У профсоюзного лидера – свое представление о социальном партнерстве, у руководителя окружной системы образования – свое. В какой мере эти представления совпадают? Об этом начальник Центрального окружного управления образования Вера Лопатина рассказывает так:
С окружной организацией профсоюза работников образования мы давно и плодотворно сотрудничаем, это помогает поддерживать в основном нормальный социально-психологический климат в педагогических коллективах, из года в год улучшать социальное положение работников наших образовательных учреждений, способствовать повышению качества образования в округе и престижа профессии педагога.
Но есть аспекты деятельности нашего профсоюза, в которых, на мой взгляд, есть что улучшать. Нужно только работать в этих направлениях еще более активно и инициативно. Вообще роль общественных организаций в решении вопросов работы учреждений образования и независимой оценке их деятельности трудно переоценить. Любая закрытость системы образования приводит к ее консервации, а значит, к торможению в развитии. Поэтому сегодня отгораживаться от альтернативных точек зрения и оценок, быть может, и нелицеприятных для руководства нашего или другого образовательного округа, думаю, непродуктивно. Сегодня мы рассматриваем наш окружной профсоюз работников образования как общественный орган, который призван в том числе давать экспертную оценку тому, как наше управление работает с педагогическими кадрами, в частности, оценку их социальной защищенности, условий труда, безопасности.
На мой взгляд, профсоюзу недостает активности и бескомпромиссности в вопросах охраны труда и техники безопасности. Сам по себе работодатель либо часто не видит здесь проблем, либо у него до решения этих проблем руки не доходят. А практика показывает, что это дело требует самого пристального внимания. Есть и другие вопросы, например, положение и самочувствие молодых специалистов в учреждениях образования округа. Соблюдаются ли их права, вовремя ли выполняются наказы и рекомендации, которые есть сегодня у руководителей и их заместителей в части взаимоотношений с молодыми педагогами? Хотелось бы, чтобы и на этот счет у общественных организаций было свое твердое мнение. Думаю, это одно из важных направлений в работе профсоюза, у нас в округе оно в целом реализуется, но, полагаю, наш профсоюз занимается этим все же недостаточно. Здесь, пожалуй, особую активность проявляет общественный Совет молодых педагогов, взаимодействие между ним и профсоюзом за последние два года усилилось, однако профсоюз мог бы играть в этом вопросе более весомую роль. Дело ведь даже не в обеспечении квартирами и не в повышении зарплаты, хотя и это важно, а в сохранении за молодыми специалистами рабочего места. Для этого надо помочь ему влиться в новый коллектив и, представьте, дать ему право на ошибку. Человек получил диплом. Дайте ему отдышаться, подумать, увидеть, что происходит, и попробовать себя в деле. Он еще должен научиться применять свои знания как инструмент обучения и пытаться что-то сделать. При малейшей неудаче руководитель, не раздумывая, решает: не подходит. Вот на этот период молодому педагогу нужна защита и поддержка. И хотелось бы, чтобы профактив действовал в этих случаях жестче. Еще один момент, касающийся ветеранов педагогического труда. Да, мы периодически оказываем им посильную материальную помощь, к помощи им привлекаем детский и молодежный актив, организуем для них различные экскурсии, и профсоюз активно в этом участвует. Но есть другая сторона медали. Это «точечная» работа с ветеранами, когда человек одинок и сам за помощью не идет. Скажем, в нашем округе живет бывший директор 312-й (когда-то) школы Таисия Владимировна Смирнова. Она возглавляла школу тогда, когда в Москве и округов-то еще не было. Я этого директора, к сожалению, не знаю. Только когда мне позвонили ее друзья, я узнала, что ей недавно исполнилось 90 лет, о чем не ведали ни Совет ветеранов, ни наш профсоюз. Нередко бывает и так: ветеран болеет, и ему нужна путевка для лечения заболевания. Речь идет о целевой помощи именно такому, часто одинокому человеку. Это тоже одно из значимых направлений общественной работы. И здесь профсоюзу, возможно, нужно в чем-то менять свой подход к проблеме. А вот спортивно-массовая работа в нашем профсоюзе поставлена отлично. Учителя с увлечением соревнуются друг с другом в разных видах спорта, получая заряд бодрости и здоровья. Но есть и такой нюанс. Мы много обсуждали с нашим профсоюзом: а почему бы сегодня ему не взять на себя инициативу в организации оздоровительных спортивных секций на базе школ? И это тоже, думается, точка для приложения сил профактивистов. А вот плаванием педагоги занимаются охотно, это у нас прижилось. Если говорить об обучении профактива, то мы заинтересованы в том, чтобы вместе с ним учились и руководители наших учебных заведений. Огромное спасибо горкому профсоюза за семинары и консультации для нас, но хотелось бы обучать не отдельно профактив и отдельно администрацию школ, детсадов, а учить их на совместных, скажем, трехдневных выездных семинарах. Мы готовы к этому, ибо незнание администрацией правовых основ работы часто приводит к серьезным ошибкам. К тому же профлидер и руководитель станут лучше понимать друг друга. На августовском педагогическом совете округа обсуждался еще один вопрос: чего сегодня не хватает для того, чтобы программа «Столичное образование-4», которая еще долго будет служить для нас основой, и программа «Столичное образование-5» не буксовали, чтобы они воплощались в жизнь в каждом учреждении образования округа? Мы пришли к выводу, что в педагогических коллективах необходимо формировать солидарную ответственность за состояние дел в них. Здесь и процесс обучения, общий микроклимат в коллективе, работа с родителями, безопасность детей и педагогов во всех ее аспектах. Что я имею в виду? Конечно, нужно четко распределить, за что конкретно отвечает учитель, за что – завуч, а за что – заместитель директора школы по безопасности и так далее. При этом все эти люди еще и члены одного коллектива, в котором каждый солидарно отвечает и за общее положение дел. Но о какой солидарной ответственности можно говорить, если, к примеру, в школе осталось 200 детей и ее приходится сливать с другой школой? Только тут коллектив вдруг просыпается: школе исполняется 70 лет, а она теряет свой номер. А где же все были раньше? Почему не видели, что с 2005 года из школы исчезло 60 процентов детей? Все вроде было замечательно, но, может, родители увидели, что есть учебные заведения и получше? Впрочем, один руководитель с этим справиться не может. И именно здесь может понадобиться помощь общественных организаций внутри и вне школы. Думаю, вне школы – это прежде всего родители. Нужна независимая оценка с их стороны, как и со стороны других общественных сил, которые кровно заинтересованы в сохранении школы в данном месте. А внутри школы – это ее общественные организации – Совет школы, попечительский и управляющий советы (если они есть). Но в первую очередь – профсоюз. Скажем, по одной и той же школе приходят то и дело жалобы от родителей, надзорных служб, самих педагогов. Ясно, что в коллективе накопилось множество проблем. Разобраться тут административным путем проще всего, а вот чтобы эта ситуация могла разрешиться внутри самой школы, мне кажется, нужно содействие общественных организаций, повышение их роли. Профсоюз должен принимать в этом участие одним из первых. Я всегда говорю: до того как в школу придет куратор или проверяющий, там должны появиться представители профсоюза и разобраться в том, что происходит в коллективе, есть ли возможность поправить дело без административного вмешательства. Чаще всего выясняется, что в коллективе нет реального лидера, а есть лишь лидер «по должности». Поэтому нам необходимо растить из молодых специалистов не только хороших учителей, но и профсоюзных вожаков. Потому что там, где лидер настоящий, складываются действительно партнерские отношения между профсоюзной организацией и руководителем учебного заведения. Казалось бы, я, как бюрократ, заинтересована в обратном. Но мне представляется, что стоило бы сосредоточить усилия на подготовке именно таких профсоюзных лидеров. Иначе возникают и копятся проблемы, порождаемые в том числе однобокой административной оценкой деятельности учреждений образования. Не случайно ныне на самом высоком государственном уровне говорят о том, что сегодня роль общественной экспертизы, независимых оценок должна расти и расти.
От редакции
«Учительская газета» давно знает и уважает Таисию Владимировну Смирнову. Когда случился у нее памятный юбилей, мы позвонили в Департамент образования, где она работала в последние годы, уйдя из школы. Нам популярно объяснили: 80-летний юбилей отметили широко, а каждые десять лет устраивать новые праздники не считают нужным. Но Центральное окружное управление образования так не думало. Таисию Владимировну пригласили на августовский окружной педагогический совет, она не смогла приехать к своим коллегам, но коллеги приехали к ней. Заместитель начальника управления Марина Смирницкая привезла букет цветов, подарки, но, самое главное, сумела найти тему для разговора, чрезвычайно интересующую ветерана, – о настоящем и будущем столичного образования. Как говорится, не столько дорог подарок, сколько внимание. Ни того, ни другого педагоги ЦАО для Таисии Владимировны Смирновой не пожалели, и это прекрасно.
Комментарии