Система дополнительного профессионального образования и профессионального обучения предполагает построение индивидуальной траектории профподготовки в интерактивном режиме на основе новых информационных технологий, тренингов, проектной деятельности; приближение обучения к производству, месту работы; широкое внедрение модульно-компетентностных практико-ориентированных программ; введение накопительной системы.
Индивидуальная траектория профессиональной подготовки предполагает самостоятельное (по согласованию с направившим работника на обучение работодателем или образовательной организацией) составление работником программы ДПОПО из перечня модулей, курсов, семинаров, мастер-классов, выставок, конкурсов и других мероприятий, организуемых образовательной организацией.Освоение обучающего курса по ИТПП должно строиться в соответствующем организационно-правовом поле на основе сетевого подхода к разработке и реализации модульных программ, адекватной организации образовательного процесса, контроле и оценке результатов обучения в накопительной системе, сертификации специалистов по результатам ДПОПО.В условиях перехода от финансирования учреждений к финансированию качественных образовательных программ с использованием подушевых принципов на всех уровнях образования именно модульный подход, сетевое взаимодействие образовательных структур и зачетно-накопительная система позволяют реализовать индивидуальную траекторию подготовки взрослых в максимальной объеме.Сеть ДПОПО может быть представлена в форме либо структурного подразделения колледжа, либо самим колледжем без организационно-правого оформления (колледж решением Департамента образования наделяется статусом центра ДПОПО), либо автономной некоммерческой организацией, специализирующейся на реализации дополнительных по отношению к системе профессионального образования функций, не ограничивающейся региональным масштабом деятельности.Организационные структуры ДПОПО колледжа могут существенно отличаться – от нескольких ставок в штатном расписании до совокупности служб (например, учебно-методическая, информационно-консалтинговая, маркетинговая служба, служба содействия социальной и профессиональной адаптации выпускников).Однако следует помнить, что для колледжей создание структурного подразделения ДПОПО может сопровождаться социально-экономическими рисками:- обеспечением приоритета своим обучающимся в ущерб качеству выполнения функций в отношении сети;- минимизацией внешних связей, маркетинговой пассивностью в силу гарантированных финансовых обязательств учредителя;- невозможностью бюджетного финансирования повышения квалификации персонала сети ДПОПО в связи с отсутствием лицензии на программы ДПОПО;- организационным размыванием ДПОПО внутри колледжа;- коммерциализацией использования ресурсов в ущерб реализации сетевых функции.Координацию работ в сети должна выполнять головная структура ДПОПО.Организация профессиональной подготовки по индивидуальной траектории в системе ДПОПО осуществляется на основе индивидуальных учебных планов, которые могут включать модули, курсы, входящие в разные образовательных программы.Распределять время изучения профессиональных модулей, общедисциплинарных курсов, производственной практики необходимо исходя из общей трудоемкости образовательной программы (в часах).Обучающийся по согласованию с работодателем и методистом из перечня реализуемых в сети учебных курсов составляет индивидуальный учебный план. В нем фиксируют все учебные программы, которые предстоит ему освоить, с указанием зачетных единиц и предполагаемых сроков их освоения. В ходе реализации программа может корректироваться.На основе согласованного индивидуального учебного плана утверждается индивидуальная траектория подготовки, и обучающийся зачисляется в группу по накопительной системе. Координацию последовательности освоения обучающимся учебных программ в рамках ИТП, а также информирование об успешности ее прохождения, как правило, возлагается на администрацию структуры ДПОПО и обучающегося.В соответствии с учебным планом мероприятия ИТПП должны включать теоретические и практические вопросы, отработку и выполнение практических навыков и умений по общедисциплинарным курсам и профессиональным модулям программы. Они могут проводиться в различных формах: информационно-образовательные семинары, мастер-классы, тренинги, научно-практические конференции по тематике образовательной программы (подтвержденные сертификатами участника), конкурсы профессионального мастерства (подтвержденные сертификатами участника), стажировки.Контроль и оценка результатов прохождения индивидуальной траектории профессиональной подготовки по накопительной системе предполагают суммирование результатов освоения каждой учебной программы (модуля и курса) на основе зачетно-модульной системы исчисления трудоемкости освоенных учебных программ.Оценка усвоения обучающимися модулей/курсов программы осуществляется учреждениями образования. Результаты промежуточной аттестации фиксируются в зачетной книжке установленного образца, которая представляется вместе с общим пакетом документов в отдел аттестации и сертификации. Обучающиеся, освоившие программу в полном объеме, допускаются к сдаче квалификационного экзамена.По завершении обучения сетевое учреждение (структура) ДПОПО выдает обучающемуся первичный сертификат. Основанием служат справки и листы аттестации, фиксирующие общее количество учебных часов и зачетных единиц и результаты балльно-рейтинговой аттестации по каждому модулю (курсу) программы.Сертификация и аттестация выпускников по результатам ДПОПО – завершающий этап прохождения индивидуальной траектории профессиональной подготовки по накопительной системе.Формы аттестации по итогам реализации нескольких учебных программ при использовании накопительной системы устанавливаются в соответствии с Рекомендациями по итоговой государственной аттестации слушателей образовательных учреждений дополнительного профессионального образования. К формам итоговой аттестации могут быть отнесены тестовые задания, зачеты, экзамены, курсовая работа, защита проектов.Сертификация выпускника с последующей аттестацией – составная часть системы качества подготовки и признания квалификации наряду с оценкой качества самих образовательных программ через процедуру их аккредитации.Процедура сертификации работников и специалистов предполагает выявление, оценку и подтверждение независимой стороной наличия у выпускника системы ДПОПО необходимого для самостоятельной работы уровня компетенции в заявленной области.Сертификат официально свидетельствует о квалификационном уровне и профессионализме выполнения определенных видов работ. Он же может служить основанием для аттестации на более высокую категорию. Сертификация позволяет увязать ДПОПО с процедурой аттестации и с последующей дифференциацией оплаты труда.В случае невыполнения индивидуального плана в установленные сроки обучающемуся выдают справку, удостоверяющую прохождение учебных модулей, с указанием часов, затраченных на обучение.Для регламентации деятельности инновационных элементов системы ДПОПО необходима соответствующая нормативная база, в частности, Положение о накопительной системе профессиональной подготовки, Рекомендации к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ, Положение о координационном совете по организации сетевого взаимодействия, Положение о региональном операторе системы профессиональной подготовки.Татьяна ВАСИЛЬКОВА, ведущий научный сотрудник НИИРПО
Комментарии