search
main
0

Профнавигация. Профессии будущего и детские технопарки

Современные тенденции развития новых технологий не вызывают сомнения в необходимости подготовки квалифицированных специалистов, обладающих межпредметными компетенциями. В настоящее время большой интерес представляют новые направления – «профессии будущего», в которых информационные технологии тесно связываются с использованием различных предметных и междисциплинарных областей. Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы и столичный Департамент образования реализуют ряд проектов по возрождению престижа инженерных и научных профессий, стимулированию интереса школьников к сфере инноваций и высоких технологий, формированию системы ускоренного развития технических способностей учащихся, вовлечению учащихся в научно-техническое творчество и поддержке талантливых подростков, подготовке кадрового резерва для наукоемких и высокотехнологичных отраслей экономики.

Детские технопаркиВ Москве создается распределенная система детских технопарков, включающая в себя образовательные организации города – школы с инженерными и медицинскими классами, колледжи, вузы, центры технологической поддержки образования и инновационную и промышленную инфраструктуру – высокотехнологичные предприятия, технопарки, технополисы, центры молодежного инновационного творчества. Детские технопарки открыты для того, чтобы выявлять талантливых детей и заранее готовить кадры по научно-техническим и инженерным специальностям. Благодаря отложенным трудовым договорам с высокотехнологичными предприятиями столицы школьники могут быть уверены, что получат работу на реальном производстве в Москве.В 2016 году в Москве открылись два детских технопарка «Кванториум».Детский технопарк – это площадка на территории технопарка/технополиса, оснащенная высокотехнологичным оборудованием. Любой московский ребенок возраста 14+ может пройти обучение по одному из направлений национальной технологической инициативы, получить самые современные знания, навыки и умения, пройти углубленную профориентацию по тем или иным направлениям и сделать сознательный выбор будущей профессии. Школьники и студенты колледжей занимаются по инновационным программам, которые разработаны совместно с партнерами – высокотехнологичными предприятиями столицы и ведущими вузами (Московский политехнический университет, МГТУ имени Н.Э.Баумана, Московский государственный университет геодезии и картографии, Московский технологический институт, МАИ и инновационные компании – резиденты технопарков и технополиса). В детском технопарке на базе технопарка «Мосгормаш» осуществляется подготовка по направлениям «Робототехника», «Геоинформатика», «Современная космонавтика». В детском технопарке на базе технополиса «Москва» реализуются программы по направлениям «Аэро», «Промышленный дизайн», «Робототехника», «Нанотехнологии», «Энергетика». В каждом детском технопарке создана специальная лаборатория «Хайтек», в которой слушатели курсов получают компетенции при работе на инновационном оборудовании, трудятся над выполнением кейсов работодателей, реализуют индивидуальные проекты, а также печатают прототипы на 3D-принтерах, создают детали на лазерных раскройщиках, паяют, пилят, сверлят – апробируют теорию на практике. Большое внимание уделяется развитию «мягких» навыков (soft-skills) – коммуникативные, лидерские, командные, публичные, «мышленческие» и другие.В 2017 году планируется запустить еще 10 таких площадок в различных округах Москвы для реализации «шаговой» доступности детских технопарков для столичных школьников.Записаться на летние экспресс-курсы или оставить заявку на новый учебный год можно на сайте http://dnpp.mos.ru/kvantorium Отложенные трудовые договорыОдной из основных задач распределенной модели детского технопарка в столице является ориентирование старшеклассников на получение востребованных профессий с учетом развития новых технологий и экономической ситуации. По инициативе Правительства Москвы с сентября 2016 года для реализации поставленной задачи служит система отложенных трудовых договоров. Отложенный трудовой договор – это трудовой договор с отложенной датой начала работы, регламентирующий взаимодействие будущего сотрудника компании в лице старшеклассника или студента колледжа и работодателя. Работодатель берет на себя обязательство принять на работу специалиста после того, как он получит высшее образование, не позднее двух месяцев после окончания вуза или колледжа. Система отложенных трудовых договоров позволяет предприятиям города осуществлять подготовку кадров с учетом конкретных требований и особенностей компании. Отложенный трудовой договор для школьников и студентов колледжей – это гарантия трудоустройства, возможность изучения новых технологий и производственных процессов, получения практических навыков и профессиональных компетенций, практики на современном предприятии со школьной скамьи до выпуска из вуза.Отложенный трудовой договор для бизнеса – это возможность через несколько лет получить в свою команду подготовленного сотрудника, вовлеченного в специфику деятельности организации.На сегодняшний день 53 московских школьника подписали отложенные трудовые контракты с компаниями, осуществляющими профессиональную деятельность по направлениям «Промышленная и специальная робототехника»; «Нанотехнологии»; «Информационные технологии»; «Аддитивные технологии»; «Энергетика»; «Промышленный дизайн»; «Спутниковые и космические системы»; «Геоинформационные технологии»; «Нейротехнологии»; «Авиамоделирование»; «Композиционные материалы»; «Силовая электроника для транспорта и промышленной автоматизации, роботизированные комплексы и спецтехника»; «Мехатронные и робототехнические системы»; «Биомедицинские технологии»; «Системы динамической стабилизации»; «Разработка программного обеспечения и производство профессиональных 3D-сканеров для получения 3D-моделей людей и крупногабаритных объектов»; «Разработка и производство современного медицинского оборудования»; «Антропоморфная робототехника и робототехнические изделия»; «Разработка и производство изделий с применением технологий 3D-проектирования и печати из металла и пластика для медицинских целей»; «Элекрооборудование, электрохимические технологии, водородная энергетика»; «Разработка и производство электронных приборов и компонентов для авиационной, нефтегазовой, телевизионной, автомобильной отраслей»; «Светодиодное освещение»; «Производство серверов и систем хранения данных, построение катастрофоустойчивых решений с использованием SAN и кластерных технологий»; «Производство компьютеров и периферийного оборудования».Урок в технопаркеС февраля по апрель 2017 года в детском технопарке «Мосгормаш» успешно прошел апробацию совместный проект Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы и Департамента образования города Москвы – «Урок в технопарке». Операторами данного проекта стали подведомственные учреждения столичных департаментов – ГБУ «Малый бизнес Москвы» и Городской методический центр. «Урок в технопарке» – это новые возможности для подготовки инженерных кадров в урочное время, интегрированные занятия на базе детских технопарков, создание пространства и условий для ускоренного технического развития старших школьников и студентов колледжей. Уникальные программы разработаны совместно с ведущими вузами и лидирующими высокотехнологичными предприятиями столицы. Практические занятия способствовали стимулированию интереса учащихся к сфере инноваций и высоких технологий на основе лучших практик проектно-исследовательских технологий. Для педагогов школ и колледжей, участвующих в проекте «Урок в технопарке», было проведено обучение по направлениям «Современная космонавтика», «Геоинформатика» и «Робототехника». Школьники и студенты колледжей прошли практико-ориентированные курсы по перспективным направлениям профессиональной деятельности. Также участники проекта посетили инновационные компании-резиденты технопарков и технополиса, ознакомились с инновационными разработками и высокотехнологичным оборудованием. По завершении курса слушатели подготовили и защитили собственные проекты. С авторами лучших проектов планируется заключение отложенных трудовых договоров, которые гарантируют трудоустройство после получения профессионального образования. Углубленный курс по заинтересовавшему направлению мотивированные старшеклассники смогут пройти с начала нового учебного года.В 2017-2018 учебном году проект «Урок в технопарке» будет реализован с октября по декабрь 2017 года, а также с февраля по апрель 2018 года. ПрофнавигацияПрофнавигация в Москве – это комплекс мероприятий, направленных на знакомство школьников и студентов колледжей с профессиями будущего: мастер-классы, экскурсии на высокотехнологичные предприятия, технопарки и технополисы, интерактивные занятия и хакатоны, деловые игры, развивающие программы и экспресс-курсы в детских технопарках и центрах молодежного инновационного творчества.  Инновационные и комплексные методы профнавигации помогают выявить склонности и развить способности старшеклассников к высокотехнологичному научно-техническому творчеству, подготовить участников – победителей олимпиады НТИ и конкурсов, в том числе таких, как «Робофест», «Шустрик», чемпионаты JuniorSkills, WorldSkills.Столичные высокотехнологичные компании, осуществляющие свою деятельность в направлениях «Нейротехнология», «Промышленная робототехника», «Современные космические системы», «Большие данные» и «Машинное обучение», «Аддитивные технологии», «Возобновляемая энергетика», «Беспилотные автомобили» и «Летательные аппараты», «Интеллектуальные транспортные системы», «Квантовыe коммуникации», «Нанотехнологии» – уже сегодня заинтересованы в подготовке и «взращивании» квалифицированных кадров для своих производств. Новый учебный год Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы начнет с реализации проекта «Технонавигатор-2017», в рамках которого школьники 3-11-х классов и студенты колледжей в интерактивном формате ознакомятся с инновационной Москвой, высокотехнологичными производствами, технопарками и технополисами, центрами молодежного инновационного творчества и научными музеями, а также узнают об успехе в бизнесе и основах предпринимательства. Молодежное предпринимательствоЦелью ежегодной программы является вовлечение молодых людей в предпринимательскую деятельность, объединение их с опытными бизнесменами для обмена идеями и знаниями, позволяющими начать и развить собственное дело. В рамках проекта проводятся уроки предпринимательства для учащихся, желающих посвятить свое будущее бизнесу, защиты проектов по социальному предпринимательству, деловые игры «Море», «Город», «Создай свой стартап. Продай свой стартап», чемпионаты игры «Технополия», встречи с успешными предпринимателями в рамках проекта «Бизнес-площадка», а также интерактивные игры, квесты. Марина МАРЧЕНКО, заместитель генерального директора ГБУ «Малый бизнес Москвы» Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте