search
main
0

Профилактика “пофигизма”, или Как усадить ребенка за уроки

Сижу на приеме у психолога, наблюдаю. Один за другим идут в этот кабинет родители, ведут детей школьного возраста. И понимаю, что проблема у них, в общем-то, одна – уроки, успеваемость. Сколько слез пролито из-за них детьми, сколько нервов истрепано взрослыми! Но – попробуем привести жалобы в порядок, проанализировать и пронумеровать, что ли…
Прочитайте о них. И, возможно, у вас появится желание поговорить об этом с родителями своих учеников.

Итак, жалоба номер один: “Невозможно засадить сына за уроки”. Мама плачет: “Когда в школу поступал, учителя говорили, что он способный мальчик. А сейчас только задачник по математике откроет – сразу лицо тупое и глаза стеклянные”. Отец вторит: “Элементарных вещей не знает!” И к психологу поступает вполне вроде бы закономерный вопрос: “Как воспитать в ребенке чувство ответственности?”
Но любое лекарство, в том числе психологическое, можно прописать, только правильно установив диагноз. А это не так уж и просто. Проблема в том, что большинство родителей считают, будто в основе отказа ребенка готовить уроки лежит обыкновенная лень. Но зачастую этот же “ленивый” ребенок часами что-то мастерит или читает, охотно моет посуду и даже пол, пылесосит квартиру, лепит пирожки… Выходит, дело не в природной лени, а в чем-то другом? Да. Чаще всего за подобной “псевдоленью”, рассказывает психолог Татьяна Львова, скрывается панический страх неудачи.
Иные дети, наоборот, от страха затормаживаются, частично или полностью отключаясь от происходящего. Их вид сбивает с толку пап и мам, но только не хорошего специалиста. Вид у детей бывает почти безмятежный, родители приходят в бешенство, им кажется, что ребенку на все наплевать: и на оценки, и на замечания учителей, и даже на их крики! На самом же деле бедное чадо глубоко травмировано своими школьными неудачами. Только выражается это не столь откровенно, как у детей, которые плачут из-за двоек. “И если эту травму не устранить, – делает вывод Татьяна, – у мальчика или девочки может развиться невроз, чреватый самыми различными психосоматическими заболеваниями”.
Поэтому родителям следует не задаваться роковым вопросом “Как научить ребенка ответственности?”, а запастись терпением и помогать сыну или дочери готовить уроки. Да-да! Даже в том случае, оказывается, если вы полагаете, что ребенок вполне способен заниматься самостоятельно. Опытный психолог знает, что, как только ребята смогут управляться без помощи пап и мам, они непременно от нее сами откажутся! Ибо всем детям доставляет огромную радость сознание, что они наконец “и сами с усами”. И никому не нравится чувствовать себя недотепой и неумейкой.
Проблема номер два: “Как усадить за уроки “капризных” детей?”.
Перед нами девятилетний Сеня. Ему грозят исключением из школы. А маме кажется, что он абсолютно к этому равнодушен. И правда, с лица мальчика не сходит улыбка! Выясняется, что Сеня улыбается всегда: и когда его ругают, и когда он просиживает перед телевизором. Только при виде папиного ремня Сеня моментально серьезнел. Увы! Ненадолго. Неужели такой неизлечимо “капризный”?
Однако именно эта застывшая, словно приклеенная, улыбка и служит психологу сигналом Сениного неблагополучия. Его лицо не походит на лицо живого мальчика. Это маска, под которой скрывается… Вы угадали правильно: все тот же детский страх. Когда поговорили с родителями, выяснилось, что в первом классе Сене с большим трудом давалось письмо. Делая уроки, он развозил в тетради жуткую грязь. А мама, у которой тогда случились неприятности на работе, раздражалась на него, кричала и несколько раз даже отхлестала его тетрадкой по щекам. Мама-то почти не придала значения тому случаю, почти забыла его. А вот Сеня не забыл. В результате уже при одном упоминании о том, что пора делать уроки, ребенок впадает в ступор. А маме кажется: “все капризничает”.
Еще одна распространенная причина отказа делать уроки – это желание ребенка привлечь к себе внимание взрослых. Обычно возникает у детей, склонных к демонстрации своих чувств. Эти дети очень зависимы от родителей и повышенно нуждаются во внимании и ласке. Правда, в силу своего характера не выражают эмоции прямо, а начинают упрямиться и вести себя вызывающе. Но виноваты ли они в этом? Виноваты ли они в том, что таким детям не хватает родительского тепла? Что они чувствуют себя одинокими и знают, что их школьная неуспеваемость – едва ли не единственный способ вызвать беспокойство любимых взрослых?
– Когда все нормально, – честно признался Татьяне один мальчик, – мама меня не замечает. Я понимаю: у нее много дел…
Но сама мама его не понимает и формулирует свои претензии к сыну так: “Не садится днем за уроки. Дожидается моего прихода с работы, а потом целый вечер “тянет резину”, не давая мне ни минуты покоя!”
В общем, “кошмарный подросток”, на которого не действуют ни угрозы, ни наказания. Да они и не могут быть эффективными. Ведь, по сути, ребенка наказывают за его жажду любви! Поэтому прежде всего психолог советует этой маме окружить сына заботой. Даже если ей кажется, что он и без того с лихвой ее получает. В конце концов у разных людей разная потребность в ласке!
Как же вести себя с подобным ребенком? Как его защитить? Просто, когда он делает уроки, придвиньтесь к нему поближе, погладьте по голове, по спинке, пошепчите на ухо что-нибудь ласковое и ободряющее. Потому что – очень важный момент! – этим детям нужна не столько реальная помощь в уроках, сколько открытое выражение родительских чувств. Посему главное – не раздражаться на просьбы детей о помощи и не считать потерянным проведенное с ними время. Кто знает? Может быть, именно эти мгновения и запомнятся им на всю жизнь как нечто самое важное и самое драгоценное!
Существует ли профилактика “пофигизма”? Существует, утверждает Татьяна Львова. Еще перед поступлением в школу надо внушить ребенку, что уроки – это его дело. Ибо учится он не для мамы с папой и не для бабушки с дедушкой, а для себя.
Родителям первоклассников обычно кажется, что, если детям по сто раз не напоминать про домашние уроки, они все на свете позабудут. Но в действительности это не так. Ученики начальных классов обычно трепетно относятся ко всему, что связано со школой. И признаться перед всеми, что ты не выучил урок, им гораздо страшнее, чем восьмиклассникам. У них нет бравады неуспехом и ленью. Поэтому будет правильно, если они почувствуют последствия собственной безответственности, если таковую проявят. Идут назавтра в школу с невыполненными упражнениями или с нерешенной задачей. Это гораздо полезней, чем полдня трепать себе нервы, умоляя чадо сесть за письменный стол, создавая у него впечатление, будто бы он работает исключительно ради вашего спокойствия. Здесь, оказывается, надо жестко придерживаться принципа: домашние задания – дело ребенка и он волен выбирать, готовить их или нет.
Однако, если он все-таки получил за свое разгильдяйство двойку, следует лишить его каких-то важных жизненных благ. Тогда-то он и сделает выбор в пользу работы. И все же в начальных классах нужно контролировать качество выполнения домашних заданий. Если ребенок устраивает в тетради мазню, имеет смысл предложить ему сперва сделать уроки в черновике. Он бунтует? Это понятно. Кому охота выполнять двойную работу? Тогда следует предложить ребенку выбор: пишет аккуратно – переписывать не придется. Ну а наляпает ошибок – не обессудь. В иных случаях не надо бояться скандала! Поняв, что вы непреклонны, ребенок возьмется за ум. В общем, прежде чем принять решение, как заставить ребенка добросовестно делать уроки, поймите, что представляет собой ваш сын или дочь. Важно еще и настроить на то, чтобы они внимательно слушали объяснения учителя. В этом случае им меньше придется работать дома. Обязательно надо дать детям возможность отдохнуть после школы. И не полчаса-час, как делают многие мамы, а хотя бы часа два с половиной – три.
Конечно, то, что многие детские переживания связаны со школой, вполне объяснимо. Однако представьте себя на месте вашего ученика или собственных ребятишек. У вас что-то не ладится на работе, дома вы хотите отдохнуть от тяжелых мыслей о неудачах, а вас принимаются пилить близкие: “Сам во всем виноват! Надо было лучше, добросовестнее трудиться!” Разве после этого вы не возненавидите их и свою работу?
А ребенок, в отличие от вас, даже самовольно поменять школу не может. Поэтому от своих неудач с уроками и оценками он может заболеть, и тяжело. Или же начать “сачковать”. Оказывается, надо поступать в иных случаях наоборот и внушать сыну или дочери, что на школе свет клином не сошелся. Что в его жизни есть много другого, не менее ценного. И что многие великие люди учились отнюдь не лучше! А в люди вышли! Тут успокоить, расслабить необходимо. Нервозностью все равно успехов не добьешься. Дети гораздо быстрее преодолевают психологические трудности, если их внимание отвлечено чем-то другим и хорошим.
Поэтому крайне важно создавать у ребенка впечатление, что он продвигается вперед. Пусть даже иллюзорное! Ребенок поверит в свои силы, и произойдет прорыв. Главное – никогда и ни при каких неудачах и проблемах не теряйте контакта со своими детьми. И учениками, конечно, тоже!

Кристина САНДАЛОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте