В Департаменте образования состоялась встреча председателя Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования Марины Ивановой с журналистами, которых интересовали итоги реализации пилотного проекта по развитию столичного образования и отношение профсоюза к этому проекту. Как известно, пилотный проект по развитию общего образования стартовал 1 апреля 2011 года в Москве и был направлен на повышение уровня квалификации, уровня оплаты труда педагогических работников, развитие индивидуального подхода к учащимся, повышение вовлеченности родителей в развитие школы и расширение финансовой самостоятельности школ.
Основными механизмами реализации проекта стали переход на нормативно-подушевое финансирование. Его условиями было определено, что школы получают финансовые средства единой субсидией и имеют право самостоятельно распределять эти средства при условии выполнения всех нормативных требований.- Марина Алексеевна, пилотный проект по развитию общего образования в московских школах сразу нашел поддержку у профсоюза?- Профсоюз с самого начала поддержал пилотный проект, так как большинство школ города сразу вступили в него, впоследствии он стал революцией в московском образовании. Кроме Наблюдательного совета за ходом его реализации в городе была создана комиссия, где мы ежеквартально анализировали выполнение всех показателей, которые были установлены постановлением Правительства №86.- Вы считаете проект успешным?- Да, так как пилотный проект прежде всего позволил повысить заработную плату, причем не только учителей.- Что стало главным критерием успеха проекта?- Показатель оплаты труда работника – учителей, педагогического и непедагогического персонала, директоров образовательных учреждений – это главный показатель для нас и главный критерий успеха проекта.- Как же изменялся уровень заработной платы на протяжении реализации пилотного проекта?- На начало проекта (конец 2010 – начало 2011 года) средняя заработная плата в школах составляла 36 тысяч рублей. В четвертом квартале 2011 года, когда проект только еще развивался, она составляла уже около 40 тысяч рублей. В июне 2012 года эта заработная плата составила 55,5 тысячи рублей; в феврале 2013 года она превысила 65 тысяч рублей.- А если сравнивать эти цифры с регионами, какие можно сделать выводы?- В сравнении с Российской Федерацией можно сказать, что зарплата московских педагогов в 2,5 раза превышает зарплату их коллег в Российской Федерации: на 1 января 2013 года та в среднем составляла 25 тысяч 800 рублей.- Что еще изменилось в ходе реализации пилотного проекта?- В первую очередь этот проект позволил повысить в значительной степени заработную плату работникам столичной системы образования, появились критерии оценки деятельности и школы, и руководителя образовательного учреждения, и учителя. Это положительный показатель. Оценка работы теперь рассматривается с позиции достигнутого результата, в первую очередь с точки зрения достижений учащегося. Этот проект также дает возможность общественности, в частности профсоюзу, усилить свою роль и повысить свое значение, потому что представители профсоюзных организаций не только участвовали в разработке локальных актов на уровне учреждения, но и заключали коллективные договоры исходя из новых условий, стали входить в управляющие советы.- Какие недоработки в рамках реализации проекта вы увидели?- В настоящее время все-таки сохраняется дифференциация в заработной плате учителей как в школе, так и между школами. Но это не недостаток реализации проекта. Просто проект дает возможность улучшения менеджмента школы и совсем по-другому представляет роль руководителя школы. В любом случае надо анализировать конкретную школу. По итогам анализа результатов по показателям заработной платы одного из округов Москвы дифференциация может составлять от 32 тысяч до 89 тысяч рублей – это данные в январе 2013 года. Я думаю, это главная проблема, которая в дальнейшем повлияет на мотивацию работы учителя.
Комментарии