В декабре минувшего года Министерство образования и науки РФ, МГТУ имени Н.Э.Баумана и «Учительская газета» объявили о старте совместного проекта – открытой механико-математической олимпиады «Профессор Жуковский». Цена победы велика: поступление в легендарную Бауманку вне конкурса. Прошедшие первый, заочный, тур приглашались в Москву для участия в очных испытаниях. Во втором туре попробовали свои силы 561 человек из 23 российских регионов. А это значит, что студенческая судьба лучших ребят согласно решению ученого совета и положению об олимпиадах до 45 процентов от общего числа участников, уже решена. Самыми активными, что объяснимо и географически, и организационно, стали, конечно же, московские школьники, на втором месте по активности – учащиеся Московской области, на третьем – одиннадцатиклассники из Чувашии. Об итогах олимпиады «Профессор Жуковский» – наш разговор с начальником управления «Образовательные и научные молодежные программы и проекты» МГТУ имени Н.Э.Баумана и руководителем программы «Шаг в будущее» Александром КАРПОВЫМ.
– Александр Олегович, почему все больше вузов стремится сегодня проводить собственные олимпиады? Вы не доверяете результатам ЕГЭ?
– К сожалению, при всех своих многочисленных плюсах ЕГЭ уязвим в главном: он, о чем постоянно говорят и ректор МГУ Виктор Садовничий, и ректор Бауманского университета Игорь Федоров, не позволяет измерять творческую компоненту абитуриента, его потенциал. А олимпиадные задания помогают управлять качеством набора, что особенно важно для вузов высокого уровня, с традициями, с давно сложившейся педагогической школой. Для тех вузов, которые готовят научно-техническую и управленческую элиту страны. Откроем пункт 3 статьи 16 Закона об образовании. Здесь идет речь о зачислении в вузы граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня. Отчего-то многие не придают значения этому важному слову. И ЕГЭ измеряет общие способности, но никак не профессиональные.
Что касается традиционных всероссийских олимпиад школьников, то одно из главных отличий от них в том, что у нас нет квотирования. В олимпиаде могут принимать участие все желающие. Вот и получается, что от одного региона в финал выходят 20 ребят, а от другого – никто. Так что мы еще, сами того не предполагая, создали и своеобразную систему независимой экспертизы. Ведь такие результаты – это «звонок», значит, в том или ином регионе преподавание точных наук «западает».
– А чем олимпиадные задания помимо уровня сложности, конечно же, отличаются от заданий ЕГЭ?
– Мы изначально отказались от «усреднения» и никого не причесываем под одну гребенку. Наши задания разбиты на пять профилей, связанных с биомедицинскими, ракетными, информационными технологиями. Ведь знания школьной программы по физике и математике в каждой из таких крупных областей требуются определенные: какие-то разделы нужны углубленно, а какие-то – на уровне минимума. Насколько сложными должны быть задачи по тем или иным разделам, решали специалисты наших кафедр. Эти профили открыты, молодые люди заранее могут с ними ознакомиться и решить, что им интереснее и важнее. Например, если старшеклассник в будущем видит себя студентом, изучающим информационные технологии, ему следует больше внимания уделять разделам комбинаторного плана, а если планирует стать специалистом по механике или робототехнике, ему, естественно, не обойтись без серьезных знаний по механическим разделам физики. Таким образом, с введением профилей молодые люди знают, на что им обратить особое внимание, а мы, видя, как они решают эти задачи, понимаем, способны ли они в будущем вообще работать с этими областями знаний.
– Программа «Шаг в будущее» существует уже 15 лет и помогла заявить о себе и попасть на студенческую скамью тысячам талантливых молодых людей. Для чего вообще понадобилось организовывать еще одну олимпиаду?
– «Шаг в будущее», конкурс научно-исследовательских работ, – испытание, конечно же, более творческое. И что уж там говорить, дети, которые много лет занимаются серьезными научными исследованиями, на голову выше своих сверстников, которые познают мир лишь в теории. Но, во-первых, очень немногие дети имеют возможность заниматься в школе исследовательской работой. Не все учителя умеют, могут и хотят им в этом помогать. И их нельзя в этом винить – это совершенно особая работа, где важно все: потенциал самого педагога, его опыт, настрой и связь с высшей школой. Несмотря на то что в нашей программе участвуют 150 тысяч молодых людей, по всей России это капля в море. А что делать остальным талантливым ребятам, у которых нет такой возможности? Для них-то и придумана академическая вертикаль программы «Шаг в будущее» – олимпиада «Профессор Жуковский».
– Вы довольны тем, как все прошло?
– Это был эксперимент, который показал главное: мы движемся в верном направлении и нашли правильный инструмент. Честно скажу, качество знаний абитуриентов оставляет желать лучшего. Но, возможно, если молодые люди будут знать, к чему готовиться, вскоре ситуация выправится.
– Какие изменения ждут олимпиаду в будущем году, когда она, выйдя из режима эксперимента, заработает уже в полную силу?
– У нас уже есть заявки от 17 региональных вузов, которые в следующем году будут проводить олимпиаду «Профессор Жуковский» на своей базе, чтобы дети не тратились на дорогу в Москву. Да и потом – вузы в регионах ведь тоже заинтересованы в управлении качеством, но у многих нет своей истории олимпиадного движения. А так все талантливые ребята пройдут перед ними, и многие у них же и останутся.
NB!
Имена победителей олимпиады «Профессор Жуковский» читайте на сайте «УГ» www.ug.ru
Комментарии