Почему в одних коллективах высокое профсоюзное членство, а в других низкое? Казалось бы, ответ очевиден: в одном случае профсоюзный комитет и его председатель работают хорошо, а в другом – недостаточно. Действительно, если профком и его председатель плохо выполняют свои обязанности, не информируют коллектив о работе вышестоящих профсоюзных структур, то работники не видят преимуществ профсоюзного членства. Однако не все так просто…
Недалеко друг от друга стоят две школы. Число учеников, как и работников, примерно одинаковое. Результаты единого государственного экзамена, другие показатели примерно совпадают. Но в одной школе стопроцентное профсоюзное членство или близкое к тому, а в другой не дотягивает и до семидесяти процентов. Председатели профкомов в обеих школах уважаемые люди, работа ведется, организуются мероприятия. Все вроде бы одинаково. А результат разный. В чем дело? Только ли в объеме и качестве профсоюзной работы, проводимой в коллективах, и усилиях председателя профкома? Или существуют другие факторы, влияющие на осознанное решение работника состоять в профсоюзе?Возьмем Устав Профсоюза работников народного образования и науки РФ. Там в первой статье написано, что профсоюз в своей деятельности независим от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетен и не подконтролен. Взаимоотношения с ними профсоюз строит на основе равноправия, социального партнерства и взаимодействия, а также на основе коллективных договоров, соглашений, диалога и сотрудничества в интересах своих членов.Каждая профсоюзная структура взаимодействует с органами власти и управления образованием на своем уровне. Так, областной комитет профсоюза решает вопросы с областным Департаментом образования, Центральный совет – с федеральным министерством.А с кем должен взаимодействовать профсоюзный комитет образовательного учреждения? Разумеется, с администрацией учреждения, с руководителем. И степень этого взаимодействия зависит не только от активности председателя профкома, но и от понимания руководителем роли и места профсоюза в жизни коллектива.Практика показывает, что руководители, многие из которых тоже являются членами профсоюза, относятся к нему по-разному.Посмотрим на наших директоров и заведующих с этой точки зрения.Первая группа. Отношение к профсоюзу положительное. Руководитель готов обсуждать любые вопросы. Не принимает единоличных решений, затрагивающих социально-экономические и трудовые права и интересы работников, не посоветовавшись с профкомом или вышестоящими профсоюзными органами. Не нарушает трудового законодательства. Поддерживает авторитет профсоюза, председателя профкома, интересуется профсоюзной работой, готов оказать помощь.Вторая группа. Отношение к профсоюзу прохладное. В профсоюзную работу не вникает. Советуется с профкомом в случае крайней необходимости. Может допускать нарушения трудового законодательства, такие как распределение стимулирующей части без учета мнения профкома, увольнение работников без соответствующей процедуры и другое. Как правило, придерживается авторитарных методов руководства.Третья группа. Отношение к профсоюзу отрицательное. Руководители не состоят в профсоюзе и в разговорах с работниками отзываются о нем негативно. Считают, что профком только мешает им работать. Двуличны. На вопрос, почему в вашем коллективе низок процент профсоюзного членства, отвечают, что люди не хотят вступать в профсоюз, тогда как в отдельных случаях сами этому препятствуют, отговаривают или запугивают работников. Могут нарушать трудовое законодательство.Как вы думаете, к какой группе относится ваш руководитель?Если к первой, остается только порадоваться, что вам повезло работать с таким начальником. И если у вас к тому же активный профком, и работники ему доверяют, стопроцентное (или близкое к тому) профсоюзное членство обеспечено.Если ваш руководитель относится ко второй группе, то профкому необходимо теснее взаимодействовать с ним, чаще бывать у него в кабинете, приглашать на свои заседания, не оставлять без внимания случаи нарушения законодательства. Действовать принципиально и строго в соответствии со своими полномочиями, добиваясь соблюдения всех нормативных документов. Чаще советоваться с вышестоящими профсоюзными органами. При соответствующей работе профсоюзное членство будет расти.Если же ваш руководитель относится к третьей группе, то вам не повезло. К счастью, таких руководителей немного. Но они есть, и с ними тоже надо находить общий язык. В случаях нарушения законодательства немедленно информировать райком профсоюза. Проводить усиленную информационную работу среди работников, разъясняя преимущества профсоюзного членства. Таким руководителям (и не только таким) необходимо напоминать, что профсоюз им также нужен.А собственно, почему это профсоюз нужен руководителю? Работнику – понятно. А руководителю?Назовем несколько причин.Во-первых, в лице профкома руководитель имеет представительный орган работников для обеспечения выполнения законодательства о труде: заключения коллективного договора и соглашений по охране труда, учета мнения коллектива при принятии локальных нормативных актов.Во-вторых, наличие профсоюзного комитета способствует профилактике и законному разрешению трудовых споров и конфликтов, а практика показывает, что люди жалуются, и проверки, как правило, подтверждают обоснованность этих жалоб. Когда руководитель прислушивается к мнению профкома, острота вопроса сглаживается. В противном случае конфликты разрастаются и могут разрешиться увольнением самого руководителя. Таких примеров достаточно много.В-третьих, без участия профкома невозможно организовать справедливое распределение учебной нагрузки, доплат и надбавок, премий, тем более что законодательство не позволяет это делать руководителю единолично.В-четвертых, в учреждении проводится налаженная культурно-массовая и спортивно-оздоровительная работа, которую профком организует во взаимодействии с районным и областным комитетами профсоюза.В-пятых, профсоюз способствует формированию партнерских, доброжелательных отношений в коллективе, его сплочению. И этот коллектив, в том числе с помощью вышестоящих профсоюзных структур, всегда может поддержать руководителя в случае необоснованных претензий к нему со стороны органов управления образованием.В-шестых, руководитель разделяет с профсоюзом ответственность при принятии решений, иногда непопулярных.Например, мы знаем, что необходимо поддерживать территорию учреждения в чистоте, и за это с руководителей спрашивают. Несмотря на наличие в штатном расписании дворников, возникает необходимость проведения субботников. Если заведующая безапелляционным тоном заявляет, что после работы все идут убирать мусор – это одно. А если руководитель вместе с председателем профкома доброжелательно попросят сотрудников принять участие в субботнике, а следом объявят, что по совместной договоренности каждому, принявшему участие, будет дан отгул или премия – это совсем другое.Кроме того, если работодатель – член профсоюза, он имеет право на оперативное получение информации по изменениям в трудовом законодательстве; на юридические консультации и методическую помощь по его применению; на защиту своих прав через вышестоящие профсоюзные организации и так далее.Многие директора это хорошо понимают (к сожалению, не все).И еще одно замечание. Говоря о взаимодействии между профкомом и руководителем, нельзя забывать, что главное в работе профкома по защите интересов работников – принципиальная позиция. Не все профкомы ее выдерживают. К сожалению, здесь часто профсоюзный актив совершает две серьезные ошибки.Первая ошибка – соглашательская позиция. Профком во всем идет на поводу у руководителя, соглашается со всеми его решениями, иногда и несправедливыми, боится ему возразить, забывает о том, что в первую очередь он защищает интересы людей. Такая позиция подрывает авторитет не только профкома, но и профсоюза в целом. Нужен ли такой профком работникам? Разумеется, нет.Вторая ошибка. Под видом заботы о работниках профком во всем идет на конфронтацию с руководителем, подвергает сомнению все его решения, порой законные, пытается предъявить руководителю необоснованные претензии, пишет жалобы во все инстанции, которые при проверках не подтверждаются и так далее. Способствует ли это улучшению положения работников? Едва ли.Какой вывод можно сделать из всего сказанного?Вывод простой. Профсоюз силен своей численностью, организованностью и активностью. Профсоюзные организации по своей природе обязаны взаимодействовать с работодателями по социально-экономическим и трудовым вопросам в интересах членов профсоюза. Именно профсоюзные комитеты должны быть инициаторами и использовать весь арсенал методов для укрепления этого взаимодействия.Чем лучше будет налажено взаимодействие – тем лучше и для коллектива, и для руководителя. Возможно, это случится не сразу, но в итоге наладится морально-психологический климат, работники будут иметь больше льгот и гарантий и реально ощутят преимущества профсоюзного членства. Таких коллективов много.В противном случае в коллективе могут начаться всевозможные «разборки», пойдут жалобы во все инстанции. Многочисленные комиссии не дадут спокойно работать. Нервозная обстановка затронет учащихся, вызовет недовольство родителей. При проверках обязательно выявятся недостатки, злоупотребления и правонарушения. Возможно, будет стоять вопрос о замене руководства учреждения. Увы, некоторые коллективы это уже проходили. Подумайте, а вам это нужно?Павел МАРИН, председатель Коминтерновского райкома Профсоюза работников народного образования и науки РФВоронеж
Комментарии