В возрасте 14‑16 лет происходит самоопределение личности, важнейший этап взросления, своего рода показатель готовности к взрослой жизни. Школа №998 уделяет большое внимание вопросу профессионального самоопределения учеников. Профориентация в нашей школе – это комплекс мероприятий, направленных на выявление у школьников талантов и склонности к определенным видам деятельности.
Профориентация из школьного проекта переросла в одну из ключевых задач построения современной системы образования. Доказательством тому служит разработка единой модели, которую Министерство просвещения Российской Федерации рекомендовало к использованию в школах страны с 1 сентября 2023 года. В основу модели закладывается профориентационный минимум – универсальный набор инструментов для проведения мероприятий.
Целью внедрения профориентационного минимума в школах является формирование готовности к профессиональному самоопределению, выявление сильных сторон обучающихся, снижение тревожности, связанной с вступительными экзаменами.
Важность включения профстандартов в учебную и воспитательную деятельность связана с тем, что современное общество динамично развивается и усложняется, появляются новые специальности, становятся востребованными новые умения и навыки, а полученные ранее знания быстро теряют свою актуальность. Таким образом «бегунок ценностей» смещается со знаний на универсальные компетенции.
Понимание актуальных задач современного общества поможет школе подготовить обучающихся к современной действительности, дать им необходимый набор инструментов, чтобы они:
– легко адаптировались к изменениям и были готовы действовать в самых неопределенных ситуациях;
– находили альтернативные возможности и делали осознанный выбор;
– проявляли креативность в решении нестандартных задач;
– умели ориентироваться в информационном потоке;
– учитывали свои силы и возможности, индивидуальные ценности и потребности, а также опыт и мнения окружающих.
Для решения данных задач необходимо создать организационные и методические условия, реализовывать профориентационные мероприятия в формате внеурочной и учебной деятельности.
Профориентационный урок ориентирован на разные возрастные группы и имеет разные задачи в зависимости от возраста обучающихся. На данных уроках педагог рассказывает о значимости труда в жизни человека, способах профессионального выбора, уровнях профессионального образования, содержании основных и востребованных профессий. Для выпускных классов рассматриваются такие темы, как выбор соответствующих экзаменов для поступления, особенности поступления в образовательную организацию и старт профессиональной карьеры. Каждый урок имеет свою тематику, в него включены интерактивные элементы, опрос и профориентационные упражнения в качестве домашнего задания.
После прохождения онлайн-диагностики формируется отчет, где указаны профессиональные склонности, рекомендации по выбору профиля обучения, перечень рекомендуемых к сдаче ЕГЭ предметов.
Консультирование учеников и их родителей по результатам диагностики. Рефлексия или обратная связь в свою очередь помогут определить, насколько качественно и доступно проходили уроки профориентации, какие вариативные мероприятия необходимо добавить в план внеурочной деятельности, а также совпали ли ожидания школьников с их пожеланиями.
Профориентационные мероприятия, к которым относятся экскурсии в компании и на предприятия, посещение профессиональных образовательных организаций. Профориентационные мероприятия – это долгий и увлекательный путь, который предстоит пройти с 6‑го по 11‑й класс. Результаты проделанной работы отображаются в готовности ребят к профессиональному самоопределению и уверенности в своем выборе. И только системный подход, высококвалифицированные специалисты, грамотно продуманные мероприятия, а также четкий план действий помогут достичь желаемых результатов.
Анна КУРАХОВА, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями школы №998
Комментарии