмотров |
29. | Порядок приема работников на место работника, находящегося в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком |
30. | Контроль правильности ведения и заполнения трудовых книжек, журнала учета движения трудовых книжек |
31. | Распределение и утверждение учебной нагрузки |
32. | Отчет о соблюдении условий коллективного договора |
33. | Работа по уточнению режима работы работников в каникулярный период |
34. | Соблюдение графика отпусков, внесение изменений в график отпусков, отзыва работников из отпусков |
35. | Обеспечение представительства профкома в коллегиальных органах управления образовательной организации, в составе комиссий, рабочих групп по вопросам социально-трудовых отношений |
36. | Согласование расписания учебных занятий |
37. | Контроль за перечислением работодателем страховых взносов |
38. | Контроль за правильностью сведений, подаваемых работодателем в Пенсионный фонд РФ для назначения льготной педагогической пенсии |
39. | Специальная оценка условий труда |
40. | Аттестация |
Затем мы определили приоритетные, наиболее актуальные направления. Например, первым был разработан чек-лист «Порядок предоставления и продолжительность ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков и дополнительных оплачиваемых отпусков». Председатели первичек получили его в канун периода утверждения графиков отпусков в организациях.
К началу зимних каникул был создан чек-лист «Режим работы работников в каникулярный период», к апрелю – «Распределение, изменение и утверждение учебной нагрузки» и т. д.
Внешний вид
Все чек-листы написаны простым и понятным языком, имеют единый вид и структуру, что позволяет легко в них ориентироваться. Каждый пункт чек-листа содержит информацию об оптимальных сроках выполнения и максимум дополнительных материалов: образцы документов, выдержки из нормативных правовых актов, комментарии специалистов, видеоматериалы, судебные решения.
На рисунке представлен фрагмент чек-листа, из которого видно, что все перечисленные позиции снабжены активными иконками и гиперссылками. Чтобы получить дополнительные материалы, нужно просто кликнуть по ним. Особо председатели первичек оценили разработанные образцы документов (выписки из протоколов профкома, обращения к работодателю, мотивированное решение профсоюзного комитета, которые оформлены соответствующим образом и уже содержат конкретные формулировки). Таким образом, мы экономим время наших профлидеров и даем им готовый инструмент для взаимодействия с работодателем.
Чек-листы носят универсальный характер. Их могут использовать председатели первичных профсоюзных организаций школ, колледжей и вузов.
Первый чек-лист
Когда мы выслали председателям первичек первый чек-лист, то решили узнать, насколько он им понравился и как быстро они внедрили его в свою работу. Мониторинг показал, что его использовали 87% профсоюзных организаций.
32 профсоюзные организации обратились к работодателю, в результате чего график отпусков был утвержден с учетом мнения профкома (по согласованию с ним). В 11 организациях были выявлены нарушения прав работников, их устранили после вмешательства профсоюзного комитета.
Среди выявленных нарушений можно выделить следующие:
– принятие работодателем графика отпусков без учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации;
– разделение отпуска на части без согласия работника;
– неверная продолжительность отпуска.
Работа продолжается
За созданием чек-листов стоит большой интеллектуальный труд нашего коллектива, поэтому их нет в открытом доступе. Но, безусловно, они доступны всем председателям наших первичных профсоюзных организаций, а также их социальным партнерам – директорам.
Уже сейчас профкомы имеют в своем распоряжении 5 чек-листов. Кстати, они будут обновляться по мере появления изменений в законодательстве.
Вместе с тем мы продолжим разрабатывать чек-листы по другим вопросам, требующим профсоюзного контроля за соблюдением трудовых прав и социальных гарантий работников.
Татьяна КИСЕЛЕВА,
заместитель заведующей экономико-аналитическим отделом МГО Общероссийского профсоюза образования;
Надежда ТИТОВА,
правовой инспектор труда МГО Общероссийского профсоюза образования
Комментарии