search
main
0

Профилактика дезадаптации. На трех китах

​Одна из болезней нашего века – это школьная дезадаптация. Это мешает ребенку нормально существовать в школьном мире (мешает учиться, становиться успешным, общаться с друзьями, находить свое место в коллективе, адекватно оценивать себя и окружающих людей).

Ребенок не хочет идти в школу, жалуется, что ему скучно, неинтересно, что он ничего не понимает? Ребенок быстро утомляется, не хочет делать уроки, не воспринимает материал? Он жалуется на учителей, одноклассников, говорит, что его никто не понимает? Ребенок прогуливает уроки и делает все, чтобы под любым предлогом пропустить школу? А еще он негативно настроен, даже агрессивен, все «воспринимает в штыки», как любят говорить учителя и родители? Перед нами все признаки тяжелого заболевания, «клиническая картина», но ужас в том, что заболевание это не врожденное, а приобретенное. Такими «инвалидами» становятся наши дети после долгих лет, проведенных в школе. Что же делать? Как лечить эту болезнь? «Лучше предотвратить, чем лечить», – гласит старая пословица. Трудно спорить с народной мудростью. Но как быть тем школам, которые не учат детей с первого класса, а получают их, так сказать, «в готовом виде» в 7-8-м, а чаще в 9-10-м классах?В нашу школу поступают взрослые ученики: ученики, которых попросили забрать документы из других школ, ученики, которых не взяли в 9-й или 10-й класс, потому что они не сдадут ЕГЭ и ОГЭ, ученики, которые уже не прошли ГИА, дети, которые стоят на учете в КДН и ПДН, дети с проблемами в семье, дети с задержкой нормального психического развития – то есть все те «неудобные» дети, которым, как ни страшно это звучит, «не место» в лицеях и гимназиях нашего города. Школьная дезадаптация налицо, «диагноз поставлен». Что делать? Лечить? Нет. Не лечить. Не лечить, а вновь заниматься профилактикой.Дети приходят к нам из других школ, они приходят с «негативным багажом», потому что им не удалось с первого раза вписаться в школьную жизнь, не удалось адаптироваться, стать нужным, востребованным, успешным. Агрессия, страх и безразличие – вот что овладевает умами, сердцами и душами этих детей. И мы возвращаемся к профилактике. Необходимо начать с нуля и сделать так, чтобы вторая, а у кого-то третья и даже четвертая попытка стала удачной. Да, это трудно. Но ведь мы так любим говорить, что «чужих детей не бывает»!Что же делать? Самое главное – это работать на контрасте. Сменить установку. Необходимо убедить ученика, что он «перелистнул страницу» и начинает жить с нуля. Навешенные ярлыки нужно сменить на «антиярлыки» и сказать ученику, что на самом деле он умный (просто учителя и родители не смогли это раньше рассмотреть). Конечно, он умный, у него хорошая память, и, несомненно, он сдаст все экзамены. Первыми в эту сказку поверят родители, чуть позже, не сразу, – сами ученики, а уж потом и учитель начнет замечать, что сказка становится былью.«Дезадаптированные» дети лишены мотивации. Они не видят смысла в учебе, и просто так с этой проблемой не справиться. Сразу заинтересовать таких детей своим предметом в 9-10-м классах тоже очень трудно, да и экзаменами их не испугаешь. Учитель сам должен стать этой мотивацией. Обращайтесь с такими детьми нарочито вежливо, уважительно, обращайтесь на вы, хвалите их, открывайте каждый день новые стороны личности, новые способности, считайте нормой хорошую успеваемость и искренне удивляйтесь, если ученику что-то не удается, не замечайте плохого и акцентируйте внимание только на хорошем. Ваша игра (да, мы вынуждены признать, что в какой-то степени это игра) будет вознаграждена. Вы станете авторитетом, и ученик будет учиться для вас, потому что никто и никогда не относился к нему так, как вы. Конечно, можно сказать, что все это педагогически неверно, но таков  лишь первый шаг. И это работает! Наша задача сделать так, чтобы ученик посещал школу, успешно учился и смог сдать выпускные экзамены. И без личности педагога в этом деле не обойтись. Все остальное вторично. Сменить установку, «прикрепить антиярлык» и заставить ученика поверить в себя – вот главная задача профилактики школьной дезадаптации.В толковом словаре психиатрических терминов мы легко находим определение дезадаптации старших школьников: «Стойкий отказ от посещения школы вследствие затруднений усвоения программы обучения или в связи с нарушением взаимоотношений и конфликтами со сверстниками и педагогами. Наблюдается у детей и подростков, страдающих невротическими расстройствами или обнаруживающих проявления начинающегося психоза» (Толковый словарь психиатрических терминов. В.М.Блейхер, И.В.Крук. 1995). Означает ли это, что необходимо снять ответственность с учителей и переложить ее на психологов, психиатров и других специалистов? Конечно, нет. Но мы прекрасно понимаем, что, если мы говорим о профилактике школьной дезадаптации, без комплексного обследования, тестирования и психологического сопровождения не обойтись. Учителя должны четко осознавать, с какими детьми они имеют дело. Ведь ни для кого не секрет, что родители, оберегая своих детей, часто скрывают от школы психиатрические, неврологические и прочие диагнозы, и в результате в массовой школе учатся школьники, нуждающиеся в компенсирующем обучении.Если учитель получит исчерпывающую информацию от психолога, а также будет иметь возможность получить консультацию, например, логопеда или дефектолога, мы сможем говорить о профилактике школьной дезадаптации. Школьным учителям хорошо известно, что причины детской неуспешности, к сожалению, часто кроются в задержке психического развития, различных невротических расстройствах или в не компенсированных вовремя логопедических проблемах. «Предупрежден – значит вооружен» – так звучит древняя латинская пословица (Praemonitus, praemunitus). Это значит, что учитель, который владеет информацией в полной мере, будет готов ко всем сложностям и сможет реально осуществлять тот самый индивидуальный подход, о котором все так много говорят. Конечно, не надо отправлять всех трудных детей к психиатру и перекладывать ответственность на врачей, но и учителей нельзя оставлять наедине с проблемами и лишать их профессиональной помощи.И конечно, если мы говорим о профилактике дезадаптации старших школьников, нельзя забывать о том, что любой воспитательный процесс строится не на двух, а на трех китах: родители – учителя – ученики. К сожалению, в условиях современной школы редко можно всерьез говорить о специальных психологических тренингах с родителями. Но все же «достучаться» до родителей наших учеников – наша первостепенная задача. Мамы и папы искренне не понимают, при чем здесь семья, если у ребенка проблемы в школе. И мы должны объяснить им, что причины дезадаптации чаще всего лежат именно в области семейного воспитания. Да, к сожалению, наши дети порой оказываются беззащитными перед лицом социальных, психологических и других проблем, и мы должны помочь им и уберечь от опасности. Но нельзя забывать такую простую истину: профилактика ДЛЯ детей не нужна, нужна профилактика ВМЕСТЕ с детьми.Светлана ФЕДОРОВА, учитель русского языка и литературы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте