search
main
0

Профлидер должен быть политиком. Как живется учителям в богатейшем регионе России?

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра в этом году юбиляр: он образован 10 декабря 1930 года. Это основной нефтегазовый район России и один из крупнейших нефтедобывающих регионов мира. Округ относится к территориям-донорам нашей страны и находится на втором месте по поступлению налогов в бюджетную систему. Местные педагоги могут похвастать льготами, которые в других регионах учителям разве что снятся, и во многом это заслуга профсоюзов. Тем не менее нерешенных вопросов, связанных с социальной поддержкой работников образования, в округе довольно много. А заработные платы учителей, которые могут показаться высокими по сравнению с другими регионами, все-таки значительно ниже, чем в реальном секторе экономики округа, и выглядят очень скромно на фоне цен, которые в ханты-мансийских магазинах даже выше, чем в московских.

Как большинство опытных руководителей, председатель Ханты-Мансийской окружной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Людмила Болдырева полагается не только на свой авторитет и профессионализм, но и на слаженную команду. «Шестьдесят процентов территориальных профорганизаций в округе возглавляют освобожденные председатели, – говорит Людмила Федоровна.- И я работаю над тем, чтобы их стало больше. Ведь освобожденный профлидер может полностью посвятить себя общественным обязанностям, беспрепятственно посещать профсоюзную учебу, семинары, а не освобожденному трудно работать в полную силу. Но даже среди них есть те, кто добивается очень хороших результатов. Например, Надежда Котова, председатель профсоюзной организации Нефтеюганского района: у нее охват профсоюзным членством сто процентов, и она очень ответственно относится к своему посту. Хочется отметить и председателя Нефтеюганского горкома профсоюза Татьяну Розину. У нее в организации девяносто процентов работников образования. А в целом в округе 80 процентов работников отрасли состоят в профсоюзе, в численном выражении это 49 тысяч человек.Мы стараемся работать на опережение: отстаивать свои интересы не тогда, когда какой-то законопроект уже принят, а в ходе его подготовки. Участвуем в работе различных комиссий, развиваем социальное партнерство. В межотраслевом тарифном соглашении, заключенном между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа и Ассоциацией профсоюзных организаций работников бюджетных отраслей, прописано, что все законодательные проекты согласуются с профсоюзными организациями. Существует и трехстороннее соглашение между правительством Югры, объединенными профсоюзами и работодателями округа. В марте 2009 года мы впервые заключили соглашение с окружным Департаментом образования, многие пункты которого перекликаются с межотраслевым тарифным соглашением. Действие этого документа распространяется на учреждения, подведомственные департаменту.В этих соглашениях прописано, что при уходе в отпуск работники отрасли получают материальную помощь на санаторно-курортное лечение. Ее у нас оказывают с 1992 года, когда стало развиваться социальное партнерство. Инициаторами этой льготы были профсоюзы. Учитывая, что в системе образования округа более 60 тысяч работников, это очень большие деньги. В 1994 году наш округ стал самостоятельным субъектом Федерации, и в конце 90-х годов был принят окружной закон об образовании. В нем, в частности, закреплена такая норма: если учитель достигает пенсионного возраста и уходит на заслуженный отдых, он получает 25 окладов. Это тоже завоевание профсоюзов.В 2008 году мы перешли на новую систему оплаты труда. Когда принимали Положение о НСОТ, профорганизации образования всего округа внесли около 60 предложений. Они касались наград, оплаты за проверку тетрадей, увеличения коэффициентов по разным категориям работников. Также мы прописали в положении, что при распределении стимулирующего фонда нужно делать доплату председателям первичек, и во многих территориях это делают. Размер этих доплат разный. На местном уровне тоже заключаются соглашения, и часто бывает, что районное или городское соглашение содержит больше социальных льгот, чем окружное. Например, в некоторых муниципалитетах бюджет выделяет средства на приобретение путевок не только для сотрудников, но и для их детей: это Когалым, Нижневартовск, Ханты-Мансийск.Зарплата педагогов в разных муниципалитетах тоже значительно отличается. Воспитатели получают мало, всего 12 тысяч рублей с учетом «северных», школьные учителя побольше: 24-25 тысяч. А средняя заплата у работников образования по округу на 2010 год составила 24 тысячи рублей. Проблемой ее повышения мы занимаемся постоянно. В мае профсоюзы бюджетной сферы написали письмо на имя губернатора округа Натальи Владимировны Комаровой, где говорилось о том, что два года не было индексации заработной платы, ситуацию надо менять. И в начале июня получили ответ: с первого декабря этого года зарплата работников образования в округе повышается на 11,6 процента. В культуре и здравоохранении она тоже поднимется.Но мы не будем на этом останавливаться. Уже запланировано повышение ставки молодым специалистам, а также библиотекарям и рабочим образовательных учреждений.Стараемся решить и жилищную проблему. Эта тема поднималась осенью на встрече с губернатором Ханты-Мансийского округа. Губернатор подтвердила, что это проблема номер один и она будет решаться в ближайшее время, в течение пяти – семи лет. Правда, не сказала, как. Нам важно, чтобы стоимость квадратного метра жилья снизилась, по существующим ценам купить жилье нереально.После отчетно-выборной конференции я поставила задачу мотивации профсоюзного членства, эта задача Общероссийского профсоюза образования в целом. Мотивация все за ниточки тянет – это и заработная плата, и охрана труда, и социальные гарантии для работников, и создание условий труда. Мы работаем над тем, чтобы повышался статус учителя и профсоюзного лидера, развивалась корпоративная культура. Для этого раз в месяц я провожу собрания для председателей профсоюзных организаций, на которых они пополняют знания, чтобы на равных с работодателем участвовать в переговорах, совместных инициативах. Для этого профлидеры должны быть грамотными во многих сферах: в экономике, психологии, социологии.Профсоюзная работа – это, безусловно, особая деятельность, и я считаю, что она даже сложнее деятельности государственного служащего. Потому что мы – общественная организация, мы не можем ни уволить, ни привлечь к ответственности нерадивого сотрудника или чиновника. Чтобы иметь влияние, профсоюзный лидер должен быть политиком, больше работать с членами профсоюза, чаще применять новые, нестандартные формы профсоюзной деятельности. Например, сейчас мы занимаемся кредитными союзами. Согласитесь, педагоги, скорее, консерваторы, а людей в возрасте уже столько раз обманывали, что им поверить в эффективность кредитных союзов сложно. Поэтому я призываю профлидеров разного уровня вести активную разъяснительную работу с членами профсоюза, давать информацию на эту тему. Здесь мне, как председателю, очень помогает газета «Мой профсоюз», которую в округе выписывают все первичные организации. Это моя настольная книга, где я черпаю опыт других территорий.Не реже раза в квартал я провожу совещания, посвященные новшествам в образовательном законодательстве округа. Частые гости моих семинаров – представители негосударственного пенсионного фонда, фонда социального страхования, которые учат руководителей профсоюзных организаций правильно трактовать все нововведения людям.Чтобы работа была наглядной, профсоюз должен говорить о том, что он делает. Если мы будем молчать, о наших достижениях мало кто узнает. И, конечно, многое зависит от профсоюзного лидера, от его отношения к людям, участия в профсоюзной деятельности. Поэтому я очень много внимания уделяю обучению председателей профсоюзных организаций и актива, мы проводим правовые семинары, семинары по трудовым вопросам: разбираем такие темы, как прием на работу, увольнение, сокращение, коллективный договор. В этом нам помогает Светлана Юрьевна Григорова, юрист Тюменского областного комитета профсоюза. Мы ездим с ней по нашим территориям, изучаем ситуацию на местах. В прошлом году посетили Нижневартовский район, потом проводили семинары в Покачах, в Ханты-Мансийском районе и Ханты-Мансийске. Также мы проводим «круглые столы» с Департаментом образования.В округе много хороших, заслуженных педагогов. Дай бог им сил, здоровья, терпения, ведь труд учителя – очень тяжелый, и чтобы требовать с учителя, нужно сначала создать для него хорошие условия и платить достойную заработную плату, а потом уже с него спрашивать. Если, например, учитель дополнительного образования получает 12 тысяч рублей и имеет семью (а многие педагоги одни воспитывают детей), то где взять силы и энтузиазм на постоянные нововведения в образовании?В нашем округе очень много делается для учителя, но нам хотелось бы большего, ведь мы живем в суровых условиях Севера. Одна из самых острых для нас – проблема санаторно-курортного лечения работников образования и всей бюджетной сферы. Люди хотят, чтобы им оплачивали хотя бы 50 процентов стоимости путевок, но денег на это нет. Путевки в хорошие санатории очень дорогие, но мы-то живем на Севере, зимы у нас длинные, холодные, нам важно выезжать на отдых и лечение.Многие до сих пор считают профсоюз кассой взаимопомощи: если дают денег, буду вступать в профсоюз, а если не дают, не буду. Но на один процент от зарплаты, который идет на профсоюзные взносы, нереально всех одеть, обуть и накормить. Тем не менее я не устаю повторять: профсоюз – это реальная сила, которая помогает не только каждому работнику, но и власти, и руководству системы образования, снимает социальную напряженность».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте