Ольга ЛАРИОНОВА, руководитель Департамента образования: – После того как в сентябре 2007 года на заседании Правительства Москвы была рассмотрена программа «Рабочие кадры», а практически программа развития профессионального образования на ближайшие три года, мы будем сейчас проводить совместные коллегии с нашими отраслевыми департаментами. На том заседании правительства Юрий Михайлович Лужков сказал так: безусловное развитие сети колледжей – прежде всего основная задача Департамента образования, который должен вести координирующую работу между профессиональным образованием и работодателями. Но, безусловно, все отраслевые департаменты должны быть также вместе с нами заинтересованы в развитии этих учреждений, так как главная, основная, конечная идея всей этой работы – подготовка кадров для соответствующих отраслей. Здесь есть несколько направлений, работу по которым нам надо совершенствовать.
Например, одна из проблем, которая стоит перед многими отраслевыми департаментами (может быть, даже в строительстве она острее, чем в других сферах), – то, что подготовка идет не только в отраслевых колледжах. Когда мы проводили реорганизацию городской сети профессионального образования, мы объединили часть ПТУ, которые не были однопрофильными, а готовили специалистов по нескольким разным специальностям. В результате у нас получилось, что мы называем колледж строительным, а там очень много профессий, по которым идет подготовка и для потребительского рынка. И наоборот, у нас в целом 36 колледжей потребительского рынка. Но, допустим, из них только 22 колледжа, готовящих специалистов исключительно для этой отрасли, а еще в 14 та или иная профессия для этого рынка просто присутствует.
Когда мы начинаем разговаривать с предприятиями потребительского рынка и услуг, они говорят, что готовы помогать и развивать колледж, но зачем им там нужны профессии, которые уж точно не связаны с их направлениями деятельности. Думаю, что постепенно, потихоньку, естественным путем, а не какими-то очередными резкими преобразованиями все это нужно приводить в соответствие и все-таки основными специальностями оставлять те, что нужны для той или иной отрасли. Наверное, экономисты нужны всем, и они могут присутствовать не только в специализированных колледжах, но и в колледжах, которые готовят специалистов для других отраслей.
У нас много задач, которые должны решать отраслевые департаменты вместе с Департаментом образования.
Совместные коллегии Департамента образования и отраслевых департаментов вошли в традицию. Год назад такая коллегия была проведена и с Департаментом потребительского рынка и услуг. Если посмотреть на решение той коллегии – очень грамотное, выверенное – и решение нынешней, то на прошлой коллегии были поставлены задачи, и мы их выполнили, а на нынешней мы говорили уже о задачах другого уровня. На мой взгляд, все выступления на коллегии, замечания и дополнения были по существу. Наше управление профессионального образования очень качественно и ответственно, серьезно подготовили все материалы к коллегии.
На коллегии прозвучало очень много вопросов, которые должны найти свое отражение в нашей последующей работе. Но все-таки нам нужен прорыв, те меры, которые действительно позволят сделать этот прорыв. Может быть, не во всей области (понятно, что мгновенно чуда не свершится), но тем не менее если мы видим, что для какой-то из областей в сфере потребительского рынка и услуг есть реальная заинтересованность работодателей, материальная база, готовность к прорыву, то нужно посмотреть, что мы быстро можем для этого сделать, наметить конкретные меры для этого.
Понятно, что мы никогда не закроем полностью потребность сферы потребительского рынка и услуг в кадрах выпускниками системы профессионального образования, поэтому мы сегодня говорим об обучении, повышении квалификации и переподготовке взрослого населения, это одно из направлений деятельности наших колледжей. Всегда были центры по подготовке кадров в крупных компаниях, но это немножко другое, не подменяющее нашу систему профобразования. Задачи, которые стоят перед системой профобразования (мы не должны об этом забывать), еще связаны и с общим образованием ребенка, который учится в колледже, и с подготовкой его к жизни.
Мы должны отрабатывать разные формы взаимодействия с работодателями в режиме эксперимента, пилотных проектов, быстро внедряя новые формы в массовую практику.
В системе профессионального образования никогда не было таких беспрецедентных средств, которые нам выделило Правительство Москвы по программе «Рабочие кадры» на приобретение оборудования, и нам важно посмотреть, какова экономическая отдача от использования того оборудования, которое мы приобретем. Понятно, что с помощью этих средств мы не решим все наши проблемы, но с помощью этих средств мы должны сделать какие-то прорывы, в том числе связанные с созданием ресурсных центров. Эти центры должны быть у нас не выставочными экземплярами, а центрами, где будет сосредоточена соответствующая техника, оборудование, на базе которых будет идти подготовка конкретных ребят по специальностям, необходимым городу.
Мы понимаем, что сегодня должна быть другой профориентация. Она должна быть разной, конечно, мы будем ставить школам задачу по развитию этой работы. В городе мы должны делать это на современном уровне. Московская торговая палата сделала нам предложение о создании городских центров профориентации, где были бы сосредоточены методики, на основе которых ребенка можно протестировать, определяя его профессиональные устремления, информация о специальностях и профессиях. К созданию таких центров можно будет привлекать работодателей, и это немаловажно, так как только за счет своих средств или за счет бюджета Москвы мы этого сделать не сможем. Нам нужно делать что-то свое, а затем показывать и мэру, и городскому правительству, говоря о развитии сети.
Комментарии