Профильный литературный отряд в летнем лагере Красноткацкой школы Ярославской области теперь уже замечательная традиция. У пишущих ребят есть уникальный шанс посетить мастер-классы знаменитых поэтов и писателей, ознакомиться с самыми необыкновенными словесными жанрами, принять участие в творческих пленэрах по городам и селам родного края и, конечно, расширить свой кругозор и получить невероятный запас вдохновения, а может, открыть в себе талант юного поэта и писателя. Лагерь, в котором каждое мгновение пропитано духом созидания. Лагерь, в котором за все четыре дня ни один ребенок не уткнулся в телефон вместо предложенных учителем занятий. Лагерь, в последний день которого у всех было только одно желание – вернуться на машине времени в самое начало.
Литературная студия «Проба пера»: тернистыми тропами – к достижениямУже около десяти лет в Красноткацкой школе успешно существует литературная студия, известная далеко за пределами области. Разве не чудо – дети сами пишут стихи и рассказы и при этом развивают речь, обогащают свой духовный и нравственный мир? Сейчас никто уже не помнит, что начиналась «Проба пера» с обычного кружка по русскому языку и с лингвистических сказок – забавных историй на правила русского языка. Потом вдруг ребята почувствовали, что им становится тесно в таких рамках и хочется сочинять вовсе не о том, почему «не» с глаголами пишется раздельно, а о пушистом снеге, кленовом осеннем листке, первом цветке мать-и-мачехи на проталине. Что поделать – детские души просили стихотворений, рассказов и сказок!Несколько лет студия существовала в формате индивидуальных консультаций с пишущими ребятами. В основном приходили школьники 5-8‑х классов. Общение педагога с ребятами происходило после уроков, на перемене в школьных коридорах, вечерами по телефону. Уже тогда в арсенале студии появились глубокие, образные, необычные стихи, вышедшие из-под пера неугомонных шалунов. И вот первый конкурс и первые победы! А дальше начались настоящие чудеса: пишущие ребята стали преображаться, их глаза на мир стали раскрываться, дети почувствовали интерес и какую-то сопричастность к словесному искусству. Стало понятно, что литературное творчество – то поле деятельности, которое раскрывает перед педагогом широкие горизонты. Однако подчеркнем, что у нас не было и нет задачи сформировать писателя или поэта. За литературным творчеством скрывается другое: приобщение с детства к миру литературы, формирование мышления «связным текстом», развитие тяги к прекрасному. Стало ясно и другое: чтобы добиться результата в литературном творчестве, нужны не хаотичные единичные занятия-консультации, а система работы.Именно поэтому с 2013 года в школе появились занятия внеурочной деятельности «Проба пера» для самых маленьких – второклассников и третьеклассников – продолжительностью 45 минут один раз в неделю. Ребята в группах исследовали тексты разных жанров, выявляли общие признаки, анализировали работы сверстников и затем создавали свои тексты: сперва короткие – считалки, загадки, скороговорки, потом рассказы, сказки, стихотворения. Тут же стала очевидной другая проблема – отсутствие методической базы по обучению детей литературному творчеству. Достаточно большое количество пособий по развитию речи ставили первостепенной задачей именно формирование грамотной речи; какие-либо брошюры и исследования по литературному творчеству казались либо чересчур общими, либо трудно применимыми к реальным детям и школьным условиям. Было принято решение самому педагогу разработать авторские программы и авторские учебные пособия – небольшие рабочие тетрадки, на которых предполагалась работа на занятиях. Очень скоро были разработаны и успешно апробированы подобные тетради на три года обучения.Результатами занятий студии «Проба пера» стали индивидуальные и групповые проекты – сборники собственного сочинения, а также социально значимые продукты – календари и дневники на литературной основе, которые можно успешно тиражировать и использовать в образовательном процессе.Калейдоскопом закружили нас ежегодные конкурсы и победы в них – например, областные конкурсы юных поэтов «И вновь душа поэзией полна», «Вдохновение», а также всероссийские конкурсы, например «Сочи-МОСТ», «Космос говорит по-русски», «Фанфикшен – территория творчества». Каждый месяц в нашем сознании уже стал ассоциироваться с определенным конкурсом, к которому ребята заранее начинали готовиться.Но особенность творческих людей в том, что их не устраивает ничего устоявшееся. И педагогу, и учащимся хотелось каких-то радикальных перемен, каких-то новых методических форм работы на «Пробе пера».Именно тогда и возникла идея профильных лагерей, которая встряхнула ребят студии и заставила посмотреть вокруг свежим взглядом.Вереница литературных каникулКогда устраивать профильный лагерь? Конечно же, на каникулах: коротких осенних, весенних и чуть подлиннее – летних. По сути, это тот же самый школьный лагерь дневной формы пребывания с двухразовым питанием, только с одним существенным отличием: каждое мероприятие такого лагеря посвящено литературному профилю. «Отдыхать, учась; отдыхать, развиваясь и просвещаясь» – эти слова можно взять девизом такому лагерю. Да, заниматься ничегонеделанием, играми и свободным общением этим ребятам не пришлось. Но разве отдых не есть смена разных интересных занятий? Разве разнообразный, радостный труд себе в удовольствие не отдых?Какие конкретные методические формы работы были использованы в нашей практике? Литературные экскурсии в музеи и библиотеки, библиотечные занятия, посвященные книгам на какую-то тему, авторам и знаменательным событиям, мастер-классы, литературные гостиные и чайные церемонии, театральные встречи, командные игры и викторины.Чтобы представить точнее, что представляет собой профильный лагерь, посмотрим на первый день летней смены.8.00. Встреча детей, обмен текущими контактами с родителями, решение организационных моментов.8.30. Торжественное открытие летнего профильного лагеря «Проба пера» в 10‑м кабинете.Приветственное слово директора школы М.П.Мухиной.Напутствие заместителя директора школы Н.Н.Касимовой.Творческий номер от воспитанников лагеря «Проба пера».Небольшая театральная сценка с интерактивными заданиями, посвященная открытию лагеря.9.00. Завтрак.9.20. Организационная линейка. Знакомство с деятельностью профильной смены лета-2018. Проектная работа. Инструктаж по технике безопасности во время выездных мероприятий, правила поведения на территории школы, дорога домой.9.45. Игры на сплочение коллектива.10.30. Отправление в библиотеку поселка Красные Ткачи (если хорошая погода – пешком).11.00. Прибытие в библиотеку. Начало программы «Детства чудесная пора» (в честь Дня защиты детей).Чаепитие. Сладкий стол.12.00. Отправление в школу.12.30. Прибытие в школу.12.40. Командная игра «Литературный нон-стоп».13.40. Подведение итогов командной игры. Торжественная посадка дерева студии «Проба пера» у школы (сербская ель).14.00. Обед.14.20. Праздничное чаепитие в 10‑м кабинете. Заполнение первого сердечка «Гирлянды лета».15.00. Круг дружбы. Отправление по домам.Каждая минута, каждый миг такого лагеря занят полезным делом и работает не только на развитие личности ребенка и расширение его кругозора, но и на конкретный индивидуальный или групповой проект, над которым ребята профильного лагеря трудятся в течение смены. Вот, по сути, еще один мостик между кружковой работой и уроком, еще один ориентир на ФГОС, подготовка к защите индивидуального проекта, который ждет каждого выпускника 9‑го класса.В осеннем и весеннем лагере таким индивидуальным проектом стали «Дневники путешественника», которые вели ребята каждый день. В первом случае это был упрощенный вариант – папка с файлами, где на один день предназначался один белый лист. В конце дня выделялось специальное время, когда ребята заполняли лист: младшие могли оформлять свои впечатления от поездок, встреч, мастер-классов в виде рисунков, старшие составляли тексты в любом жанре. Весной задания чуть усложнились: вместо пустых листов у ребят были заготовки «Дневника путешественника» – странички с расчерченными строчками и подготовленные педагогом задания. Заканчивался лагерь обязательной защитой индивидуального проекта. Каждый демонстрировал свои рисунки, читал написанные за дни лагеря тексты, делился своими впечатлениями и рассказывал, чему научился.В летнем лагере, как уже видно из плана первого дня, ребята ежедневно трудились над увлекательным проектом «Гирлянда лета». В конце дня дети получали по одному белому листу, вырезанному в форме сердца. Теперь уже обязательным условием стал текст определенного жанра о том, как прошел день, составленный самим ребенком. Перечень таких жанров выводился педагогом на экран: это рассказы, сказки, стихотворения, странички дневника, акротексты, стихотворения в рисунке, лимерики, синквейны, загадки, очерки, заметки и т. д. С каждым из этих жанров ребята уже знакомились в течение года на «Пробе пера», поэтому здесь только применяли на практике полученные умения.В конце смены сердца скреплялись за края степлером, и у каждого получилась длинная гирлянда, которую потом можно повесить дома над кроватью, над письменным столом или на балконе, чтобы каждое сердечко напоминало чудесные мгновения лагеря.Учимся ловить вдохновение: пленэры на природеНо самым увлекательным и продуктивным проектом летнего лагеря «Проба пера» стало участие в создании детского путеводителя по Ярославской области. Здесь надо сказать несколько слов о Школе вдохновения – уникальном творческом образовательном пространстве Ярославля, которым руководит талантливый, креативный и мобильный педагог Наталья Орлова. Именно благодаря ее стараниям, а также помощи коллег и ребят на создание путеводителя был выигран грант «Православная инициатива». К тому моменту, когда «Проба пера» была приглашена к сотрудничеству, Школа вдохновения уже выпустила два детских путеводителя по Ярославлю, Рыбинску, Тутаеву, Переславлю-Залесскому, Угличу, Ростову Великому.Теперь же наш маршрут пролегал удивительными уголками Ярославского края, которые находятся в непосредственной близости от Золотого кольца России: города Гаврилов-Ям и Мышкин, поселок Борисоглебский, села Великое и Курба.Пожалуй, стоит особо остановиться на такой методической форме, как пленэр: в городах и селах у ребят были сперва экскурсии, после чего они садились на свои стулья, коврики, брали ручки и карандаши и начинали творить. Они писали стихи и рассказы о том, что видели вокруг себя, что их удивляло, радовало, тревожило.Третьеклассница Ульяна Шеренгина вдруг заметила, что стволы берез чем-то похожи на далматинцев, а еще узоры на их коре напоминают лица людей:Стволы берез, как далматинцы,Склонились к голубой воде.Узоры на коре, как лица,Написанные на холсте,Как будто говорят мне «Здравствуй!»,Я обнимаю их в ответ.Как же, наверное, прекрасно,Что я пришла на белый свет!Десятилетнего Сашу Осипова привлек очень длинный мост в Гаврилов-Яме. Взглянул паренек на мост – и вот уже готовы стихотворные строчки:Вижу мост автомобильныйОчень, очень, очень длинный…По нему спешат машины.Шины, шины, шины, шины…А в машинах едут люди,Что же дальше с ними будет?Кирилл Петроченков, одноклассник Саши, настолько вдохновился Борисоглебским монастырем, что написал акротекст – короткий текст, в котором из первых букв каждой строчки складывается определенное слово. При этом третьеклассник не только технически выдержал жанр, но и наполнил свою работу личностными эмоциями:Белокаменные храмы.Около них – сказочные лиственницы.Роскошные палаты,И всюду – дух старины.Смотрят на нас сверху величественные купола,Окружает нас крепостная стена,Голубое небо раскинулось над храмами.Лучи солнца льются с небес.Если хоть раз тут побывал, не забудешь этот край…Борисоглеб меня покорил!Варю Ускову больше всего удивил Мышкин, а особенно подъем на колокольню. Крутые ступени, узкие проходы – и вдруг колокола, простор старинного города и ширь Волги. Просто дух захватывает, когда оказываешься на этой высоте!В чудный Мышкин держишь путь тыЧерез темные леса,На автобусе, пароме,Вот какие чудеса!Колокольня. Восхититься.И подняться по ступеням.Чудным видом вдохновитьсяИ спуститься вновь на Землю.Конечно, перед тем как попасть в путеводитель от Школы вдохновения, эти работы еще пройдут редактирование. Возможно, в издание попадут только лучшие из них. Но все творческие зарисовки попали в небольшую печатную книжку впечатлений, которая была сделана на уровне отряда и торжественно вручена каждому.И чем шире кругозор…Среди мероприятий профильного лагеря «Проба пера» есть такие, которые на первый взгляд совершенно не связаны с литературой. Скажем, поездки в планетарий, в пряничную лавку на мастер-класс по росписи пряника, на архитектурную экскурсию по старому Ярославлю. Но это только на первый взгляд. На самом деле юному писателю просто необходима каждодневная подпитка впечатлениями – чтобы что-то зашевелилось в душах, чтобы что-то пробудилось в сердцах. Поэтому для ребят такого лагеря важны любые мероприятия совершенно любой направленности, если они вдохновляют юных творцов. Тем более… так ли далеко звездное небо от литературы? А после мастер-класса по росписи пряника у нас был конкурс на лучшую историю из жизни пряника.Экскурсия «В гости к куклам» – в закулисье кукольного театра – показала нам, как создается образ литературного персонажа на сцене, экскурсия «Как делают мультики» – в мультипликации. Две сказки в Театре юного зрителя надолго запомнились ребятам как чудо.22 июня, в День памяти и скорби, у профильного лагеря состоялся торжественный поход к памятнику погибшим солдатам, где каждый читал стихи о войне – свои, не свои – не важно. И это тоже литература, многогранная и неповторимая.Маленькие сердца делают большое открытие: литература не только зеленый учебник, по которому учитель просит к следующему уроку прочитать «от этой страницы до этой», литература разлита во всем – в кучевых июльских облаках, в ароматах луговых трав, в скрипе качелей во дворе.…И даже зарядка – литературнаяБыло в лагере «Проба пера» множество мелочей, которые в конечном счете делали жизнь ребят удивительной и уникальной. К примеру, утром детей ждала физическая разминка, но не обычная – литературная. Все как и положено: начинаем с шеи, продолжаем руками, завершаем туловищем. Да вот только учитель не говорит «вправо-влево, раз-два», а называет по очереди имена и фамилии. Если это имя-фамилия писателя, то надо сделать наклон вправо, если имя-фамилия литературного персонажа – наклон влево. И попробуй ошибиться – на следующий раз будешь сам проводить похожую разминку!Отрядный круг в конце дня и песня «Ты да я, да мы с тобой» еще одна такая «мелочь», без которой невозможно было представить ни одного дня. Отрядные конкурсы и дни рождения. Обязательные подарки в конце смены – хорошие художественные книги с дарственными надписями от отряда. Огромный торт в виде книги с эмблемой «Пробы пера». Каждодневные викторины, соревнования и квесты, которые полностью готовили сами дети. Ненавязчивая рефлексия – развешенные по классу чистые листы А3, на которых в любой день любой желающий мог поделиться впечатлениями, проблемами, сказать кому-то слова благодарности или письменно «выговориться», если на что-то в обиде.Без всех этих деталей профильный лагерь «Проба пера» представить было невозможно.Лагерь, в котором учат быть счастливымВ последний день лагеря на глазах ребят были слезы. У всех была заветная мечта – вернуться в первый день лагеря и прожить все сначала. Ну а можно – сразу в следующие каникулы, когда «Проба пера» снова откроет двери лагеря.В чем же секрет успеха такого лагеря? Наверное, в том, что там каждый ребенок учится быть счастливым. Пусть он не станет ни поэтом, ни писателем, пусть он в будущем вообще выберет себе путь, не связанный с художественным словом, но он уже никогда не пройдет мимо цветущего куста жасмина, обязательно полюбуется на купола храма, остановится, чтобы послушать пение иволги. Тот, кто хоть раз в жизни прикоснулся к чуду создания стихотворения или рассказа, смотрит на мир другими глазами. Он видит скрытую жизнь вещей. Он по-другому смотрит на привычные вещи. Он умеет видеть удивительное в самом обычном и благодаря этому находит гармонию в жизни.Наверное, ради этого и стоит работать в таких профильных лагерях.Закончить хочется стихотворением теперь уже девятиклассника Дмитрия Биндалова, который прошел через всю «Пробу пера» и уже точно на всю жизнь сохранит особый, созерцательный настрой.Удивительное рядомУдивительное рядом!Это знаем я и ты.Видишь – радуга над садом,В палисаднике цветы.Тополиные пушинкиТихо в воздухе кружат,Как волшебные снежинки,Устилают все подряд.Майский дождикЗвонкий, теплыйК нам в окошко постучал,По деревьям и по стекламСеребринки разбросал.Лягушонок прыгнул в лужу,На траве сидит оса.Со щенком котенок дружит.Вот какие чудеса!Удивительное рядом!Вы поверьте мне, друзья.Где? Да просто видеть надо
Красоту вокруг себя.
Алексей БУТУСОВ, учитель русского языка и литературы Красноткацкой средней школы, руководитель детской литературной студии «Проба пера», Ярославская область
Комментарии